Елена Фончикова
Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающие:
Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок.
Формирование представлений у детей о разнообразии народного декоративно – прикладного искусства.
Закреплять умения работать с тканью по схеме, складывать ее в разных направлениях.
Расширять словарный запас.
Развивающие:
Развивать у детей воображение.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, интерес и бережное отношение к народной игрушке.
Предварительная работа
Публикация «Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы „В музее народной куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
1) Кружковая деятельность по изготовлению кукол для музея.
2) Образовательная Деятельность на тему «История создания куклы». 3)Рассматривание иллюстраций на тему: «Куклы- обереги».
4)Разучивание с детьми стихов Кретовой М., Рубальской Л., Пожаровой М. о куклах и русской народной игры «Маланья».
Оборудование:
Иллюстраций на тему: «Куклы- обереги».
Экспозиция на тему: «Такие разные куклы».
Разноцветные лоскутки хлопчатобумажной ткани.
Проведение Образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? А что нам помогает сделать игру интересной? (Конечно – это игрушки)
У вас у всех есть игрушки, расскажите о своей любимой игрушке (ответы детей).
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель идёт посмотреть, кто пришёл.
Вносит куклу в русском народном костюме.
Воспитатель ведёт разговор с детьми от имени куклы:
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Василиса. Про меня написано много русских народных сказок. Какие сказки вы знаете? (Ответы детей).
- Я узнала, что у вас в музее есть экспозиция кукол. Мне очень хочется на неё взглянуть.
Воспитатель: Давайте покажем нашей гостье выставку кукол. Ребята, кто из вас может рассказать о нашей выставке? Какие куклы здесь представлены?
Рассказ детей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе с гостьей в интересную игру.
Дидактическая игра: «Из чего, какая кукла?»
Из золы? (зольная)
Из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из дерева? (деревянная)
Из ваты? (ватная)
Из пластмассы? (пластмассовая)
Воспитатель: Ребята, Василиса принесла нам куклу, посмотрите какая она интересная. (Показывает тряпичную куклу). Она называется тряпичной, почему?
Воспитатель: Правильно. Она сделана из разноцветных тряпочек – лоскутков.
В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий. Кукла берегла человека, её так и называли ОБЕРЕГ или БЕРЕГИНЯ. Давайте послушаем песню о этой кукле (звучит песня "Берегиня" слова и музыка Леонова Д. Л.)
Ребята, вам понравилась песня?
Как вы думаете, из какой сказки к нам пришла Василиса?
Правильно - из сказки Афанасьева «Василиса Прекрасная».
Напомните мне о чем эта сказка?
Кто подарил Василисе куклу?
Как звали эту куклу?
Как кукла помогала Василисе?
Как Василиса относилась к куколке?.
-Молодцы ребята, хорошо запомнили сказку. Да, действительно, таких
кукол в далёкие времена делали мамы, бабушки для своих детей с такой куклой раньше не только играли, она служила оберегом, оберегала человека от болезней, беды, приносила счастье, оберегала дом. Тряпичных кукол было очень много, и каждая была оберегом, у каждой было своё имя.
Ребята, расскажите нашей гостье о куклах в музее, которые вы уже изготавливали.
Девочки:
Эта кукла - не простая,
Про нее я много знаю…
Кубышка - Травница здоровье бережет,
Защита-утешение от нее идет!
Наполнена душистою, целебною травой,
Несет она здоровье, несет она покой!
Ну а эта куколка – куколка с секретом!
Внутри Благополучницы спрятана монета.
В дом удачу и достаток принесет -
И очаг домашний сбережет.
Эта - тоже не случайна-
В ней большая скрыта тайна.
Кукла-колокольчик – для добрых вестей,
Приносит в дом радость и море затей!
У куклы три юбки, конечно, для счастья!
Чтоб нас обходили любые напасти!
Куколка Счастья – с длинной косой
Счастье, здоровье несет нам с тобой!
К солнышку ручки она протянула-
Успех и удачу к нам притянула!
Февраль начинается,
Масленицей славится.
Когда была эпоха вчерашняя,
Делалась к празднику
Кукла – Масленица Домашняя
Из лыка да из соломы её мастерили
И в доме на видном месте хранили.
Мальчики:
Так сидели хохотушки,
Любовались на игрушки,
Будем знать теперь и мы-
В них секреты старины…
-Что общего у всех кукол-оберегов?
-Какой цвет ниток и ткани чаще используется и почему? (красный - самый обережный цвет- цвет Солнца, крови, а значит - цвет жизни)
-Назовите главную особенность каждой знакомой вам куклы…
-Почему в роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки? (прежде всего, женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага).
Масленица. Существует еще и традиция, от масленицы к масленице, хранить в семье домашнюю куклу-мотанку, которую называют масленица. Она символизирует собой все блага приходящей весны и тепла: достаток, плодородие, здоровье и, одновременно, защиту для жилища и людей.
Такую куклу изготавливали на сам праздник и бережно хранили в доме на протяжении всего года, чтобы затем, накануне масленицы, сжечь или сплавить по реке подобную мотанку и создать новую.
Для такого оберега всегда отводилось самое лучшее место в доме: перед входной дверью либо в красном углу избы, чтобы кукла-масленица могла эффективно выполнять свои функции.
Крупеничка. Куколка делалась с пожеланием достатка в семье. Славяне верили,что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то год будет сытным и благополучным. Значение круп в кукле: греча – сытость и богатство, традиционно наполняли именно этим зерном; рис – на праздник; овёс – на силу; перловка – на сытость. Отличный подарок на новоселье!
Кубышка – травница. Набита она целебной и душистой травой. Стоит её немного помять в руках и запах травки разносится по всему дому. Этот запах считается не только магическим, но и лечебным. Кукла – травница оберегает дом от болезней. Такую куклу подвешивали над колыбелью младенца,вешали в доме, давали играть детям и оставляли её у изголовья болеющего человека или для крепкого сна.
Кукла- Веснянка. Веснянка – небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили друзьям и близким на пасху. Волосы (космы) у традиционных куколок были из ярких ниток. Ранней весной она должна была напомнить, что скоро придет тепло и земля станет такой же красочной, как она сама и наступит праздничный день пасхи. Веснянку берегли до следующей весны, а потом мастерили новую. Куколка хранилась, как память о прошедшей весне и пасхе.
Подорожница. Куколка – спутница в дорогу, символ сытости и безопасности
Жена, мать или дочь делали такую куклу как правило для мужчин, собиравшихся в дальнюю дорогу или даже на войну, чтобы можно было прижать её к сердцу в приступе тоски по дому и поделиться своими мыслями и тревогами. В мешочке у неё крупа или земля, чтобы путник был сыт, здоров и возвратился домой.
Неразлучники. Делали на свадьбу для жениха и невесты. У этой пары одна общая рука на двоих – образ того, что по жизни два человека пойдут рука об руку, были вместе и в беде и в радости. А после свадьбы они хранились дома, как оберег любви и верности.
Семья. Эта кукла символ счастливого материнства, её берегли от чужих глаз
Получается СемьЯ – семь таких же как Я и каждому нужна забота, внимание
и любовь каждого члена семьи.
Кукла – Колокольчик. Эта кукла оберег хорошего настроения. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Эта куколка – весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье.
Берегиня. Эта кукла оберег дома. Дом – это место, где тепло и уютно, где человек отдыхает после труда и забот. У самого входа гостей встречала кукла «Берегиня», сделанная заботливыми руками хозяйки. Люди верили, что человек в плохом настроении не сможет перешагнуть порог дома, который бережёт эта куколка.
Молодцы ребята, а сейчас я хочу рассказать вам еще об одной куколках, которых звали Пеленашка и Кувадка. Делали такие куколки из кусочков старой одежды и клали в колыбельку.
Воспитатель читает стихотворение М. Кретовой:
Свёрнута из старенькой рубашки,
Ниткой перетянута льняной,
Маленькая кукла – Пеленашка
Охраняет малыша покой.
Не боится кукла непогоды
И болезней, и дурных людей.
Обойдут младенца все невзгоды,
Если спит он в колыбельке с ней.
Воспитатель: На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра –«Маланья»
ФИЗМИНУТКА
У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)
Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)
На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)
Ребёнок читает стихотворение Л. РубальскойФея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала.
Мастерила, колдовала.
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
Воспитатель: А вы хотите пополнить наш музей куклами?
Я предлагаю вам пригласить родителей и вместе сделать поделки. Посмотрите, что лежит на ваших столах, выберите предметы (цветные и белые ткани, вата, тесьма, шитьё, цветные ниткидр.) необходимые для вашей куклы. Здесь также есть пошаговая инструкция изготовления оберегов. Приступают к изготовлению кукол.
Воспитатель говорит за куклу Василису.
Куклы просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эти куклы мастерить
Вам придётся не лениться
И старанье приложить!
Воспитатель: Какие разные получились куколки, нет ни одной одинаковой.
Это потому, что каждый из вас делал её своими руками и второй такой быть не может.
Василиса: Как же мне нравятся ваши куколки – обереги! Спасибо ребята за вашу работу и интересные стихи и рассказы о куколках! Вы молодцы!