Нинель Якуненко
Конспект открытого занятия «Город музыкального настроения» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Учить слышать и различать настроение музыки, передавать его в движениях, ассоциировать характер музыки с движениями : шагать, петь, плясать.
• Развивать песенную творческую фантазию, умение сочинять свою мелодию для музыкального приветствия.
• Совершенствовать умение петь хором, и индивидуально, передавая интонацией образ персонажа песни.
• Знать понятия "мажор", "минор».
• Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений.
Публикация «Конспект открытого занятия „Город музыкального настроения“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
• Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.
• Обучать приемлемым способам умению понимать и передавать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход занятия.
Под музыку дети входят в зал и встают полукругом вокруг муз. рук.
Песенное творчество: «Музыкальное приветствие»
Муз. рук. пропевает слово «Здравствуйте!» с разной интонацией – дети интонационно повторяют. Затем прохлопывают разные ритмические варианты слова «Здравствуйте!». А теперь давайте пошутим!
Коммуникативная игра "Здравствуйте" слова М. Картушиной.
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Привет! - Машут рукой.
Муз. рук. : Ребята сегодня у нас с вами не простое занятие. Мы пойдем на экскурсию в «Город музыкального настроения». Но путь туда непростой. Мы будем где-то шагать, где-то бежать, перепрыгивать через большие камни, проходить боком по узенькой тропке, с одной стороны которой скалы, а с другой – глубокая пропасть. Вы готовы отправиться в этот Город? Тогда в путь!
«Прыжки и ходьба» Е. Тиличеевой (перепрыгиваем через воображаемые препятствия)
«Боковой галоп» Ф. Шуберта (протискиваемся между скалами то правым, то левым боком)
«Марш» Ю. Чичкова (парадным щагом входим в Город).
Муз. рук. : Вот мы и пришли! В этом необычном городе, ребята, живут странные люди. Одни веселые, радостные – называются мажоры, потому что у них всегда мажорное настроение, другие грустные, задумчивые, плаксивые – это миноры, потому что у них всегда минорное настроение. Запомнили названия – мажоры и миноры?
Скажите, ребята, как называется музыка, под которую мы шли как солдаты? (Выслушать ответы детей).
Да, это марш.
- А какое настроение у марша? (Выслушать ответы детей)
Марш - это музыка, написанная специально под шаг, чтобы солдатам легче было ходить строем, чтобы они не отставали и не забегали вперед. А еще она своим четким и энергичным ритмом придает всем силы и бодрости. Значит, какое настроение у марша? Правильно, мажорное!
- А теперь давайте послушаем другую музыку. Слушайте внимательно!
Звучит песня «Осень» сл. В. Семернина, муз. А. Арутюнова
Муз. рук. : Какое настроение у этой музыки? Как вы думаете, какому времени года подходит такая чуть грустная мелодия? Молодцы, ребята! Все услышали правильно! Вы слушали песню, которая так и называется «Осень», написал ее композитор А. Арутюнов. А теперь настало время спеть самим. Но прежде послушайте присказку: «Жили-были в городе настроения два брата, два бычка». А в чем их разница вы мне расскажете сами, послушав их песенки.
«Ёжик и бычок»
Встретил ёжика бычок,
И лизнул его в бочок,
А лизнув его в бочок,
Уколол он язычок. (Один укололся и засмеялся – какой колючий! А другой укололся и заплакал – я его просто лизнул, а он колется)
Утрированный показ-исполнение музыкальным руководителем попевки «Ёжик и бычок», чтобы дети могли уверенно определить мажорность или минорность музыкального настроения. Дети уже при прослушивании усваивают текст попевки, затем сами исполняют ее с разным настроем.
Игра с эмокарточками.
Каждому ребенку раздается у по две карточки – «Солнышко» - мажор и «Дождик» - минор. Даются для прослушивания ярко контрастные произведения. Дети должны определить мажорность-минорность музыкального настроения и поднять соответствующую карточку.
«Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен
«Ой, лопнул обруч» УНМ.
- Скажите, ребята, бывают грустными плясовые мелодии? Конечно, нет! Ведь пляшут люди, когда у них хорошее, радостное настроение. Мы сейчас поиграем в оркестр шумовых инструментов. Будем подыгрывать плясовой, чтобы она стала еще веселее и задорнее. (Детям заранее под стульчики положили различные музыкальные инструменты)
«Как под яблонькой» рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой
Муз. рук. : Внимание! Сейчас мы пойдем в филармонию, будем слушать классическую музыку Э. Грига «В пещере горного короля».
Эдвард Григ родился и жил в Норвегии. Это страна диких скал, густых лесов, узких морских заливов. Норвежский народ создал много песен, сказок, легенд о фантастических существах, добрых и злых гномах, троллях. Пер Гюнт – герой произведения Грига – молодой, красивый, смелый юноша, но неисправимый фантазер и искатель приключений. Однажды он решил отправиться очень далеко от своей родины искать счастья, несмотря на то, что у него была невеста – прекрасная девушка по имени Сольвейг. Долгие годы он скитался, нажил богатство. Но так случилось, что в один день всего лишился. Через много лет он вернулся на родину, в Норвегию, но оказалось, что о нем все уже забыли, никому он уже здесь не нужен и только в лесной избушке ждет его верная Сольвейг, по-прежнему горячо любя. Пер Гюнт во всем раскаялся, он понял, как бессмысленно прожил жизнь.
В одно из своих путешествий Пер попал в подземное царство троллей (злых гномов). Они хотели женить его на своей принцессе, но наш герой отказался – ведь у него есть невеста! Тогда разъяренные тролли набросились на него, грозя разорвать в клочья… но вдруг раздался удар колокола, и вся нечисть исчезла. Юноша был спасен.
Пьеса Грига написана в жанре марша. Марш начинается тихо, в очень низком регистре: как будто таинственные звуки доносятся из-под земли. Но вот музыка становится все громче, стремительнее, кажется, что даже горы пустились в дикий пляс. Постепенно звучание музыки стихает – гномы удаляются…
Сейчас вы будете слушать музыку и выполнять задание. Вы должны обозначить цветом краски музыки,её динамические оттенки. Помогут вам в этом волшебные светофорики. Возьмите их в руки. Откройте зеленый цвет, когда услышите очень тихую музыку, желтый – когда музыка будет звучать не очень тихо и умеренно громко, ну а красный цвет - когда музыка будет звучать очень громко!
Во мгле поднялась средь деревьев гора,
Пещерой под землю уходит она,
Горбатый король в той пещере живет,
Со свитой своею сюда он идет. (Э. Григ «В пещере горного короля»)
(Дети слушают музыкальный фрагмент и выполняют задание, определяя динамические изменения музыки)
Муз. рук. : Молодцы! Сейчас мы отдохнем, а работать будут наши пальчики. (Пальчиковая гимнастика.)
«Мама»
- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что?
- Здрасьте, здрасьте!
- Чмок, чмок, чмок!
- Здрасьте, здрасьте!
- Чмок, чмок, чмок!
Муз. рук. : Ребята, а мы еще сегодня не танцевали! Я вас всех приглашаю на рус. нар. пляску-игру «Козлик шел по лесу».
Пляска-игра «Козлик шел по лесу» РНМ
Муз. рук. : Ребята, а сейчас мы все вместе споем песню о дружбе. Называется она «С нами друг», написал ее композитор Г. Струве. Я буду запевать, а вы за мной, как эхо, повторяйте строчки песни.
Исполняется песня «С нами друг» сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве
Муз. рук. : Молодцы! Замечательно спели песню. Понравилось вам наше занятие? Что вы узнали о музыкальном настроении, каким оно бывает? (Ответы детей.)
Песенное творчество: «Музыкальное прощание»
Муз. рук. исполняет мажорно-минорную версию прощания, дети отвечают. Затем муз. рук. дарит детям на память «Нотку» :
Есть у радуги семь красок,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Повсюду музыка живет!
У каждой нотки жизнь своя,
Вам эту нотку дарю я.
В ней семь волшебных нот живут
И звонко песенки поют.
Желаю с ноткой вам дружить
И дружбой этой дорожить!
Ну, вот и подошла к концу наша экскурсия в «Город музыкального настроения». Мы идем домой в детский сад!
Под «Марш-парад» В. Сорокина дети покидают зал.
«С нами друг»
С нами, друг, с нами, друг вместе
Запевай, запевай песню!
И тогда, и тогда солнце
Улыбнется нам с высоты,
И тогда, и тогда ярко
Расцветут на всей Земле цветы.
Вместе мы построим дом,
Вместе мы посадим сад,
Вместе запоем эту песню.
Знают все, что вместе нам,
Вместе нам всегда интересней!
Птицы нас … звали
За собой … в дали,
Но тогда … кто же
По траве пройдет босиком?
Но тогда … кто же
Сад посадит и построит дом?
Припев.
Пусть Земля … кружит,
Дети все … дружат.
Мы тогда … быстро
Под дождем грибным подрастем.
Мы тогда … домом
Землю общим домом назовем.
Припев.