Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Золотая Хохлома»

Татьяна Осипова
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Золотая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы на тему «Золотая Хохлома».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Публикация «Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы „Золотая Хохлома“» размещена в разделах

Используемые технологии: личностно-ориентированные, здоровье-сберегающие, игровые.

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей;

- Прививать умения видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы, развивать художественный вкус;

- Вызвать желание овладеть навыками в рисовании по мотивам хохломской росписи;

- Развивать умения у детей видеть и выделять характерные элементы росписи;

- Познакомить детей с элементами узора «Ягодки», обучить приемам их рисования;

- Упражнять в рисовании элементов узора «Ягодки» : «брусничка»;

- Развивать навыки у детей пользоваться «тычком».

- Вызвать уважение, любовь и гордость к своему народу, Родине.

Материалы и оборудование:

Выставка предметов мастеров хохломского промысла; запись произведения П. И. Чайковского «Камаринская»; таблицы поэтапного изображения основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки»; иллюстрации хохломских изделий; элементы узоров для дидактической игры «Угадай-ка»; полосы бумаги с уже нарисованными образцами ягодок, кисти № 1, тычки, акриловая краска, палитра на каждого ребенка баночки с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые, тычки скрученные из бумаги, плетеная корзина с угощением

Предварительная работа:

Знакомство с произведениями хохломской росписи; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных золотой Хохломы; упражнения в рисовании элементов узоров хохломской росписи : «травка», «листочки»; дидактические игры «Составь узор», «Угадай-ка».

Ход НОД:

(Группа украшена иллюстрациями хохломской росписи, на столе стоит хохломская посуда).

1. Организационный этап

Воспитатель. Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Ребята, мы с вами попали в город мастеров.

Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана.

Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.

(Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская», дети рассматривают выставку)

2. Основной этап

Воспитатель. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно же, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.

Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».

А вот какой росписью мастера расписывали предметы, вы узнаете, отгадав загадку:

Посуда эта – не простая,

А волшебно-расписная.

Блюда, ложки и ковши

Так прекрасны, хороши!

Отвести всем трудно взгляд:

Красный, черный, золотой –

Росписи фон основной.

Дивный красоты узор

Завораживает взор.

Листья, ягоды, цветы,-

Угадали роспись вы?

Дети. Хохломская роспись!

Воспитатель. Название свое роспись получила от села Хохлома.

Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими

красками – по праздникам.

- Какие цвета используются в росписи посуды?

Дети чёрный, красный, жёлтый, зелёный

Воспитатель. Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.

Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду.

-Какие узоры нарисованы на посуде?

Дети. Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

Воспитатель. Хохломская роспись представляет собой «растительно-травяной» орнамент, составленный из небольшого числа узоров, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

-давайте с вами вспомним, с какими узорами хохломской росписи мы с вами уже знакомы?

- «Травка» и «Листочки» (показ презентации)

Воспитатель. А что вы знаете об узоре «Листочки»?

Дети. Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники.

Воспитатель. Как вы думаете, почему они так называются?

Дети. (Они состоят из трех лепестков).

Воспитатель. А вы, ребята, хотите создавать такие красивые узоры?

Дети. Да.

Воспитатель. Но для этого нам надо пойти на луг и собрать немного ягод. Ведь, как вы помните, мастера все свои рисунки брали из природы, из того, что окружало их.

Физкультминутка

Мы на луг ходили, (руки на поясе, шагаем)

Хоровод водили! (дети берутся за руки и водят хоровод)

Вот так на лугу, (дети сходятся в круг)

Хоровод водили. (и расходятся из круга)

Землянику рвали, (наклоны вниз к полу).

В лукошко собирали (дети поднимают картинки земляники с пола и кладут в лукошко)

Вот так на лугу землянику рвали (наклоны вниз к полу).

Вот так на лугу в лукошко собирали (дети повторяют движение кладут в лукошко).

Воспитатель: Замечательно мы набрали полное лукошко.

Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.

Воспитатель: Ребята, мастера ни когда не начинали работу, не одев фартука и нарукавников. Они очень дорожили своими вещами. Давайте и мы последуем их примеру и оденем фартуки и нарукавники.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать узор - этот узор называется «ягодки».

Давай внимательно посмотрим на иллюстрации хохломских изделий (видео фильм)

Какие ягодки присутствуют в хохломской росписи?

Это: брусничка, крыжовник, смородинка, земляничка, рябинка, малинка. Воспитатель. Посмотрите внимательно, какой формы, цвета земляника?

Правильно, они овальные и красного цвета. Ребята, землянику мы будем рисовать кистью, а вот цветы мы будем рисовать тычком - вот такой трубочкой туго скрученной из бумаги (Показ воспитателя тычка). Тычок надо держать строго вертикально, чтобы все лепестки цветка получились кругленькие и красивые.

Начнем наши упражнения с рисования стебелька, листочка трилистника, а затем самой ягодки.

Воспитатель: Ребята посмотрите перед вами лежат палитры с красками, так же, у каждого из вас есть полосы бумаги с нарисованными образцами землянички, а еще лопаточка с нарисованным карандашом стебельком. Вам нужно обвести стебелек и продолжить рисунок.

Воспитатель: Кисть мы обмакиваем в воду и набираем краску кончиком кисти. Закончив рисовать одной краской, мы тщательно вытираем кисть тряпицей, обмакиваем кисть в воду и продолжаем рисовать другой краской.

Стебелек мы начинаем рисовать сверху вниз. Земляничке придаем овальную форму. Нарисовав ягоды, мы даем рисунку высохнуть.

Воспитатель. Что то подмастерье мои засиделись. Давайте разомнемся, вставайте и на физминутку выбегайте.

Проводится физкультминутка «Хохлома»

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель. Молодцы присаживаемся за стол и продолжаем работу.

Молодцы, замечательные получились ягодки, мы приступим к рисованию трилистника. Ребята, вспомните, почему этот орнамент называется трилистником? Ответ детей.

Сначала мы рисуем стебелек, а затем рисуем листики.

Ягодки манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках.

Молодцы, у всех получились красивые землянички.

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать (показ картинок с орнаментом Хохломской росписи)

Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»

Воспитатель. Показывает детям виды орнамента и спрашивает как он называется.

Ну вот наши листики и ягодки подсохли, давайте “оживим” ягодки, желтым цветом, дорисуем кончиком кисти точечки и наши ягодки сразу оживятся, так же дорисуем на трилистниках прожилки кончиком кисти, черной краской.

3. Заключительный этап

Воспитатель: Ребята мы с вами закончили работу, снимаем нарукавники и фартуки говорим мастерам Золотой Хохломы спасибо за такое прекрасное чудо и возвращаемся в группу. Садимся на стулья.

А теперь давайте послушаем стихотворение о хохломе и полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.

Золотая Хохлома.

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома,

Может всюду там сияют

Золотые купола?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой

Вот чем славится она!

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь – не забудешь,

И хотел бы, да не мог!

автор: Елена Никонова.

Воспитатель задает вопросы детям:

- с каким узором Хохломской росписи вы познакомились?

- какие вы знаете элементы узора? «Ягодки»

- Что больше всего понравилось, почему?

Воспитатель: Ребята не зря мы с вами ходили по ягоды, правильно говорят у мастеров руки золотые да волшебные. Наше лукошко тоже сделали мастера и оно волшебное, посмотрите какие красивые да вкусные ягоду в нем лежит, угощайтесь.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Золотая хохлома» в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома».(итоговое) Цель: Роспись деревянных заготовок разной формы хохломскими узорами. Программное содержание: Обобщать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Гжельские мастера» для детей старшей группыКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Гжельские мастера» для детей старшей группы Цель: познакомить детей с гжельской росписью. Задачи: - познакомить детей с искусством гжельской росписи; формировать умение передавать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Как Снеговик Африку увидел» для детей старшей группыКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Как Снеговик Африку увидел» для детей старшей группы Цель: Обогащение сенсорного опыта детей путём нетрадиционного рисования в технике трафаретной печати поролоном, используя приём примакивания.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Знакомство с народной росписью «Золотая Хохлома»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Знакомство с народной росписью «Золотая Хохлома» Цель. Познакомить детей с хохломской росписью, её историей, дать понятие, для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой.

Конспект ООД открытого занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая Хохлома» Конспект ООД открытого занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Золотая Хохлома». Программное содержание: • Продолжать.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликации) для детей старшей группы «Троллейбус»Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликации) для детей старшей группы «Троллейбус» Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию (аппликации) для детей старшей группы: «Троллейбус» Программное содержание: Образовательные.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы «Белочка»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы «Белочка» Цель: формировать умение рисовать белочку. Задачи: расширять знания детей о диких обитателях леса; развивать умение детей рисовать крупно,.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы «Колобок»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы «Колобок» Цель: Учить детей рисовать простой сюжет по сказке «Колобок» Задачи: Учить детей передавать характерные особенности персонажей; развивать.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы «Пингвины»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы «Пингвины» Цель: познакомить детей с обитателями Антарктиды, формировать умение детей, рисовать пингвинов. Задачи: учить детей передавать характерные.

Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы «Пожарная машина»Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы «Пожарная машина» Цель: Учить детей рисовать пожарную машину. Задачи: совершенствовать умение детей изображать предмет (пожарную машину) с натуры; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Золотая Хохлома»
Опубликовано: 8 января 2022 в 17:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Золотая Хохлома»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Осипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД