Наталья Ильина
Творческий отчет «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе условия для формирования разносторонней и полноценной личности характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
В первую очередь, на мой взгляд, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные способности и интересы. Этому способствует реализация программы «Развитие» под редакцией Л. Венгер, О. Дьяченко, внедряемая в нашем дошкольном образовательном учреждении, приоритетным направлением которого является познавательно-речевое развитие дошкольников.
Эффективность развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Однако возможность формирования в комплексе все важных для умственного развития мыслительных умений на протяжении всего дошкольного обучения даны не во многих. Наиболее эффективным пособием, считаю, являются блоки Дьенеша. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой – предоставляется поле для фантазии и личного творчества.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям (соотношениям); включать подмножества в состав множества, разбивать их на пересекающиеся множества. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Полученные умения и навыки в дальнейшем будут способствовать успешному обучению математики и информатики в школе.
Наблюдение за детьми моей группы, а также анализ диагностических данных показали, что не все дети способны логически мыслить, производить операции над множествами; не имеют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование и т. д.); не всегда проявляют самостоятельность, инициативу, способность к моделированию.
Все это способствовало выбору темы творческого отчета «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша», цель которой - развитие у детей интеллектуальных способностей через систему игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Развитие логического мышления, представлений о множестве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
2. Формирование представлений о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
3. Развитие умения выделять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
4. Знакомство с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
5. Развитие пространственных представлений.
6. Развитие знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельного решения учебных и практических задач.
7. Воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели, преодоление трудностей.
8. Развитие познавательных процессов, мыслительных операций.
9. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
10. Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью.
Теоретической основой являются методические разработки следующих авторов: Е. А. Носоновой, А. А. Смоленцовой, О. В. Пустовойт, М. Фидлер, А. Столяр, Г. Копылова.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами:
• индивидуального подхода;
• постепенного наращивания трудностей;
• системности;
• личностно-ориентированного подхода;
• игры;
• единства развивающей и диагностирующей функций игры.
Использую различные формы организации - это занятия, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности, совместная и самостоятельная игровая деятельность:
• в подвижных играх использую блоки Дьенеша как ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;
• в настольно-печатных играх – для изготовления карт к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди свое место» и другие;
• в сюжетно-ролевых играх – в игре «Магазин» блоки могут обозначать деньги, в игре «Почта» - адрес и т. д.).
Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур способствует разнообразию занятий детей, делает их интересней, помогает детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.
Включение сказочных персонажей, сюжетов, игровых задач способствует поддержке интереса к занятиям, активности детей.
Для ознакомления детей с новой игрой разработала следующий алгоритм:
1 шаг - внесение новой игры в группу, направлен на знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами;
2 шаг - собственно игра, направлен на решение развивающей задачи (развитие логическое мышление; представление о множестве; умения выявлять свойства в объектах и называть их и т. п.);
3 шаг - самостоятельная игра детей с развивающим материалом, направлен на развитие творческих способностей, воображения и фантазии.
Этапы работы с логическими блоками Дьенеша:
1 этап направлен на знакомство с формой, затем с цветом, размером, толщиной. Дети группируют блоки по признакам, выстраивают разнообразные структуры, но чаще всего художественные композиции (узоры, сюжеты). На данном этапе используются игры «Угадай цвет», «Давайте познакомимся, «Найди бок» и другие.
2 этап - развитие умения оперировать одним свойством (обобщать, классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству, используются игры «Найди свой домик», «Найди свою дорожку», игры со шнурами и т. д.
3 этап - развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами. На данном этапе целесообразно использовать игры «Где живут блоки», игры со шнурами, обручами, овалами и т. д.
4 этап - развитие способности к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг). Детям предлагаются игры «Лабиринт», «Разложи пропущенные фигуры», «Найди меня», «Вырасти цветы», «Олимпийские кольца» и т. д.
В соответствии с этапами работы игры с логическими блоками разделила на 4 группы.
К первой группе относятся игры и упражнения направленные на развитие умения выделять и абстрагировать свойства. Игры и упражнения этой группы помогают развивать у детей умения выделять в предметах от одного до четырех свойств (цвет, форму, размер, толщину, абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получают первые представления о замещении свойств знаками – символами, осваивают умение строго следовать правилам при выполнении действий, приблизиться к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат. Это игры типа «Найди клад», «Угадай-ка», «Помоги муравьишкам», «Автострада», «Построй дом» и другие.
Примерные игры на выявление и абстрагирование свойств
«Замок или третий лишний»
«Найди клад или мышку»
Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.
Ход игры:
1 вариант
Перед детьми лежат 8 блоков, различающихся по свойствам. Дети – кладоискатели, монета – клад. Один из ребят задает вопрос.
Клад под синим блоком?
Под большим и т. д. ?
Кладоискатель, назвавший все свойства блока, проверяет. Если находит клад, забирает себе, если нет – поиск продолжается.
2 вариант
Ведущий говорит: мышка спряталась под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо.
«Найди свой домик»
Цель: прививать умение различать цвета, формы геометрических фигур.
Ход игры: на импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них находится по одной геометрической фигуре (круг, квадрат, треугольник). Воспитатель предлагает детям рассмотреть обручи с фигурами и объясняет, что в обруче с кругом живут все круги и т. д. Для того, чтобы попасть в домик, нужен ключик. Из «волшебного» мешочка каждый выбирает себе «ключик» (геометрическую фигуру) и находит свой домик по форме и цвету «ключика».
Продолжая игру, дети могут обмениваться ключиками, а воспитатель незаметно меняет или добавляет фигуры в обручи.
«Построй дорожку»
Цель: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.
Ход игры: перед детьми – таблица, на полу – блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе. Правила построения дорожек записаны в таблице (демонстрация таблиц)
Игры и упражнения второй группы способствуют развитию у детей умения сравнивать предметы по одному двум, трем свойствам, видеть в них общее и различное. Игры помогают им овладеть этим умением в разных ситуациях: когда в его поле зрения находятся не только сравниваемые предметы, но и другие. Можно использовать игры «Дорожки», «Домино», «Поймай тройку и т. п.
Примерные игры на сравнение
«Дорожки»
Цель: развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Ход игры: на полу по кругу расставлены три домика для Ниф-Нифа, Наф-Нафа, Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки нужно строить по правилам.
Например, первую дорожку построить так, чтобы не было в ней рядом фигур одинакового цвета. Вторую – чтобы не было фигур одинакового размера и формы. Третья дорожка состоит из блоков, чередующихся по толщине, и всех четырехугольников.
Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через реку, сделать праздничную гирлянду, составить поезд из блоков – вагончиков и др. (В старшем дошкольном возрасте дети могут рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур).
Загадки без слов
Мы поможем ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
7. Чем свяжешь! Или измени одно свойство.
У цепочки есть начало и есть конец, их нужно связать блоками так, чтобы фигуры отличались всего по одному свойству.
Игры и упражнения третьей группы помогают развивать у детей умения классифицировать, обобщать предметы по одному, двум, трем и четырем свойствам. При этом дети сначала осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем по самостоятельно выделенным. Дети постепенно переходят от классификации и обобщения предметов по отдельным свойствам к выделению закономерностей. Это игры: «Где чей гараж», «Засели домики», «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок» и другие.
Примерные игры на классификацию, обобщение
Цель: формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
Город геометрических фигур
Малыши прибыли в гости к Микки-Маусу! Посмотрите, какой это город фигур! Сережа ищет прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на красной улице.
Игры с тремя обручами
Цель. Развитие умения разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Описание игры
В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые
Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.
Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где, чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!
«Рассели жильцов»
Игры и упражнения четвертой группы в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они помогают развивать у детей умения разбивать множества на классы по совместным свойствам, развивать умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате ребенок может свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий. («Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри», «Сократи слово» и др.).
Наряду с использованием карточек-символов, которые позволяют придумать с детьми разнообразные игры, можно предложить и логические кубики. Своеобразие логических кубиков – возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям.
Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические) использую в работе с детьми разного возраста. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, то упрощаю ее, и так до тех пор, пока ребёнок не справится с заданием. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.
Работу по формированию познавательных способностей начинаю со знакомства с формой, затем цветом. И, соответственно, предлагаю детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени, предлагаю игры на умение оперировать двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя свойствами.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и, что очень важно, рассуждает по ходу игры.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени - это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно давать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезает. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Развивая мыслительные умения, важно помнить, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в результате многократных повторений. Для того, чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами, проблемными ситуациями.
Варианты игр с логическими кубиками и блоками Дьенеша
№
п/п название Замещение предмета Игровое действие Дополнительный материал
1 День рождения Подарки Преподнесение подарков Игрушка именинник
2 Рыбалка Рыбы Лов рыбы Ведерки для складывания рыбы
3 Садовники Цветы Посадка клумбы «Клумбы» круги разного цвета
4 Строительство города Строит. Материал Постройка домов Машины для перевозки
5 Кулинары Цукаты Украшение торта Круги разного цвета (коржи)
6 Космос Инопланетяне Конструирование ракеты Силуэт ракеты
7 Бусы Бусинки Собирание бус
Кукла
8 Кондитерская фабрика Конфеты Раскладывание конфет в коробки «Схемы» коробок
9 Сочинение сказки Герои сказок Сочинение сюжета Театр «Би-ба-бо»
Для развития игровой самостоятельной игровой деятельности игры с блоками размещаю в уголок занимательной математики, который организован в группе. Свободный доступ предоставляет возможность играть индивидуально или совместно с другими детьми.
Включаю игры с блоками в праздники и развлечения познавательного характера.
Для родителей провела мастер класс «Учимся, играя», где познакомила их с блоками Дьенеша, показала игры и упражнения с ними.
Опытом работы делилась с педагогами МАДОУ на педагогическом совете, аукционе идей, семинаре – практикуме, деловой игре.
Анализ диагностических данных показал, что в результате систематической и планомерной работы дети:
• имеют устойчивые представления о величине, форме предметов.
• могут зрительно распознавать фигуры их величину, толщину, цвет.
• используют слова: «форма», «величина», «толщина», «геометрическая фигура» - для определения и характеристики свойств объектов, их наличия и отсутствия.
• выявляют свойства и отношения реальных предметов по наглядным моделям.
• могут разбивать множества на подмножества по трем совместимым свойствам.
• умеют различать правую и левую сторону тела, определять направление: от себя – к себе; направо – налево – прямо; вперед – назад.
• способны кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов.
• свободно рассуждают, обосновывают правомерность или ошибочность действий, понимают, что нарушение правил не позволяет достичь верного результата.
• проявляют самостоятельность, инициативу в игровой деятельности.
Таким образом, использование нетрадиционного дидактического материала способствует развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления у детей. А также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует