Ксения Гончаренко
Конспект открытого занятия по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по обучению грамоте
Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Образовательные задачи:
Закреплять понятие буква, звук, слог, предложение;
закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках;
закреплять умение делить слова на слоги;
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
закреплять навык звукобуквенного анализа слов;
закреплять графический образ букв;
учить составлять слова из букв и слогов;
продолжать учить работать со схемой предложения;
продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.
Материал к занятию :
Доска, картинка Феи Грамоты за каменной стеной, мяч, звуковые часы, магнитные картинки, раздаточные картинки, слоговые паровозики, пеналы, тетради.
Ход занятия:
Организационный момент. Логопед в кругу с детьми:
Собрались все дети в круг,
Я- твой друг, и ты- мой друг,
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Введение в тему:
— Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями. И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! Но я узнала, что недавно в стране Знаний произошло грустное событие.
Злой волшебник похитил Фею Грамоты и спрятал в своем замке за каменной стеной. Кроме того, он попрятал много звуков и букв. Но, так как вы умные ребята, многому научились на занятиях по обучению грамоте, я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоты. Как вы думаете, сможем мы помочь и освободить Фею Грамоты?
— Да!
— Нам надо разрушить каменную стену. А чтобы ее разрушить, нужно пройти испытания — выполнить задания. Стена очень крепкая, но от каждого выполненного задания стена начнет постепенно разрушаться. И так — вперед!
Задание № 1 называется «Вопрос — ответ»
(логопед задает вопрос, дети отвечают)
Из чего состоит наша речь? (из предложений)
С какой буквы пишется начало любого предложения? (с большой)
Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак.)
Из чего состоят предложения? (из слов)
Из чего состоит слово? (из слогов)
Из чего состоит слог? (из звуков и букв)
Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)
— Молодцы, все справились с первым заданием и разрушили первый ряд каменной стены.
Задание № 2. Называется «Звуковые часы».
— Перед вами «Звуковые часы». Вы видите, что на них не цифры, а картинки. И они показывают не время, а рассказывают о звуках. Давайте проверим, как они работают. Покажите синей стрелкой картинку, название которой начинается с твердого согласного звука, а зеленой стрелкой картинку, название которой начинается с такого же, но только мягкого согласного звука. Например, «солнце — синица». (Дети выполняют задание)
— Молодцы, выполнили задание. Второй ряд стены разрушен.
Задание № 3 «Подели слова на слоги и определи их количество».
— Посмотрите, ребята, перед вами паровоз с вагончиками (домики). В паровозиках одно, два, три окошка. Перед вами звери. Вам нужно расселить их по вагончикам. Но для этого вам нужно разделить названия зверей на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.) Как мы сможем определить количество слогов?
Дети:
— При помощи хлопков.
Логопед:
— А еще какое правило мы знаем?
Дети:
— Сколько в слове гласных, столько и слогов!
(Дети выполняют задание).
— Молодцы, вы правильно выполнили задание и разрушили третий ряд стены.
Задание № 4 «Собери слово».
— Перед вами слоги. На одном столе слоги из начала слова. На другом — конечные слоги. Из двух слогов вам нужно составить слово. Давайте попробуем подобрать.
Дети в парах, подбирая слоги, составляют слова.
— Молодцы, вы выполнили и это задание. Стена дальше разрушается.
— Ох, нелегкий у нас путь, надо детям отдохнуть.
А теперь настал черед сыграть в игру «Большой- маленький».
(Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч. Логопед называет слово, а дети преобразуют его в уменьшительно- ласкательное суффиксальным способом)
мяч — мячик
подушка — подушечка
перо — перышко
стул — стульчик
стол — столик
окно — окошко
дверь — дверка
книга — книжечка
лист — листочек
ведро — ведерко
куртка — курточка
платье — платьице
туфли -туфельки
скатерть — скатерка
очки — очечки
ветер — ветерок
дерево — деревце
лиса — лисичка
верблюд — верблюжонок
кровать — кроватка
салфетка — салфеточка
ваза — вазочка
(Дети садятся за столы)
Задание № 5 «Звуковой анализ слов».
— Перед вами картинка. На ней нарисована белка.
Вам надо выполнить звуковой анализ слова «белка». А мы потом посмотрим, какие звуки живут в этом слове (Дети выполняют задание. Предлагается какому-нибудь ребенку рассказать про свое слово, какие звуки живут в этом слове).
— Молодцы, стена продолжает разрушаться.
Задание № 6. «Буква потерялась».
— Ребята, в словах потерялись буквы, вам надо вставить в пропущенное место нужные буквы, чтобы получилось слово.
З _ _ Т (зонт)
С _ У _ (стул)
_ _ Ю Г (утюг)
Дети выполняют задание. Убирается еще один ряд стены.
Задание № 7. «Составь схему предложения».
— Ребята, вам нужно будет составить схемы предложений, которые я вам прочитаю.
1. Дует ветер.
2. На улице хорошая погода.
А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)
|___ ___.
Дети выполняют задание.
Логопед:
— Молодцы, ребята, остался последний ряд стены.
Задание № 8 «Разгадай слово». Работа в тетрадях.
— Ребята, перед вами задача - зашифрованное слово (алфавит, разгадав которое, вы окончательно разрушите злые чары волшебника и освободите Фею Грамоты.
Вам нужно отгадать загадки, записать друг за другом буквы и прочитать слово.
1) Загадка: Айболиту все сперва говорили букву… (А)
2) Самое жаркое время года начинается с этого звука (Л)
3) Этот звук стоит последним в слове шарф (Ф)
4) Этот гласный звук стоит посередине в слове мак (А)
5) Этот звук звонкий парный брат глухого звука Ф… (В)
6) У ежа и у елки есть колючие…иголки…. Первый звук у слова иголки назови ну конечно это (И)
7) В слове рот и бегемот этот звук последний — вот. (Т)
Дети выполняют задание.
Логопед:
— Ребята, какое слово у вас получилось?
Дети:
— Алфавит!
Логопед:
— Молодцы, выполнили все задания и разрушили заколдованную стену. Смотрите, Фея Грамоты освобождена!
— Ребята, вам понравилось быть спасателями- освободителями?
— Да!
— Как вы думаете, почему вы смогли помочь Фее Грамоты? Почему у вас это получилось? (Ответы детей)
— Что было трудным для вас сегодня? (Ответы детей)
— Что запомнилось или понравилось больше всего? (Ответы детей)
— Вам нравится учиться? (Ответы детей)
— Да, когда все получается — мы радуемся! Вы стали совсем взрослыми, многому научились. Фея Грамоты благодарит вас, дарит вам…) и желает быть такими же успешными в школе.