Яна Третьякова
«Сказкотерапия в коррекционной работе учителя — логопеда». Педагогический проект по теме самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Проект (кружковая работа) учителя-логопеда по теме самообразования
на 2024-2025 учебный год
«Сказкотерапия в коррекционной работе
учителя - логопеда»
Составитель:
Учитель-логопед: Третьякова. Я. В.
2024г.
Пояснительная записка
Тема проекта: «Сказкотерапия» – как вид коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Направление: комплексное (познавательно-творческая, речевая, изобразительная).
Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.
Сроки реализации: долгосрочный (1год)
Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель проекта: Коррекция нарушений речи и связанных с ней психических процессов детей с ОВЗ посредством сказки и логосказки; Раскрытие совместного творчества детей и родителей.
Задачи:
Образовательные:
• Расширить представление детей о сказках и логосказках;
• Научить использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации) в деятельности детей;
• Знакомить с разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, теневой, кукольный и т. д.);
• Обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
• Развивать все стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй речи, лексику, связную речь);
• Развивать психические процессы (внимание, память, образное мышление, фантазию, воображение); Воспитательные:
• Воспитывать нравственные качества у детей (чувства дружбы и коллективизма);
Для родителей:
• Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
• Развитие совместного творчества родителей и детей;
• Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
• Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Для учителя-логопеда и воспитателей:
• Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
• Систематизировать методический и дидактический материал по темам сказок;
• Разработать цикл сказок по лексическим темам и логосказок и апробировать их в практике работы;
• Обогатить предметно-развивающую речевую среду в группе;
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;
Актуальность проекта
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. Характер речевых патологий у таких детей, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком. Именно эти особенности детей с ОВЗ диктуют основную задачу для педагогов, это создать адекватные условия для развития речи и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья.
Данная проблема побудила меня, как логопеда, работающего в логопедической группе с детьми ТНР в детском саду, искать новые методы и формы работы с детьми с ОВЗ. Передо мной встала задача подобрать такие формы, методы, способы обучения детей с нарушениями речи, которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность, влиять на коррекцию речевого развития, развивать активный словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу, чтобы дети, отдыхая, учились и развивались. На мой взгляд, одним из видов инноваций в логопедической практике, является сказкотерапия, логосказка.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. Произведения народного творчества (колыбельные, потешки, сказки) практически не используются даже в младшем дошкольном возрасте.
Основная цель сказкотерапии – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путём использования элементов сказкотерапии. Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.
К. Д. Ушинский считал, что народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании. Целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз. Звучание этих приговорок помогают ребенку наладить эмоциональный контакт и форму речевого общения с взрослыми и со своими сверстниками. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи.
Достоинство данного метода заключаются в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущения давления. Детям с ОНР и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям.
В работе со сказкой используются, приёмы логосказки, мнемотехники, логоритмики, психогимнастики и применение компьютерной техники. Всё это позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки детей к школе и предупредить вторичные расстройства письменной речи. Обучение проходит более легко, интересно, радостно и без принуждения.
Виды логосказок, используемых в работе:
-Артикуляционные логосказки (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
-фонетические логосказки (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
-логосказки для обучения грамоте (о звуках и буквах);
-пальчиковые логосказки (развитие мелкой моторики, графических навыков);
-логосказки на координацию и пространственную ориентировку (формирование зрительно-пространственных представлений);
- лексико-грамматические логосказки (формирование и закрепление обобщающих понятий; сказки на словообразование, на расширение словаря антонимов, обогащение словарного запаса);
-логосказки, способствующие формированию связной речи.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
• Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
• Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
• Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
• Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
• Произвольность (от переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре).
• Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
Коррекция речи и формирование положительного отношения к сказкам у детей может проводиться как на занятиях, которые целиком построены на сюжете сказки или её фрагменте, так и использовать часть занятия, а также в свободное время в виде дидактических игр или в форме досуга. В каждой предлагаемой логопедом сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. В практике использую «логосказки», которые несут определённую лексическую и грамматическую нагрузку.
В работе со сказкой, логосказкой придерживаюсь принципов: систематичности и последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. Сказки с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказать сказку и одновременно выполнять упражнения. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. По ФОП особенно эффективными для развития детей являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. К тому же театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики, чем и ценен данный проект.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
• Овладение навыками выразительной, правильной речи.
• Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через театрализованную деятельность.
• Проявление любви к сказкам и театральной деятельности;
• Знание прочитанных сказочных произведений, их авторов, тексты, персонажей.
У родителей:
• Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.
У педагогов и логопеда:
• Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи.
• Разработка дидактического материала (создание картотеки артикуляционной сказки, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики через сказку, упражнений на развитие речевого дыхания);
• Разработка цикла сказок по лексическим темам, логосказок, направленных на профилактику речевых нарушений;
Используемые методы и технологии: Игра-инсценировка. Игра-имитация. Упражнение на релаксацию. Словесная режиссерская игра. Пересказ от лица литературного героя. Метод «А что потом»; Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»; Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»; Метод «Придумывание кратких историй»; Метод
«Сказка про самого себя»; Метод «Сказки по-новому»;
Технические средства и средства наглядности: Оборудование для показа мультимедийной презентации. Иллюстрации по теме проекта; Конспекты занятий; Сценарии для театрализованной деятельности; Различные виды театров
(пальчиковый, магнитный и т. д., наборы для изготовления театральных кукол и костюмов. Пазлы по сказкам, раскраски, дидактические игры по теме, наборы для продуктивной деятельности детей (пластилин, цветная бумага и т. д.). Книги и журналы с различными сказками.
Содержание работы по теме самообразования на каждом этапе.
Содержание работы Сроки реализации Предполагаемый результат, продукт деятельности
1. Ознакомительный этап работы по теме самообразования
1. Выбор темы по самообразованию, формулирование цели и основных задач, осмысление последовательности своих действий при работе над темой по самообразованию, прогнозирование результата работы. – сентябрь 2024 Составление плана работы по теме самообразования «Сказкотерапия в коррекционной работе
учителя - логопеда»
2. Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме «Сказкотерапия в коррекционной работе учителя - логопеда» Сентябрь- октябрь 2024 Список литературы, создание элек-тронной библиотеки по теме самообразования, по возможности приобретение печатных материалов и книг.
Список литературы представлен ниже и будет пополняться в ходе работы над темой.
3. Обзор передового педагогического опыта в области использования сказко-терапии в коррекционной работе учителя – логопеда.
(через сеть Интернет)
Сентябрь-октябрь 2024 Ознакомление с опытом российских и зарубежных (по возможности) коллег в области использования сказкотерапии в коррекционной работе учителя - логопеда.
2. Практический этап работы по теме самообразования
1. Освоение и внедрение в логопедиче-скую практику сказкотерапии в коррекции ТНР детей старшего до-школьного возраста, разработка дидактических материалов по теме самообразования В течение учебного года Создание, оформление, пособий и картотек,по развитию речи детей с ТНР для использования сказко-терапии
2. Поиск и прохождение курсов повышения квалификации по теме самообразования; активное участие в онлайн семинарах и вебинарах по теме самообразования (например, на порталах Мерсибо, «Солнечный свет», «Инфоурок» и др.) Курсы повышения квалификации – в течение
2024-2025 уч. гг.
Семинары и вебинары – постоянно. Удостоверение о повышении квалификации;
Сертификаты о прохождении вебинаров.
3. Участие в конкурсах профес-сионального мастерства с разработан-ными дидактическими материалами по теме самообразования, публикация ма-териалов в сети Интернет на учительс-ких сайтах и порталах (Инфоурок, ns-портал и др.) Постоянно в течение года. Свидетельства о публикации, Грамоты за участие в конкурсах.
4. Организация активной коррекцион-но-развивающей предметно-про-странственной среды кабинета учителя-логопеда с учётом современ-ных требований Октябрь 2024- апрель 2025 гг. Изготовление атрибутов (пальчико-вый театр, настольный, кукольный театр, кубики – подсказки, по сказ-кам; создание картотек дидактичес-ких игр по сказкам, картотек сказок (артикуляционные, пальчиковые, фонетические, лексико-граммати-ческие, сказки, способствующие формированию связной речи, сказ-ки по обучению грамоте) для ис-пользования сказкотерапии.
5. Логопедическая диагностика до-школьников с ТНР. Сентябрь 2024 (подг к школе группа)
Май 2025 Анализ показателей уровня разви-тия детей.
6. Внедрение в коррекционно-образова-тельный процесс современной техно-логии: создание перспективного плани-рования по внедрению сказкотерапии в коррекционную работу учителя-логопеда на фронтальных, подгруп-повых и индивидуальных занятиях; разработка конспектов занятий и домашних заданий Октябрь 2024 – апрель 2025 Перспективное планирование, конс-пекты, домашние задания с ис-пользованием заданий по техноло-гии «Сказкотерапия»
7. Выступление с консультациями-пре-зентациями на родительских собраниях по теме самообразования Октябрь 2024 Консультация-презентация для родителей по теме: «Что такое сказкотерапия?»
Консультация-презентация по теме: «Сказкотерапия - как средство социализации детей с ОВЗ»
8. Работа с родителями по теме самообразования (кроме родительских собраний)
А) Разработка памяток и буклетов для родителей
Б) Оформление информационного материала в уголке логопеда
В) Проведение мастер-классов или он-лайн консультаций с родителями в чатах Ватсап В течение учебного года Буклеты «Развитие связной речи у старших дошкольников с ТНР посредством сказкотерапии» «Сказкотерапия как форма психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ»
Папки-передвижки «Игры и потешки в сказкотерапии», «Воспитываем сказкой», «Сказкотерапия – раскрываем потенциал ребёнка
Индивидуальное консультирование родителей по выполнению домашних заданий
3. Отчётный этап работы по теме самообразования
1. Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования «Сказкотерапия в коррекционной работе учителя - логопеда» Апрель-май 2025 Аналитический материал в виде презентации из опыта работы по теме: «Сказкотерапия в коррек-ционной работе учителя - логопеда»
2. Обобщение и трансляция опыта для педагогов своего ДОУ, для учителей-логопедов методического объединения города :
А) Открытый показ занятия с применением сказкотерапии в коррекции речевого развития.
Б) Создание консультаций – презентаций и мастер-классов для педагогов ДОУ и учителей-логопедов МО по теме самообразования
Март-апрель 2025
Февраль-март 2025г.
Конспект и презентация открытого занятия
Консультации-презентации из опыта работы.
3. Оформление результатов работы по теме самообразования «Сказкотерапия в коррекционной работе учителя - логопеда». Май-июнь 2025г. Анализ работы по самообразо-ванию, отчёт о проделанной работе, оформление папки по теме самообразования.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
работы логопеда и воспитателя по теме: «Сказки и Логосказки»
месяц неделя № темы Тема Сказка
Сентябрь I-II Обследование
III 1 «Осень» Пантомимические этюды
IV 2 «Овощи. Огород» Репка
Октябрь I 3 «Фрукты. Сад» В. Сутеева «Яблоко»
II 4 «Лес. Деревья» Гуси-лебеди
III 5 «Грибы» «Под грибом» Сутеева В.
IV 6 «Ягоды» Дудочка и кувшинчик
Ноябрь I 7 «Птицы» Лиса и журавль
II 8 «Человек» Пантомимические этюды
III 9 «Одежда» Мойдодыр
IV 10 «Обувь» Погружение в стихии
V 11 «Зимующие птицы» Перевоплощение в птиц.
Декабрь I 12 «Зима. Зимние забавы» Снегурочка
II 13 «Домашние животные» Кто сказал «Мяу» В. Сутеев
III 14 «Дикие животные лесов» Теремок
IV 15 «Новогодний праздник» Мороз Иванович
I-II Каникулы. Обследование
III 16 «Семья» В. Сутеев «Мешок яблок»
IV 17 «Мой дом» Перевоплощение в дом
V 18 «Мебель» Три медведя
Февраль I 19 «Посуда» Федорино горе
II 20 «Продукты» Гуси-лебеди
III 21 «23 февраля» Пантомимические этюды
IV 22 «Животные дальних стран» Айболит
Март I 23 «8 марта – женский день» Перевоплощения в растения
II 24 «Профессии. Инструменты» Храбрый портняжка
III 25 «Весна» Домовенок Кузя. Весна.
IV 26 «Транспорт» Тараканище
Апрель I 27 «Моя Родина. Город» Сочинение сказки «Путешествие Городовичка»
II 28 «Космос» Погружение в стихии
III 29 «Обитатели рек, морей и океанов» Золотая рыбка
IV 30 «Насекомые» Муха-цокотуха
V 31 «Цветы» Дюймовочка
Май I 32 «День Победы» Пантомимические этюды
II 33 «Скоро лето» Закрепление
III –IV Обследование
Список литературы:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М. : Ось- 89, 2007. -144 с. 3.
3. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСЬВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2012. – 112 с.
4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.» -2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.
5. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
6. Логинова О. И. Сказкотерапия. Электронный ресурс http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
7. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».М. : АРКТИ, 2004.
8. Рыжова Л. В. методика работы со сказкой: методическое пособие. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-160 с.
9. Поляк Л. Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. :«Детство-пресс», 2008.
10. М. С. Коган «Игровая кладовая» - 3-е изд., - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007г. – 238с. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов/сост.
Информационные ресурсы
https://skazkibasni.com/russkie-skazki Всё про сказки
http://skazkibasni.com/terapevticheskie-skazki-skazkoterapiya-dlya-detej
Терапевтические сказки
http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.
http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности http://www.detskiysad.ru/rech/411.html - Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» http://www.logoburg.com/- Пособие адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.
http://www.logoped-sfera.ru/- «Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей».
Источник: http://logoportal.ru/skazkoterapiya-v-korrektsionnoy-deyatelnosti-s-detmidoshkolnikami/.html