Проценкова Екатерина
Конспект открытого занятия по коммуникативному развитию детей с ОВЗ 6–7 лет «Игры с чудиками»
▼ Скачать +Заказ
Тема: коммуникативные игры с чудиками
Чудики – это метафора детей с особенностями развития. Они отличаются от других, но так же, как все, нуждаются в поддержке и хотят иметь друзей. Они очень разные, у каждого своя особенность. И к каждому нужен свой подход, каждому нужно свое решение.
Актуальность
В своей работе я ориентируюсь на особые образовательный потребности детей с ОВЗ по зрению и речи. В силу своих особенностей им не всегда удаётся выстраивать отношения со сверстниками и окружающими их взрослыми. Трудно общаться с другим человеком, если не можешь обратиться к нему словами или просто плохо видишь своего собеседника. К таким детям необходим особый подход. Для каждого ребенка нужно подобрать эффективные приемы, которые помогут социальным контактам в обход объективным ограничениям.
Публикация «Конспект открытого занятия по коммуникативному развитию детей с ОВЗ 6–7 лет „Игры с чудиками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Вместе с тем у дошкольников 6-7 лет уже в большей степени, по сравнению даже с детьми 5 лет, проявляются способности произвольного управления своими психическими процессами. Поэтому в этом возрасте можно предлагать детям осознанные способы коммуникации, которые помогут им устанавливать контакты с разными людьми. Имеются в виду далеко не только ограниченные возможности здоровья (например, такие как нарушение зрения, речи, но и распространенные индивидуальные особенности. Например, неуверенность, стеснение, зажатость.
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Создать условия для развития детской активности и инициативы в общении и социальных отношениях.
2. Сформировать представления об отдельных правилах успешной коммуникации :
говорить по очереди, не перебивая собеседника,
общаться можно и без слов,
мимика, жесты, символы – источники коммуникативной информации.
3. Создать условия для развития социально-нравственных чувств и эмоций (проявление доброжелательности, внимательности к чувствам другого, эмпатии)
4. Воспитывать желание оказывать поддержку другим людям, проявлять свою индивидуальность, учитывая при этом интересы коллектива и общие правила.
Психолого-педагогические методы и приемы:
Коммуникативные игры
Этюды
Моделирование проблемных ситуаций
Игровые мотивирующие приемы
Схематизация информации (Знаки-символы позволяют переводить информацию в символический код, что позволяет упростить процесс ее извлечения. В дальнейшем символы будут напоминать детям о правилах успешного общения)
Игры-релаксаторы
Игры-активаторы
– Рефлексия детского опыта
Необходимое оборудование:
1) Чудики (фетровые игрушки, которые могут одеваться на руку)
2) Флипчарт, маркеры
3) Фетровое панно с клеящимися элементами (солнце, книга, карандаш, мяч и др)
4) Бейджи разных цветов (для последующего разделения детей на пары)
5) Аудиоаппаратура, записи звуков «чудиков».
В. : Здравствуйте ребята, меня зовут! Я работаю психологом в детском саду. В нашем детском саду я часто играю с ребятами, а сегодня пришла поиграть с вами. Посмотрите, у нас сегодня гости, поздоровайтесь, пожалуйста. Давайте пройдем на ковер.
Я рада снова вас видеть.
А что написано на ваших бейджах?
Д. : имена
В. : Сейчас по сигналу (хлопок) вы хором скажете их.
Оо, сколько вас много.
Вы все сейчас услышали друг друга?
Д. : да/нет
В. : А как вы думаете, гости услышали имя каждого из вас?
Д. : нет
В. : Правильно, когда говорят все одновременно, трудно услышать, каждого.
А что надо сделать, чтобы услышать?
Д. : ….
В. : Верно, Петя, говорить по очереди. Давайте сделаем это.
Сейчас мы будем класть ладонь на ладонь и называть своем имя по очереди.
Д. : Петя, Вася….
В. : Вот сейчас вы друг друга слышали?
Д. : да
В. : Вот видите как важно говорить по очереди, чтобы вас услышали. А чтобы лучше запомнить это наше правило, мы его запишем. Вы умеете писать?
Д. : да/нет
В. : Тогда можно его по-другому запомнить. Мы его нарисуем (Рисую символ на доске – группа кругов с закрашенным одним кругом). Говорит всегда кто-то один.
В. : А знаете ребята, есть у меня знакомые чудики и я пригласила их сегодня с собой. Вот они какие, выбирайте /постарайтесь договориться.
Давайте их оживим! (надеть на руку)
Какие они?
Д. : смешные, интересные, цветные….
В. : Они все очень разные и очень хотят дружить и общаться. Но послушайте, как они говорят (включить звуки речи чудиков)
Вы поняли о чём они говорят?
Д. : да/нет
В. : Вот и они друг друга не понимают?
А нам обязательно говорить, чтобы общаться и понимать друг друга?
Д. : нет/да
В. : Закройте ушки и посмотрите на меня (показать детям эмоции+жесты радости, злости)
К кому я сейчас обращалась? А какое у меня было настроение (Я была злая/добрая/грустная)
Как вы поняли это?
Д. : смотрела, указывала, на лице улыбка…. и проч.
В. : Вот видите, как много вы смогли понять, при этом никто не говорил.
В. : А вам интересно узнать о том месте, в котором живут Чудики? Они дали нам подсказки. Попробуем догадаться, что они хотят нам этим сказать. По очереди располагайте подсказки на картинке. (Наклеиваются элементы на панно. Дети выкладывают каждый элемент и проговаривают его значение).
Д. : солнечное, радуга… (Дети выкладывают каждый элемент и проговаривают его значение)
В. : Смотрите, чудики ничего нам не рассказали о том, в каком месте они живут, а мы так много узнали. Нам в том помогли знаки-подсказки.
Если мы не можем сказать, мы можем это сделать по-другому, с помощью рисунка, знака.
(давайте я это тоже нарисую на доске, чтобы запомнить?
В. Давайте ещё поиграем с чудиками в игру «чудики ссорятся, чудики мирятся» (На основе игры «Руки ссорятся, руки мирятся»)
Для начала, найдите себе в пару человека, у которого бейдж такого же цвета, как и ваш. Я буду задавать чудикам разные ситуации. А вы чудиками изобразите то, что я попрошу. Но есть одно важное правило – мы делаем это все молча, говорить словами нельзя.
Коммуникативная игра для дошкольников «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Дети сидят в парах напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель дает задание:
1. Протяните руки навстречу друг другу, познакомитесь руками, постарайтесь получше узнать своего партнера. Поздоровайтесь с каждым пальчиком, ладошкой, пыльной стороной ладони, ее ребром. Какими вежливыми словами мы можем сопроводить приветствие.
Опустите руки.
2. Снова вытяните руки вперед, но теперь ваши ручки ссорятся друг с другом. Постучите своими кулачками о кулачки партнера, громко хлопните своими ладошками о ладошки соседа, возьмитесь руками так, чтобы пальцы образовали попарно «замочки», повращайте кистями рук. Какими словами мы можем сопровождать ссору.
Опустите руки.
3. Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, они просят прощения. Погладьте руки друг друга, выполните крепкое рукопожатие, проиграйте мирилку «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись».
В. : У вас получилось?
Д. : Да/нет
В. : Вот видите, сколько всего мы можем рассказать нашему собеседнику и окружающим без слов, при помощи рук. Правда, здорово?
Я знаю еще один способ рассказать о чем- то без слов. Сыграем в игру «Понарошку». По моей просьбе вы будете двигаться изображая какое-нибудь действие. Можно ходить по залу. Попробуем. Походите по залу как будто очень-очень устали; несёте тяжёлый чемодан; опаздываете в детский сад; плаваете. Подплываете ко мне.
Как вы думаете, если кто-нибудь заглянул бы к нам в зал он понял бы что вы устали, или плаваете?
Д: да, не все
Оказывается, если нельзя рассказать о чем-то словами, то это можно еще и показать движениями.
В. : Давайте вспомним, какими способами мы сегодня с вами общались: с помощью рисунка, жестами, мимикой, движениями. А каким способом вам проще было общаться? Если у тебя не получается или ты не умеешь правильно сказать, то можно это сделать другим способом
А какое важное правило общения вы сегодня вспомнили, которое помогает услышать друг друга? (говорить по очереди).
В. : Я надеюсь, чудики стали лучше понимать друг друга.
Вам понравилось играть с Чудиками? И мне очень понравилось играть с вами, вы такие молодцы, что чудикам захотелось остаться у вас. Думаю, что живя в вашей группе, они узнают еще много нового и интересного для себя.
Рефлексия
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И какие же слова,
Говорим мы, уходя?.
(Дети сами находят слова прощания)