ИРИНА НИКАНОРЕНКОВА
Конспект открытого занятия ФЭМП для старшего возраста «Приключения в стране Времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для усвоения основных понятий о времени, его измерении и составе.
Задачи:
1) Образовательные:
-упражнять в понимании, определении и назывании основных единиц и характеристик времени (утро, день, вечер, секунда, минута, час);
-учить соотносить понятия пространства и времени (здесь и сейчас, везде и всегда, было, есть, будет);
-закреплять умение ориентироваться во времени с использованием циферблата часов и с опорой на показания часовой и минутной стрелок;
Публикация «Конспект открытого занятия ФЭМП для старшего возраста „Приключения в стране Времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
-упражнять в прямом устном счете до 12, в умение зрительно находить заданные цифры и числа, становясь ровно напротив;
-закреплять умение называть числа на 1 больше, на 1 меньше заданного;
-совершенствовать умение свободно ориентироваться в пространстве группового помещения и на плоскости листа бумаги (центр, верх, низ, право-лево, наискосок);
-упражнять в умении получать изображение, соединяя порядковые числа прямыми линиями на листе карандашом;
-закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным ответом;
-закреплять умение устно решать простые задачи, связанные с названиями дней недели;
-обогатить и активировать словарь по теме «Время» пословицами и поговорками;
-способствовать пониманию значимости времени для использования в своей деятельности в будущем;
2) Развивающие:
-способствовать развитию элементарных навыков определения часового времени (по внешним признакам, косвенным и используя часы);
-развивать произвольность и целостность внимания, образно-логическое мышление, образное воображение и речевую активность;
-развивать мелкую моторику кистей рук и общую моторную координацию при работе с математическими планшетами;
-стимулировать процессы: ориентировки, саморегуляции и самоконтроля;
3) Воспитательные:
-воспитывать умение выполнять задания по одному и в парах, упражнять в умении договариваться с соседом по парте;
-способствовать уважительному отношению к своему собственному времени, воспитывать потребность распределять свое время, соблюдая основные законы жизни;
-стимулировать желание находиться всем вместе в доброжелательной, дружеской атмосфере;
- учить помогать ближним при необходимости, проявляя заботу и уважение.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Речевое развитие.
Физическое развитие.
Предварительная работа с детьми:
Рассматривание детской энциклопедии и книг по теме «Время».
Беседы о Времени и первых часовых механизмах. Загадывание загадок про: времена года, части суток, дни недели. Наблюдения за работой различных часов (механические, электронные, песочные). Работа с календарем года. Игры с секундомером. Упражнения и задания: «Назови числа на циферблате», «Отгадай время суток, если», «Будильник», «Смешные задачи». Подвижные игры со скакалкой «Часы пробили ровно час», малоподвижные игры «Заяц, заяц, сколько время?», «Стрелочка». Разучивание и беседа по пословицам и поговоркам «Утро вечера мудренее», «Делу время-потехе час», «Всему свое время». Просмотр мультфильмов: «Фиксики. Часы», «Сказка о потерянном времени». Рисование: «Сказочные часы». Выполнение спортивных заданий по секундомеру. Прослушивание музыкальных тематических произведений. Игры и выполнение заданий с использованием математического пособия «Математический планшет»
Предварительная работа по подготовке материалов:
Большой бумажный конверт с изображением девушки Весны, в котором находится бумажная карта «Страны Времени», диск СД, циферблаты бумажные. Большие цветные бумажные напольные часы без стрелок с красным конусом в центре. Подбор музыкального сопровождения ( запись разных звуков: голоса Весны, звуки морской воды, голос кукушки, детской заставки из мультфильма «Фиксики», песня Пиратов).
Раздаточный материал:
Наборы для детей на каждого: 1) разной формы картонные циферблаты часов диаметром 7-8 см без стрелок 12 штук с проставленными числами на обратной стороне; 2) 6 математических планшетов с цветными резинками и кружочками в центре; 3) 12 простых карандашей в стаканах на столе, 12 клей-карандашей, 12 ножниц, 12 салфеток для рук, бумажные полоски темного цвета одинаковой длины; 4) 12 цифровых таблиц с числами, написанные по строкам на каждого ребенка с зеленой и красной точкой в начале и в конце; 5) мяч резиновый среднего размера 6) фломастеры цветные для рисования на белой магнитной доске.
Наглядный материал:
Стол, на котором стоят разные часовые механизмы. Мольберт для Карты страны Времени. Мольберт для цифровой карты с фломастером. Изображение Кукушки. Мольберт с белым листом и яркими красными точками для соединения в рисунок. Изображения различных видов часов на стенах.
Технические средства: переносная аудиоколонка, айфон с записью различных звуков и песен.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу.
Воспитатель: проходите, ребята в центр, становитесь полукругом так, чтобы всем было удобно и все видно.
-Как ваше настроение? Вы сегодня вовремя проснулись? В сад с мамой и папой не опаздали?
2. Мотивация
Ребята, сегодня утром, когда я заходила в сад, наш охранник передал мне вот такое письмо, вот смотрите (указываю на рисунок пчелы и девушки с цветами, я его не стала открывать, потому что здесь написано для детей 5 группы «Пчелки», т. е. для всех вас, вам интересно узнать: от кого оно пришло? На конверте изображена красивая девушка, как вы думаете кто она? (слушаю ответы, давайте откроем его? (да). Здесь диск для компьютера, какая-то карта, давайте послушаем, что записано на диске (да).
(Звук №1 «Весна просит о помощи, рассказывает про сломанные часы и Остров Мастеров в стране Времени, на котором можно их починить).
«Я-красавица Весна,
я чудесна и полна,
кажется – я проспала
и часы не завела!
Все часы мои стоят,
даже тикать не хотят.
Помогите, помогите,
и часы мне почините!
В страну Времени скорей
Отправляйтесь веселей:
Есть там Остров с мастерами,
Почините мне все сами!»
-Ребята, кто просит о помощи? (слушаю ответы) Поможем? (да). Тогда я предлагаю дружно отправиться в волшебную страну Времени? Согласны? (да) Мы-смелые? (да). Мы-умные? (да). Тогда пора в путь. Страна Времени очень большая, и чтобы в ней не заблудиться, надо хорошо уметь ориентироваться, я задам вопросы, а вы отвечайте.
Игра в круге с мячом «Лови-отвечай-бросай!»
-Сколько времени сейчас на наших часах в группе?
-Какое сегодня число?
-Как называется месяц?
-Какой сегодня день недели?
-Сейчас утро, день или вечер?
-Сколько дней в 1 неделе?
-Ты родился недавно или давно?
-Ты здесь или там?
-А как называется светлая часть суток?
- Как называется темная часть суток?
-Как называется время восхода Солнца?
Вы прекрасно ориентируетесь во времени, значит мы смело можем отправляться! Только куда нам идти? Может быть, на диске есть еще что-то и Весна подскажет нам?
(Звук №2 «Я вам в подмогу подсказки дарю»)
«Я вам в подмогу подсказки дарю,
чтоб смело нашли вы дорогу свою:
в конверт загляните и там вы найдете -
все то, что поможет в усердной работе!»
-Ребята, давайте заглянем еще в конверт. (достаю карту, вешаю на мольберт). Какая красивая (указываю на цвет)
-Ребята, а как вы думаете почему карта вся синяя? (это море, океан)
(Звук №3 «Шум океана»)
А кто нас встречает в начале пути (указываю на изображение кукушки)
(Звук №4 «Кукушка кукует»)
Кукушка – это не просто птица, она-страж времени, и просто так в страну Времени нас не пустят. Давайте воспользуемся подсказками Весны на карте.
(открываю конвертик возле изображения кукушки и достаю лист с числами по рядам).
-Ребята, первая подсказка – это коды из большого ряда чисел, надо зачеркнуть определенные цифры и проход будет открыт, проходите за столы, берите в руки карандаши. Слушайте внимательно, какие цифры надо зачеркнуть (диктую математический диктант).
Математический диктант «Вход в страну Времени»
На первой строке сверху зачеркните цифру, которая находится между цифрами 2 и 4;
На второй строке сверху зачеркните цифру, которая находится между цифрами 7 и 9;
На первой строке снизу зачеркните цифру, которая находится между цифрами 5 и 1.
2 * 4 8
7 * 9 3
5 * 1 6
(беру толстый синий фломастер и провожу толстую синюю линию сверху вниз по зачеркнутым цифрам, как дорожку)
-Ребята, получился у нас проход? (да) значит для нас путь в страну Времени открыт. Проходите на ковер к нашей Карте, становитесь. А на чем отправимся? (слушаю варианты). Может и здесь есть подсказка? (ищем глазами, я достаю лист с точками из следующего конвертика на карте, размещаю его на пустом рядом стоящем мольберте).
Игра-задание «Соедини изображение по точкам»
Во второй подсказке нужно соединить фломастером цифры по возрастанию. (вызываю 10 детей друг за другом по очереди).
-Ребята, что у нас получилось? (кораблик, и это не просто Кораблик, а волшебный Летучий Корабль, он летает и по небу, и по морю, и по суше, он ведь сказочный. Есть для него слова заветные, чтобы он полетел: «Делу время – потехе час!»
Присказка:
Ребята, произнесем все вместе хором:
«Делу-время, потехе-час,
1, 2, 3 повернись,
в стране Времени окажись!»
(Звук №3 «Шум океана»)
Складываем из рук кораблики и «плывем по морю».
-Ребята, вот мы и в стране Времени, но почему так тихо, даже тикания часов не слышно? (слушаю ответы). Давайте заведем Местные часы (кладу на пол пособие «Часовой круг», становитесь по кругу.
-Ребята, смотрите, а часы-то местные тоже без деталей ( слушаю ответы детей: здесь нет стрелок). Тогда мы сами станем стрелочками и заведем эти часы.
Игра малой подвижности «Живые часы».
(на полу бумажный цветной круг с изображением цифр от 1-12, в центре конус красного цвета, идем в левую сторону, приговаривая:
«Мы – часы, из года в год,
водят стрелки хоровод,
ходят стрелочки по кругу
и хотят догнать друг друга,
тише-тише, не спешите,
и нам время покажите»
Воспитатель: -Покажите один час ровно (стоят дети напротив цифр 1 и 12, остальные приседают, игра повторяется несколько раз.
(Звук №6 мелодия «Тики-тики-тики, так-так-так»)
Воспитатель: нам удалось завести часы, мы слышим их тиканье.
(все изображают руками стрелочки и подпевают тики-так).
(Звук №3 «Шум океана»)
Нас ждет следующий остров Дел. Ребята, а какие дела у вас есть дома в разные дни недели? Это очень удобно: планировать свои дела по дням, давайте вспомним как они идут по порядку (хором понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
(открываю 1 задачку из 3 конвертика)
В понедельник у барана полилась вода из крана,
Ровно через один день завелись лягушки в ней,
В какой же день лягушки стали жить в избушке?
Воспитатель: конечно, это - среда.
(открываю 2 задачку из 3 конвертика)
Во вторник мама Кате подарила платье,
а прошло 2 дня всего она испачкала его.
Катеньку переодели, а какой был день недели?
(слушаю ответы)
Воспитатель: пятница, конечно.
(открываю 3 задачку из 3 конвертика)
Белка рыжая в четверг
спрятала в дупле орех,
через день пришла опять,
чтоб еще запрятать пять.
Очень быстро белки ели,
А какой был день недели?
(слушаю ответы).
Воспитатель: конечно, суббота.
Мы прошли остров Дел.
(Звук №3 «Шум океана»)
Впереди остров Циферблатов. Давайте заглянем на этот остров и сами сделаем разные циферблаты для часов. Присаживайтесь за столы, где лежат планшеты.
Игра с наборами «Математический планшет»
Ребята, как вы думаете, циферблаты у часов одинаковые? (разные). Посмотрите на мои часы (показываю пособие «Фигуры на часах»). Они вам покажут какой сделать циферблат (1- квадратный, 2- треугольный, 3- прямоугольный). Замечательно, у вас здорово получилось.
(Звук №3 «Шум моря»)
(Звук №5 «Пираты»)
Провокация:
Воспитатель: Ребята, вы слышите, как шумят морские пираты, они добрались до острова Мастеров раньше нас и забрали все необходимые детали. Мы не успели. Надо возвращаться домой!
Проблема:
Ребята, что же нам делать? Без деталей часы нам не починить (слушаю ответы, отвечаю на предложения, подвожу итог). Есть такое выражение «Повернуть время вспять». Мы можем вернуться на час назад и обогнать пиратов, ведь у нас есть «Живые часы», мы сами можем управлять Временем, а пираты этого не знают! Становитесь скорее, кто помнит сколько было времени, когда мы отправились в страну Времени (9 часов утра, а на час раньше, как посчитать? (9-1=8, давайте проверим, проверяем на циферблате часов). Здорово! Мы снова стали Живыми часами, будем их не заводить, а наоборот – переводить назад, и пойдем не слева направо, а справа на лево, приговаривая:
«Мы – часы, из года в год,
водят стрелки хоровод,
ходят стрелочки по кругу
и хотят догнать друг друга,
тише-тише, не спешите,
и нам время покажите»
Воспитатель: -Покажите 8 часов утра ровно.
-Ребята, скорее пока нет пиратов на острове, проходите за столы, мы будем часовых дел мастерами, и только 3 минуты есть у нас здесь. Песочные часы помогут нам контролировать время. Перед вами уже готовые циферблаты часов, а на обратной стороне указано время, которое должно на них быть. Чего не хватает? (стрелок). Стрелки нужно сделать самим? Приступайте (дети делают из полосок одинаковой длины одну короче, другую длиннее, и приклеивают в соответствии с тем числом, которое указано на обратной стороне циферблата).
(Звук № 6 «Песенка тики-тики-тики, так-так-так»).
Воспитатель: Ребята, все справились? Покажите свои новые часы. Давайте встанем с ними по увеличению времени, так легче проверить их правильный ход. Здорово, часы работаю отлично, мы выполнили просьбу Весны? Теперь я положим их в конверт для нее и отправим ей, чтобы она больше никуда не опаздывала.
А нам пора домой. Отправляемся.
(Звук №3 «Шум моря»).
Говорим волшебные слова:
Присказка:
«Делу-время, потехе-час, 1, 2, 3 повернись в детском саду окажись!».
Вот и закончилось наше волшебное путешествие, мы снова в детском саду.
Расскажите, ребята, о своих впечатлениях (беру мяч в руки).
Игра-рефлексия с мячом «Я начну, а ты, закончи».
- Мне понравилось больше всего….
- Было трудно….
- Я испугалась….
- Больше всего мне запомнилось….
-Теперь я мечтаю…