Ольга Никулина
Родительское собрание «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и развивающими играми»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему :
«Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и развивающими играми»
Подготовила: Воспитатель НикулинаО. В.
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и развивающими играми“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Немного науки" К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становиться словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи : местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой, притяжательные (папин стул, мамина чашка).
: Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
Правильно, это следующие задачи:
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Словесные игры.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников.
Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется звуковая культура речи.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
2. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.
Её можно выполнять в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой. Мы с вами сейчас проведем ряд простых упражнений для языка и губ.
Артикуляционное упражнение «Орешки» (рот закрыт; кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки; на щеках образуются твердые шарики - «орешки»), «Лошадка», «Дразнилка».
«Свои губки прямо к ушкам растяну я как лягушка».
«А теперь слоник я –хоботок есть у меня»
«Тик- так. Тик- так. Ходят часики у нас»
Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» (улыбнуться; открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы) .Артикуляционное упражнение «Часики» (открыть рот; высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то вправо, то влево).
Покачаться он готов. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» (слегка приоткрыть рот; широким кончиком языка «слизать варенье» с верхней и верхней губы)
Развивающая игра «Машина»
- Формирование звуковой культуры речи.
Игры, развивающие звуковую культуру речи (звукоподражание).
Дидактическая игра «Кто как голос подает»
Корова – мычит (му-у)
Собака – лает (гав-гав)
Свинья – хрюкает (хрю-хрю)
Лошадь – ржет (иго-го)
Овца – блеет (бе-е)
Кошка – мяукает (мяу)
Лягушка – квакает
Курица – кудахчет
Утка - крякает
Жук – жужжит
Волк – воет
Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Тигр - рычит
Петух – кукарекает
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)
БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (зв. Б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»
«Лежит ёжик у ёлки, есть у ежа иголки»
Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов - у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер, особенности поверхности (пушистая, шероховатая) ;Обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмём природу.
Отравляясь с ребенком на прогулку:
1. поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?
2. в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
3. какое сейчас время года?
4. покормить птиц
5. загадать загадку
6. познакомить с народными пословицами и приметами
7. прочитать стихотворение, вспомнить песенку
8. поиграть в игру
Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое. Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.
- Формирование грамматического строя речи.
Дети должны научиться согласовывать части речи в словосочетаниях и в предложениях. (сущ + прилаг, (сущ с предлогами, (сущ в един. и мн. числе)
Дидактическая игра «Назови ласково»
кошка – кошечка цветок – цветочек
собака – собачка звонок - звоночек
лошадь – лошадка листок- листочек
овца – овечка солнце - солнышко
корабль - кораблик
самолет - самолетик
стул – стульчик звезда - звездочка
стол – столик сын - сыночек
кровать- кроватка мама - мамочка
окно- окошко папа - папочка
дом –домик дочь - доченька
платье- платьице ветер - ветерок
рубашка – рубашечка дождь - дождик
носки – носочки снег – снежок
Дидактическая игра «Назови цвет» :
Морковь (какая) – оранжевая
Капуста (какая) - белая
Помидор (какой) – красный
Огурец (какой) – зеленый
Репа (какая) – желтая
Апельсин (какой) - оранжевый
Лимон (какой) – желтый
Арбуз (какой) – полосатый
Слива (какая) - синяя
Малина (какая) – красная
Чтобы детям было интересно, нужно использовать в словесной игре мяч (бросок- вопрос, бросок- ответ)
ЛОГОРИТМИКА.
Музыкальная логоритмика – это система музыкально–ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово + движение + музыка. Это развитие речи средствами музыки. Это одно из интересных направлений музыкально–ритмического развития детей, это объединение музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую.
Ритмическая речевая игра «Дождик кап!»
Ведущий: Птица: Дети: Кар, кар, кар
Ветер: дети: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик: кап, кап, кап (хлопают ладонями по коленям)
Ноги: шлёп, шлёп, шлёп (топают попеременно ногами)
Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)
Мама: ах, ах. ах! (качают головой, держась за неё руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопают ладонями по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
Ритмическая речевая игра «Утро», «Дятел»
Музыкально –ритмические упражнения.
Логоритм. упр. «Мышки и кот», «Снежок», «Кошка», «Мы на луг ходили».
Развитие мелкой моторики.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.
ПЧЁЛКИ
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять! Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".
Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
«Капуста», «Качалочка», «Шарик», «Пять», «Пластилин».
. Рисование пальчиками по крупе цветочка. Мама дорогая,
Я тебя люблю!
Все цветы весенние
Я тебе дарю.
На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпана мелкая крупаили песок. Воспитанники рисуют цветы для мам.
Игры с прищепками «Большая стирка»
С мамой мы белье стирали, Трут один кулачок о другой.
Дружно вместе полоскали. Водят раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья.
Выжали, повесили – Сжимают и разжимают кулачки, имитируя развешивание белья.
То-то стало весело! Круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.
Развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Сопровождение работы проговариванием стишка:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
Игра "Намотать клубочки".
Тут котенок прибежал
Все клубочки размотал.
Помогаю бабушке, я уже большой.
Улыбнулась бабушка, стала молодой!
Воспитанники заматывают клубочки под музыку и отдают бабушке.
8. Игры с макаронами "Бусы для мамы".
Логопед. Мы подарок мамам
Покупать не стали
Приготовим бусы сами
Своими руками.
Воспитанники делают бусы из вермишели для мам и бабушек, а родители (законные представители) слушают сообщение учителя-логопеда о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей.
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.
Художественное слово.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка.
Мы предлагаем вам, уважаемые родители,познакомиться с памяткой «Как читать детям».
1.
Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2 Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3 Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4 Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то,чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5 Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните,что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6 Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному
7 Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, мы призываем вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
В заключение нашей встречи мы хотим, чтобы вы вспомнили басню Крылова «Лебедь, рак и щука» : Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, а только мука.