Екатерина Якубенко
Конспект открытого занятия «Мир вокруг нас» для детей старшей группы
Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения. Создать условия для развития познавательных способностей детей, формирование начал экологической культуры.
Задачи образовательных областей:
Образовательные задачи:
• Закреплять представление о многообразии окружающего мира;
• Закреплять и расширять знания детей о растениях и животных, их красоте и пользе;
• Продолжать расширять и накапливать у детей словарный запас.
Публикация «Конспект открытого занятия „Мир вокруг нас“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
• Закреплять формирование элементарных математических представление обратный счёт в пределах 10.
• Привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека.
Развивающие задачи:
• Закреплять и развивать у детей понятие о взаимосвязи человека с живой природой.
• Развитие сознания и расширение кругозора;
• Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, логическое мышление, мелкую моторику.
• Развивать речь, формировать познавательный интерес.
• Развивать ориентирование в микропространстве, зрительно – двигательную координацию, зрительное внимание.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, желание сохранять и заботиться о нем, воспитывать понятие о взаимосвязях живой и неживой природы.
• Воспитывать познавательный интерес и стремление к творческой деятельности: любовь к родной природе, желание передать ее красоту различными средствами речи.
• Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
• Способствовать пониманию в детях особого отношения людей к диким животным и домашним.
Основная образовательная область: познание (ФЦКМ)
Интегративные области:
o Физическая культура:
Формировать стойкую привычку к здоровому образу жизни.
o Здоровье:
Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.
o Безопасность:
Приобщать детей к способам безопасного поведения в природе.
o Социализация:
Побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию.
Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
o Коммуникация:
Осваивать навыки речевого этикета.
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
o Музыка:
Развивать внимание, воображение, коммуникативные навыки.
o Художественное творчество:
Обогащать творческий потенциал ребенка.
Методы:
• наглядные, словесные, практические, игровые.
Приемы:
• Художественное слово, дидактические игры, вопросы, поощрение.
Материал к занятию :
Раздаточный материал:
• сюжетные картинки с домашними и дикими животными на каждого ребенка.
Демонстрационный материал:
• картинки;
• презентация;
• макет вулкана.
Технические средства обучения
• Мультимедийное оборудование: экран, проектор, флешка с записью муз. Произведений, презентация.
Словарная работа:
• Обогащение словаря: глобус, модель, вулкан, лава, извержение.
Предварительная работа:
Подготовка и изготовление макета вулкана для опыта, разработка дидактических игр, подготовка раздаточного материала, подбор слайдов, музыки.
Слайд 1. Ход непосредственно образовательной деятельности:
Слайд 2.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Поздоровайтесь, ребята, к нам пришли гости. (Дети здороваются.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это? (Ответы детей)
Что такое глобус? (Ответы детей)
Слайд 3. Правильно. ГЛОБУС – это точная модель земного шара, только уменьшенная во много раз. Планета Земля на которой живем мы с вами и еще много-много других людей. На глобусе изображено то, что есть на Земле: океаны и суша (вращает глобус). Земля вращается вокруг своей оси, как этот глобус.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами отправимся в космос? (Ответы детей) Я предлагаю сделать гимнастику для глаз.
Слайд 4. Гимнастика для глаз.
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) (Приложение 1)
Воспитатель: На чем мы полетим? (Ответы детей)
Слайд 5. Посмотрите на какой ракете мы полетим. Приглашаю экипаж в кабину ракеты. (дети садятся на стулья в полукруг)
Десятисекундная готовность. Обратный отсчет. Слайд 6. (включается видео).
Вместе: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – ПУСК!
Воспитатель: Наша ракета пролетает по орбите планеты Земли. А сейчас мы пролетаем мимо звездочек. Посмотрите как красиво вокруг. Ребята мы облетели вокруг Земли. Приземляемся.
Слайд 7. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это не обычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее журналисты. Они то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга, что здесь изображено? (грустный человек)
Воспитатель: А почему он грустный? (Ответы детей)
Воспитатель: У вас оказались разные мнения, давайте теперь послушаем рассказы журналистов о том, что же находится вокруг нашего человека. Тогда может, и поймем, почему он грустный. Но для начала немного разомнёмся.
1 журналист: (Яся) Слайд 8. Я буду говорить вот об этом голубом фоне (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем идет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Воспитатель может прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово. Мы привыкли воздушный океан называть небом.
Ребенок. Выше леса, выше гор
Расстилается ковер
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко голубой!
Воспитатель: Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы? (Ответы детей) Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, что бы микробов было меньше? (Ответы детей)
Воспитатель: (Убираем микробов) Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля!. Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листьях вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов, фабрик и извержение вулканов. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения. Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человек будет улыбаться!
Воспитатель: Слайд 9. Предлагаю провести эксперимент «Извержение вулкана».
Цель эксперимента: Дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).
Задачи:
• рассказать детям о существовании кислотной и щелочной среды,
• формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют;
• воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность.
Материал: электронная презентация - иллюстрации вулканов, макет вулкана, смесь для извержения.
Смесь для извержения:
- сода – 2 столовые ложки,
- лимонная кислота -2 столовые ложки,
- красная краска -1 чайная ложка (гуашь,
- жидкое мыло -1 столовая ложка,
- вода – 150 мл. воды.
ХОД
Слайд 10. Что такое вулкан? (Ответы детей)
Вулкан - это огнедышащая гора. Вулкан - это обычная гора.
Слайд 11. Просмотр видео о вулканах, просмотр сопровождается пояснениями педагога.
Слайд 12. Лава — это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.
• С чего начинается извержение вулкана? (Ответы детей)
Сначала появляется дым.
• Что происходит дальше? (Ответы детей) (взрыв, лава)
• Что остается после извержения вулкана? (Ответы детей) (застывшие камни, сгоревшие деревья)
(видео извержение вулкана)
• Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А еще бывают спящие и потухшие.
• Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)
Ребенок. Спящий - это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.
• Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)
Ребенок. Потухшие - это вулканы, которые работали в далеком - далеком прошлом.
Я попыталась сделать макет спящего вулкана. Выставляет
Похоже? (Ответы детей) Чем? (Ответы детей) (формой, сверху есть дырка). Вулкан конусообразной формы.
Слайд 13. Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана.
Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.
Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.
Повторение правил поведения при проведении опыта.
Внимательно слушать.
Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.
Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.
Приступаем к эксперименту.
В "кратер вулкана" т. е. бутылку в макете;
насыпаем 2 столовые ложки соды;
добавляем 1 ложку красной краски (красителя);
затем - 1 ложку жидкого мыла.
Смешиваем лимонную кислоту с водой
Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"
Вулкан просыпается
Это взаимодействуют вещества кислота лимонная и сода щелочь.
Слайд 14. После проведения опыта подводим итог:
Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.
Воспитатель: Слайд 15. Ребята предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка «Журналисты-натуралисты»
Мы немножко отдохнем, Встать, ноги вместе, руки
Встанем, глубоко вздохнем. Через стороны вверх-вдох, опустить вниз – выдох.
Журналисты все гуляли, Ходьба на месте.
За природой наблюдали. Повороты головой влево, вправо.
Вверх на солнце посмотрели. Встать на носки, руки через стороны, поднять вверх.
И их лучики согрели. Посмотреть вверх.
А потом все дружно встали. Встать на носочках, руки на поясе.
Словно бабочки летали, Бег на месте, плавно машут руками.
Все мы журналисты Ходьба на месте.
Все - натуралисты. Ходьба на месте.
Хорошо мы погуляли. Дети проходя к столам.
И нисколько не устали.
Слайд 16. Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие – то непонятные изображения, послушаем следующего журналиста.
2 журналист: (Ева Елагина).
Слайд 17. Ребенок. Ева Елагина. Эта страничка о воде. Слайд 18. В океане больше всего воды на земле. А еще вода в морях, реках и ручьях.
Слайд 19. Снег – это вода, облака – это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане и море соленая вода. Чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой.
Ребенок. София Пучкова.
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Слайд 20. Ребенок. Ярик Звенигородский.
Игровая потешка:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: Конечно, это о чистой воде. Слайд 21. Посмотрите на синее поле, не нём пятна – это загрязнители. Грязной водой умываться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человек улыбнулся? (Ответы детей) А как? (Ответы детей)
Дети: Экономно расходовать и не оставлять краны открытыми. Беречь воду от загрязнения не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. (Ответы детей) Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик (Ответы детей)
Уберем все пятна! Убирает.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода! Слайд 22. А теперь следующая светло-зеленая страничка нашей газеты.
3 журналист: (Фериде Кишвеева).
Слайд 23. Светло-зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Ребенок. София Файзулина.
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе друг.
Воспитатель: Слайд 24. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей) Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с цветами было много кругом? Слайд 25. (Ответы детей)
Дети: Надо не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки, любоваться в природе, а не губить их.
Воспитатель: Слайд 26. Мы запомним эти правила и можем убрать черные круги. Убирает круги, под ними яркие рисунки растений. Растения не только выделяют кислород, их листовая поверхность собирает много пыли, гари - как бы фильтрует воздух. Деревья для лесных жителей являются домом, столовой. Слайд 27. Помните, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами растения – природу.
4 журналист: (Марк Мотрук).
Слайд 28. Наша планета наполнена огромным количеством удивительных созданий.
Ребенок. Сара Туваклиева.
Мир животных интересен,
И загадками чудесен,
Как в природе, где живут,
Как идут или бегут.
Что едят, как добывают,
Тропы, где свои скрывают,
Интересные создания,
И источник для познаний!
Марк Мотрук. Мир животных — загадочный и о-о-очень интересный. Пятнистый, пушистый, рычащий. Они обитают везде: в земле, на её поверхности, в воде, в воздухе, и даже внутри нас. Сохранить их - важная задача человечества, ведь животные являются неотъемлемой частью природы. Такой же важной частью, как и мы с вами.
Воспитатель: В природе всё взаимосвязано. Бережно относясь к ней, охраняя окружающий мир, мы помогаем не только различным живым существам, мы также помогаем и себе. Может, порою эта связь неочевидна, но она точно есть. Давайте сохраним мир, в котором мы живём! Предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Слайд 29. Пальчиковая гимнастика.
Зиму всю мели метели
— клёны, липы поседели.
А весной повеселели,
зацвели, зазеленели:
птицы с юга прилетели
— ветки лапами согрели! (Приложение 2)
Слайд 30. Работа за столом. (Приложение 3)
Раздать детям листки и ручки.
— Ребята, слушаем задание: «Здесь нарисованы животные (дикие и домашние). Диких животных нужно обвести в кружок, а домашним животным нужно нарисовать домик».
Дети выполняют работу. Воспитатель ходит между детьми и смотрит, как они выполняют задание. (Звучит спокойная музыка).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
• Почему домашних животных называют домашними?
Без человека они могут погибнуть: их кормит, поит, лечит человек. Заготавливает корм, строит жилища, в котором они могут спрятаться от ветра, холода и дождя.
• Почему диких животных называют дикими?
• Нужна ли диким животным забота человека? Почему?
Дикие животные (звери) – это животные, которые живут в лесу.
Домашние животные – это животные, которые живут рядом с человеком. Нуждаются в заботе человека.
Слайд 31. Малоподвижная игра «Узнай и назови»
Водящий стоит в кругу, закрыв глаза. Дети идут по кругу вокруг него и говорят :
На лесной опушке собрались зверушки.
Все как на подбор водят хоровод.
Глазки открывай!
Кто мы, отгадай!
Дети изображают какого-нибудь зверя. А водящий, открыв глаза, старается угадать, какое животное изображают дети. Водящий выбирает на своё место того, кто, по его мнению, лучше всех изобразил животное.
Слайд 32. Игра на внимание «То-не то»
Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать!
• Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)
• На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)
• Сталевар печёт блины (ТОПАЮТ)
• Повар шьёт для нас наряды (ТОПАЮТ)
• Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)
• Пекарь пироги печёт (ХЛОПАЮТ)
• С микрофоном журналист (ХЛОПАЮТ)
• А с метлою машинист (ТОПАЮТ)
• Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)
• Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)
• Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)
• Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).
Слайд 33. Но поле портят черные треугольники и ромбы, под ними животные и птицы. которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? (Ответы детей)
Слайд 34. Главное правило, – не ловить ни каких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомните эти правила.
Слайд 35. Уберем черные треугольники и ромбы. Лучше без них на зеленом поле! Убирает черные фигуры, под ними рисунки животных и птиц.
Бабочка, ястреб и лягушка, особенно пострадали от человека, чем другие: бабочки из – за своей красоты, хищные птицы из – за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из–за того, что людям не нравится их внешний вид.
Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем.
Слайд 36. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человека. Человечек улыбается – ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире.
Слайд 37. Он здоров. Организму человека нужны различные продукты.
Воспитатель: Кто знает поговорки о здоровье?
Дети: В здоровом теле – здоровый дух.
Чистота – залог здоровья.
Слайд 38. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.
Подведение итогов НОД.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? Что вам понравилось на этом занятии? Какие чувства мы с вами пережили? Слайд 39.
Слайд 40. Как вы оцениваете наше занятие? Ребята, если считаете, что справились со всеми заданиями, и вам ничего не хотелось изменить в нашем занятии, то возьмите веселый смайлик. А если у вас что-то не получилось, но в следующий раз вы обязательно постараетесь, то возьмите грустный смайлик (самоанализ и самооценка).