Евгения Храмцова
Конспект открытого занятия «Путешествие по стране музыкального творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
Районное муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Знаменский детский сад «Ромашка», филиал № 3 «Звёздочка»
Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию (музыка)
на тему: «Путешествие по стране Музыкального творчества»
Содержание
Пояснительная записка…3
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие по стране музыкального творчества“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Конспект открытого занятия …. 5
Список литературы… 18
Пояснительная записка
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Возрастная категория: дети 5-6 лет (старшая группа общеразвивающей направленности численностью 14 человек).
Место проведения занятия : музыкальный зал ДОУ, филиал №3 «Звёздочка»
Виды музыкальной деятельности : музыкально-ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, танцевальное творчество.
Цель: Развитие музыкальных способностей детей.
Задачи.
Образовательные:
-формировать основы музыкальной и художественной культуры;
- познакомить с творчеством П. И. Чайковского «Утренняя молитва» из «Детского альбома»;
- формировать культуру слушания.
-учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.
-совершенствовать практические навыки выразительного пения, петь естественным голосом;
- закрепить навыки ансамблевой игры на шумовых инструментах;
-закрепить навыки танцевальных движений.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание и музыкальную память.
- способствовать развитию у детей музыкально-ритмического, тембрового слуха.
Воспитательные:
- воспитывать эстетические чувства, чувство сопереживания
- воспитывать положительное отношение ребенка к окружающему миру. - воспитывать культуру речевого общения.
Планируемые результаты:
- сформированы представления об истории создания «Детского альбома»;
- дети испытывают потребность в восприятии музыки П. И. Чайковского;
- сформированы двигательные навыки и качества (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности;
- выражают в движении характер музыки и ее настроение;
- передают в движении основные средства музыкальной выразительности : темп, динамику, регистр, метроритм.
Оборудование: Ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи, мультимедийная система. Детские шумовые инструменты, красочно оформленный «Детский альбом» П. И. Чайковского, портрет композитора, ширма.
Конспект музыкального занятия :
«Путешествие по стране Музыкального творчества»
В зал входят дети, их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга и зарядимся хорошей энергией.
Проводится музыкальное приветствие «Здравствуй дружочек!»
Здравствуй, дружочек, здравствуй дружок! (машут одной и другой рукой)
Встанем с тобою мы вместе в кружок (делаем круг)
Дружно по кругу с тобою пойдём,
Здороваться вместе начнём!
Здравствуйте, здравствуйте ручки: хлоп-хлоп! (вытягивают руки, хлопают)
Здравствуйте, здравствуйте ножки: топ-топ, (выставляют ноги, топают)
Здравствуйте, наши ладошки: хлоп-хлоп, (тарелочки)
Здравствуйте, наши коленки: шлёп-шлёп! (шлепки по коленям)
Здравствуй, дружочек, здравствуй дружок! (машут по очереди руками)
Быстро закрутится ровный кружок. (Бежим на носочках)
Резвые ножки быстро бегут,
И остановятся тут.
Мы улыбнёмся друг другу с тобой (качают головой).
Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! (потягивают руки вперёд)
Солнцу привет! Небу привет! (поднимают руки вверх)
«Здравствуйте!» — слышим в ответ (вперёд здороваются)
- Молодцы ребята! Теперь мы все зарядились положительной энергией и настроение у всех прекрасное! Сегодня я хочу предложить вам отправиться путешествовать по Стране Музыкального Творчества. В этой стране всё обычное мы можем увидеть по-другому, по-новому. Например, падающие снежинки - это танцующие феи – балеринки, а ветерок может спеть нам ласковую песню. В Стране Музыкального Творчества все дети становятся веселыми, активными и музыкальными. Вы готовы к путешествию?
Дети: Да!
Тогда отправляемся в путь. А чтобы нам быстрее добраться и не сбиться с дороги – нам поможет музыка. Слушайте внимательно и выполняйте движения в соответствии с её характером.
Проводится комплекс музыкально-двигательных упражнений «Путешествие».
(Маршевая ходьба, лёгкий бег на носочках, подскоки, спокойная ходьба).
Музыкальный руководитель : обращает внимание детей на экран. - Вот и волшебная Страна. В ней столько необычного! Как здесь тихо. Давайте закроем на минуту глаза и вслушаемся в эту чарующую тишину.
Все закрывают глаза, Муз. рук. быстро и незаметно одевает накидку и корону с нотками («превращается» в Фею Музыки)
Фея Музыки : Здравствуйте, мои юные друзья! Я рада приветствовать вас у себя в гостях. Позвольте представиться Я – Фея Музыки, рядом со мною всегда звучат прекрасные звуки мелодии. Я поведу вас по стране Музыкального творчества. А пока присядем на стульчики, вы, наверное, устали с дороги.
Дети садятся на стульчики.
Фея Музыки : Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его….
Ребята, как выдумаете, для чего нужна музыка?
Ответы детей.
Фея Музыки : Правильно. Музыка поднимает нам настроение, навевает грусть, или заставляет мечтать. Без музыки было бы скучно и не интересно.
Без музыки, без музыки нельзя прожить ни как
Ни станцевать без музыки ни польку, ни гопак.
И в вальсе не покружишься, и маршем не пройдёшь
И песенку весёлую ты в праздник не споёшь.
Дети, скажите, пожалуйста, кто сочиняет музыку?
Ответ детей
Правильно, музыку сочиняет композитор. У меня в руках «Детский альбом» великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Посмотрите на портрет этого замечательного человека. Какое красивое, благородное лицо. Умные, добрые глаза смотрят на нас с любовью. Петр Ильич Чайковский жил очень давно, а вот музыка, которую он сочинил, будет жить всегда. «Детский альбом» состоит из 24 небольших пьес для фортепиано. На первом титульном листе первого издания написано: «Посвящается Володе Давыдову». Вы с удивлением спросите: кто это такой и почему ему посвящён «Детский альбом»? Послушайте историю создания альбома. В1877 году Пётр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде, Пётр Ильич слышал, как Володя играет гаммы и этюды. И чтобы ему было интереснее играть, композитор придумал цикл пьес для детей, который так и назвал «Детский альбом», а каждой пьесе дал название.
А теперь давайте откроем альбом.
Бом, бом, бом, бом!
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят
Много, много лет назад.
Открываю альбом.
Сегодня мы познакомимся с первым сочинением из «Детского альбома». Оно называется «Утренняя молитва». Давайте внимательно послушаем, о чём нам рассказывает музыка «Утренней молитвы».
Дети слушают «Утреннюю молитву» П. И. Чайковского.
-Ребята, что вам рассказала музыка?
Ответы детей.
- Какой характер этого произведения?
Ответы детей.
-Да, музыка «Утренней молитвы» светлая, чистая, безоблачная. В утренней молитве человек благодарит Бога за то, что наступил новый день, и просит, чтобы этот день прошел благополучно День только начинается, на душе спокойно и радостно. Словно ангелы улыбаются нам с небес.
Из-за ширмы «выплывает» облако с ангелочками (синтепон в форме облака, на котором вырезанные из бумаги ангелочки)
-Посмотрите, к нам прилетели маленькие ангелочки. Давайте поиграем с ними. Возьмите по одному ангелочку и под музыку придумайте танец ангелочков.
Активное слушание. Звучит «Утренняя молитва» Чайковского. Дети с ангелочками свободно двигаются по залу (драмогерменевтический подход).
-Какие вы у меня молодцы! Вы оживили музыку. Пусть ангелочки отдохнут, они будут смотреть на вас, и помогать во всём.
Дети прикрепляют ангелочков на облако.
-Молодцы, я очень довольна вами. И приглашаю отправиться дальше по стране Музыкального творчества.
- Нас уже ждёт весёлый паровозик.
Дети под музыку, имитируя движение паровоза, шагают по залу. С окончанием музыки останавливаются.
-Интересно, куда привёз нас паровозик.
В зал под музыку входит Королева Пения, в руках у неё волшебный сундучок.
Королева Пения: (поёт) Здравствуйте ребята!
Дети: (поют) Здравствуйте.
Королева Пения: я - Королева Пения. Слышала, вы тоже любите петь песни. Это правда?
Ответ детей.
- Очень хорошо. Надеюсь, вы мне поможете. Дело в том, что я не могу найти ключ от своего волшебного сундучка, где лежат различные песни. Сундучок музыкальный, из мелодий весь хрустальный. Он откроется и без ключа, лишь услышав ваши голоса.
Фея Музыки : Дети, давайте поможем королеве открыть сундучок, споём песню.
Дети становятся на полукруг, королева пения садиться на трон.
Фея Музыки : прежде чем петь, давайте вспомним правила, как надо стоять, чтобы петь правильно и красиво.
Выходит ребёнок, рассказывает стихотворение.
1. .Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно,
Петь приятно и удобно.
дети исполняют песню, выученную на музыкальных занятиях.
Королева Пения открывает сундучок.
- Спасибо, мои юные певцы. Вы спасли меня и мои песни. И я хочу вам подарить ноты с весёлыми детскими песнями. Пойте на здоровье.
Фея Музыки : Спасибо, большое. Нам пора отправляться дальше. До свидания.
Королева Пения: До новых встреч. Уходит.
Дети под музыку, имитируя движение паровоза, шагают по залу. С окончанием музыки останавливаются.
Фея музыки : Как здесь красиво. Давайте присядем на полянку и посмотрим, к кому мы приехали в гости.
Дети садятся на ковёр, из-за ширмы слышится голос.
Петрушка: Ой-Ой-Ой!
Фея Музыки : Кто это кричит?
Петрушка: Это я, Петрушка!
Фея Музыки : Где же ты?
Петрушка: Здесь я, здесь! Никак вылезть не могу, на меня инструменты упали.
Фея Музыки : Вот беда какая! А какие инструменты?
Петрушка: А вы сами отгадайте. Я буду играть, а вы слушать, на чём я играю.
Музыкально- дидактическая игра «Угадай, на чем играю».
Петрушка играет на детских шумовых инструментах: ложки, маракасы, бубен, коробочка, тарелки, треугольник, колокольчики, трещотки. Дети называют инструмент. (На экране появляются слайды с угаданными инструментами)
На ширме появляется Петрушка (кукла) : Здравствуйте, девочки и мальчики!
Дети здороваются.
Петрушка: Какие вы молодцы, все инструменты угадали. Скажите, а какие они шумовые или музыкальные?
Ответ детей.
-А какие музыкальные инструменты вы знаете?
Ответ детей.
-А вы умеете играть на шумовых инструментах?
Ответ детей.
Фея Музыки : Дети, покажем Петрушке, как вы умеете играть, возьмите аккуратно инструменты и встаньте около стульчиков.
Дети берут инструменты и становятся около стульчиков.
Петрушка. - А что вы умеете играть?
Выходит девочка, объявляет номер.
Иоганн Штраус, полька Трик- трак.
Звучит полька И. Штрауса, дети ритмично подыгрывают на шумовых инструментах.
Петрушка: Вот здорово! Так интересно было вас слушать! Благодаря вашей игре, музыка заиграла новыми красками. Я с радостью хочу подарить вам волшебную флейту. Дарит блокфлейту. Она поможет вам ещё больше полюбить музыку.
Фея Музыки : Большое спасибо, Петрушка. Нам пора опять отправляться в путь.
Дети под музыку, имитируя движение паровоза, шагают по залу. С окончанием музыки останавливаются.
В зал под весёлую музыку вбегает Мистер Танцев, выполняет танцевальные движения.
Мистер Танцев: Добро пожаловать в гости к Мистеру Танцев.
Фея Музыки : Дети, давайте поприветствуем Мистера Танцев.
Девочки выполняют реверанс, мальчики – поклон.
Мистер Танцев: О, мои прекрасные танцоры, я слышал, что вы любите танцы, так же как и я. Вы покажете, как умеете танцевать?
Ответы детей.
А какой же танец сейчас вы исполните?
Ответ детей.
- Как я рад! Я буду хлопать вам в ладоши.
Дети исполняют польку.
Мистер Танцев: Спасибо вам. Вы такие энергичные, весёлые. Я зарядился с вами на целый день.
Фея Музыки : Мы очень рады, Мистер Танцев, что доставили вам столько удовольствия. На этой веселой ноте и заканчивается наше путешествие по Стране Музыкального Творчества. Пора возвращаться в детский сад.
Мистер Танцев: (детям) Я подарю вам волшебный ковёр-самолёт. Он поможет вернуться скорее в любимый детский сад. Для этого надо сесть на него,аккуратно взять друг друга за руки и крепко закрыть глаза. Через несколько секунд вы сразу окажетесь в детском саду. Достаёт ковёр, вместе с муз. рук. расстилает его на полу.
Фея Музыки : Спасибо, Мистер Танцев. Я провожу детей.
(к детям) Но прежде чем сесть на ковёр-самолёт, я хотела бы вас поблагодарить. Мне очень понравилось, что вы сегодня были активными, музыкальными, творческими детьми. С вами так интересно! На память я дарю вам музыкальные ключики. Носите их с удовольствием. Они откроют вам дверь в музыкальный мир. Мистер танцев, помогите мне, пожалуйста.
Фея Музыки и Мистер танцев одевают детям скрипичные ключи, как медали. Дети По-очереди садятся на «ковёр-самолёт».
Фея Музыки : Дети, давайте попрощаемся с Мистером Танцев, со страной музыкального творчества.
Дети прощаются. Мистер Танцев уходит.
Все садятся на волшебный ковёр и закрывают глаза, звучит музыка,
в это время музыкальный руководитель незаметно снимает диадему, накидку.
Музыкальный руководитель (подводит итог занятия) :
Вот мы и в детском саду.
Вам понравилось путешествовать? А что вам понравилось больше всего? Скажите, а что вы сегодня узнали нового?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель :
Вы трудились не напрасно,
Все согласны? Да, согласны!
И с весёлым настроеньем
Мы выходим все из зала.
До свидания, ребята! Дети уходят в группу.
Список литературы:
О. П. Радынова «Музыкальные шедевры»
Интернет источники: https://ped-kopilka.ru/, https://www.maam.ru/,
https://nsportal.ru/, https://dohcolonoc.ru/