Наталья Преображенская
Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звуки [c], [c’]; буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со звуками с и сь и буквой С.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять правильное произношение звуков с и сь в словах и предложениях.
-учить различать звуки с и сь
-закреплять умение определять место звуков с и сь в слове.
-закреплять умение дифференцировать звуки с и сь в словах.
-учить составлять предложения со звуками с и сь по опорным словам
-развивать навык звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы, мелкую и артикуляционную моторику, внимание, память, логическое мышление.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать умение слушать друг друга. Вслушиваться в речь педагога.
Оборудование: Предметные картинки, интерактивная доска, разноцветные магниты для звукового анализа, раздаточный материал (карточки) для обозначения мягкости/твердости звуков, карточки со схемами предложений, карточки для звукобуквенного анализа.
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнения на внимание.
2. Повторение пройденного. Логопед просит вспомнить детей с каким звуком и с какой буквой они познакомились на прошлом занятии? [Ы]. Логопед просит детей припомнить и назвать слова со звуком [ы]? (ответы).
3. Знакомство с новым материалом. Логопед просит детей прослушать стихотворения и сказать какой звук в них часто повторяется:
Спит спокойно старый слон. Стоя спать умеет он. (зв. [c])
Непоседа-Васенька не сидит на месте
Непоседа-Васенька всюду с нами вместе (зв. [c’])
Логопед спрашивает: «О каких звуках мы сегодня будем говорить?» (зв. [c] и [c’]).
4. Уточнение артикуляции звуков (губы в улыбке, язык «горочкой») и их характеристика.
5. Речевая зарядка:
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Си-си-си – сук в руке неси.
Дети повторяют за логопедом чистоговорки со звуками с и сь.
6. Дидактическое упражнение «Потерялся звук С»
Логопед просит детей помочь найти потерявшиеся звук С в словах и дополнить этим звуком слова.
…камейка, …тол, …тул, …нег, автобу, ле, ква, но…
7. Определение местонахождения звука [c] в словах:
Логопед просит детей определить на слух место звука С в словах.
Стол, лес, каска, стул, нос, миска, квас, столовая, доска, свет.
8. Дидактическая игра «Светофор» (дифференциация зв. [c] и [c’]):
Логопед просит детей с помощью индивидуальных цветных карточек, (синих и зеленых) определить на слух и обозначить ими наличие звуков С или СЬ в словах.
Сено, сом, семь, слон, синичка, собака, сок, село, сети, стол, сито, санки.
9. Составление предложений по опорным словам (+ составление схем предложений):
Логопед просит детей правильно составить предложения из деформированных предложений и выложить их схемы.
Спит, кот, сено, на. Стол, апельсин, со, упал.
Сад, беседка, в, стоит. Собака, сосна, под, спать.
10. Физкультминутка:
Самолёт построим сами.
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
11. Знакомство с буквой «С»
Логопед:
Жёлтый месяц в небе тёмном,
Буквой «С» повис огромной. (демонстрация буквы)
а) На что похожа буква «С»?
б) Прорисовывание буквы в воздухе.
в) Из скольких элементов состоит буква?
г) Нахождение "С" в кассе букв.
д) Анализ и синтез слогов: са, ус, сы, ис, су, ос, сэ.
е) Звуко-буквенный анализ слов: сок, сук, сом, сито, Сима.
12. Подведение итога занятия.
а) Игра (две команды): кто больше вспомнит и назовёт слов со звуками [c] и [c’]. Первая команда (зв. [c], вторая команда (зв. [c’]). Выигрывает та команда, которая вспомнит и назовёт больше слов.