Светлана Костицына
Конспект открытой НОД «Пересказ сказки «Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
непосредственно образовательной деятельности по
«Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи»
тема: Пересказ сказки «Хаврошечка».
Цели и задачи открытого занятия :
Публикация «Конспект открытой НОД „Пересказ сказки „Хаврошечка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Хаврошечка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
1. Освоение действия подбора заместителей к сказке.
2. Развитие умения пересказать сказку, опираясь на её пространственно – временную модель.
3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному творчеству.
4. Закреплять знания о разнообразии русских народных сказок.
5. Через пословицы передать любовь к книге.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о библиотеке, работа с родителями.
Словарная работа: стеллажи, формуляр.
Материал: Книжные стеллажи с книгами, столы, настольные лампы, небольшие вывески с пословицами о книге, кружки - заместители, указка, листы бумаги с иллюстрациями сюжетов сказки.
Ход НОД:
(Входят дети в зал здороваются с гостями)
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать в библиотеке. Меня зовут Светлана Геннадьевна, я библиотекарь.
Организационный момент
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня! Давайте, подарим друг другу тепло наших сердец, я сожму правую руку своему соседу, а он передаёт другому, так все по очереди должны передать тепло своих сердец сжимая правую руку. Вот таких хороших, добрых, умных и внимательных ребят я хочу познакомить с библиотекой.
Ребята мы с вами в читальном зале, здесь уже есть посетители, давайте с ними поздороваемся.
Я приглашаю пройти в следующий зал. Посмотрите сколько книг! Какие красочные книги стоят на стеллажах. Давайте подойдём к стеллажу.
На верхней полке располагается справочная литература – справочники, энциклопедии.
На второй полке расположились сказки народов мира –– Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Ш. Перро.
На третьей и четвёртой полке стоят книги с народными сказками
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказки по обложкам книг…
(Дети вспоминают сказки, которые уже изучили).
Воспитатель: (делает испуганное лицо) А это что?
(достаёт с полки разорванную книгу)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что с книгой произошло? Ребята, что эта за сказка? Я тоже не могу разобраться. Наверно это сделал нерадивый читатель.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, возле книги лежат куски бумаги. Давайте их склеим между собой. Тогда мы узнаем, что за сказка.
Дети: Эта сказка «Хаврошечка».
(Дети склеивают титульный лист, сразу цепляем с помощью скрепок)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в книге он ещё изрисовал иллюстрации какими –то странными непонятными кружочками, кажется я догадалась, это герои сказки Харошечка, а вы помните? Перечислите их : Хаврошечека, Мачеха, три сестры: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, старик, коровушка, яблонька, сильный человек.
Ребята, давайте с вами обсудим, какими кружками можно отметить героев сказки на доске.
Воспитатель: Ребята, скажите, каким людям попала Хаврошечка?
Дети: Хаврошечка попала к злым людям.
Воспитатель: Ребята, а какой была Мачеха у Хаврошечки?
Дети: Злой, жадной, хитрой, жестокой.
Воспитатель: Если она злая, тогда, каким кружком обозначим Мачеху?
Дети: Чёрным кружком.
Воспитатель: У Мачехи были три дочери, какими они были?
Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми, ленивыми.
Воспитатель: Ребята, тогда какими кружками обозначим дочерей?
Дети: Отметим розовыми кружками:
Одноглазка – с одной точкой;
Двуглазка – двумя точками;
Триглазка – тремя точками.
Воспитатель: Ребята, в сказке был старик, какой он был?
Дети: Старый, злой.
Воспитатель: Каким кружком его обозначим?
Дети: Серым.
Воспитатель: Ребята, а какой была сама Хаврошечка?
Дети: Доброй, работящей.
Воспитатель: В сказке она добрая, светлая, тогда каким кружком обозначим нашу главную героиню?
Дети: Белым кружком.
Воспитатель: Ребята, скажите, кто помогал Хаврошечке?
Дети: Хаврошечке помогала Коровушка, она помогала выполнять трудную работу.
Воспитатель: Каким кружком мы обозначим Коровушку?
Дети: Коричневым кружком.
Воспитатель: Ребята, а как мы обозначим яблоньку?
Дети: Зелёным кружком.
Воспитатель: А как сильного человека?
Дети: Фиолетовым кружком.
(Воспитатель напоминает детям с чего начинается сказка)
Воспитатель: Ребята, с каких слов начинается сказка?
Дети: - «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся».
Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится,
скажем сказке заходи.
Это присказка ребята,
сказка будет впереди».
Физминутка
В саду фруктовом яблонька Дети садятся на корточках.
Посажена была. Встают.
Она цветами белыми Руки вверх поднимают, рук в кулаках. Весною расцвела. Поочерёдное разгибание пальцев рук.
Яблоня в саду Наклоны поднятыми руками.
Гнётся на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела. Наклоны туловища в стороны.
Ветки вниз и вверх качнула, Руки опустить вниз.
И вперёд их протянула. Вытянуть руки вперёд перед собой.
А как стихнет ветерок Медленно присесть на корточки.
Наша яблонька заснёт.
Воспитатель: Давайте расскажем сказку по модели :
Воспитатель: …, о чём рассказывается в первом сюжете сказки?
Ребё нок: Попала Хаврошечка к злым людям, потому что осталась сиротой. Была Мачеха и три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. Злые сёстры только знали, что у ворот сидеть, на улицу глядели, а Крошечка-Хаврошечка на них работала : слова доброго никогда не слышала.
Воспитатель:, что было дальше в следующем сюжете сказки?
Ребё нок: Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.
- Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — всё готово: и наткано, и побелено и в трубы скатаны.
Воспитатель:, выполнила Хаврошечка задание, что Мачеха ещё придумала?
Ребё нок: Отнесет она холсты к Мачехе. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке -Хаврошечке еще больше работы задаст.
Позвала Мачеха свою дочь Одноглазку узнать, кто помогает сироте, говорит,
- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла Матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает :
- Спи, глазок, спи глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала, и побелила и в трубы скатала. Так ничего Мачеха не узнала.
Воспитатель:, что же сделала Мачеха?
Ребё нок: Послала Мачеха она вторую дочь — Двуглазку:
- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.
Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.
А Хаврошечка баюкает :
- Спи, глазок, спи, другой!
Двуглазка уснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка всё спала.
Воспитатель:… дальше, что было?
Ребё нок: Старуха рассердилась на третий день послала третью дочь — Триглазку, а Хаврошечке ещё больше работы дала.
Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет :
- Спи, глазок, спи, другой!
А о третьем глазе забыла.
Два глаза у Триглазки спят, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала.
Воспитатель: Узнала всё Мачеха,, что она решила сделать?
Ребё нок: Старуха обрадовалась, на другой день, пришла к мужу:
- Режь, рябую корову!
Старик и так и сяк:
- Что ты старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
Старуха:
- Режь, да и режь!
Воспитатель:, что же было дальше?
Ребё нок: Спознала Хаврошечка, что, Мачеха корову зарезать хочет, в поле побежала, обняла коровушку и говорит:
- Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
А коровушка ей отвечает:
- А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку.
Воспитатель:, расскажи, что сделала Хаврошечка?
Ребё нок: Хаврошечка так сделала, что коровушка ей завещала: мяса её в рот не брала, косточки её зарыла, каждый день в саду поливала.
Выросла яблонька, появились яблочки, наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.
Воспитатель:, что же было дальше?
Ребё нок: Раз гуляли по саду - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Бросились они к яблоне.
А яблочки-то висели низко, сразу же поднялись высоко, далеко над головами.
Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.
Воспитатель:, что же дальше произошло?
Ребё нок: Подошла Хаврошечка — веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она яблочками, женился на Хаврошечке сильный человек.
И стала она в добре поживать, лиха не знать.
(После каждого рассказанного эпизода,
схема заменяется листом с иллюстрацией данного сюжета).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, понравилась ли вам сказка? А чему она учит?
Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы про книгу?
Дети: Хорошая книга ярче звёздочки светит.
Воспитатель: Ребята, вы сделали большое дело, вы вернули книге жизнь. Я хочу поблагодарить вас и в память об экскурсии подарить книги, а ещё дарю вам памятку как обращаться с книгой, и я уверена, что когда вы познакомитесь с памяткой, вы станете настоящими читателями.
(Детям раздаются книги и памятка).