Елена Корчагина
Конспект открытого НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как дикие звери к зиме готовятся»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема недели: Кто как готовится к зиме?
Тема НОД: «Как дикие звери к зиме готовятся».
Цель: воспитание у детей познавательного интереса к диким животным.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Как дикие звери к зиме готовятся“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Познавательное развитие : Расширять и закреплять представление детей о диких животных : где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность.
Речевое развитие: Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями, читать стихи о животных. Обогащать словарь детей существительными: дупло, берлога, нора, кладовая, шерсть, маскировка; глаголами: линяет, впадает в спячку.
Социально-коммуникативное развитие: Развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Познакомить детей с тем, как человек заботится о диких животных зимой. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие образа животных
Физическое развитие: Формировать правильную осанку, координацию движений.
Виды взросло-детской (партнерской) деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос-ответ, беседа.
Индивидуальная работа:
помощь затрудняющимся детям в формулировке ответа на поставленный вопрос.
Планируемый результат. Целевые ориентиры образования:
Имеет представление о признаках поздней осени. Знает диких животных. Имеет представление об их жизни в осенний период, как готовятся к зиме, в чём нуждаются зимой.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о жизни животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Чей хвост?», «Кто это?», «Четвёртый лишний» рассматривание альбома «Дикие животные», чтение энциклопедии о животных.
Педагогические средства и оборудование, необходимое для данного занятия:
Демонстрационный материал:
картинки к игре «Кто где живёт, препятствия «пеньки, сугробы», картинки с изображением зверей (белка, лиса, медведь, ёж, заяц, доска магнитная с магнитами, две корзинки с шишками, два силуэта зайца (белый, серый, два листа формата А4 (белый и зеленый, маска медведя, корзинка с печенками-грибочками по кол-ву детей и взрослых.
Подробный конспект НОД :
Вступительная часть.
Эмоциональный
Настрой.
Игра-приветствие
Столы раздвинуты как на занятии. Все стоят на полянке.
Воспитатель: доброе утро, ребятки!
У нас сегодня первое занятие называется Знакомство с окружающим миром. Сегодня у нас открытое занятие, а это значит, взрослые присутствуют у нас на занятии, и это хорошо, им интересно, как мы с вами занимаемся.
Давайте с вами вспомним наше приветствие:
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, маленький дружок
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Мотивационный момент.
Беседа
Воспитатель:-молодцы! всю неделю мы с вами будем говорить о том, как готовятся к зиме дикие животные.
– Ребята, скажите какое сейчас время года? Правильно, а назовите пожалуйста 3 месяца осенних: сентябрь, октябрь и ноябрь. Сейчас какой месяц? Правильно, ноябрь, это последний месяц осени, а еще ученые говорят, что наступила поздняя осень и приближается зима.
Холод, ветер на дворе,
Руки мерзнут в ноябре.
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
И мы, люди, готовимся к зиме. А как мы люди готовимся к зиме? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома).
- Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, тоже готовятся к зиме почти также как и люди! Давайте оденемся теплее и отправимся в путешествие по лесу. Хотите? Но перед этим давайте вспомним, как надо вести себя в лесу, чтобы не распугать зверей, ведь у них сейчас самая тяжелая пора- Они готовятся встречать зиму (не шуметь, не кричать, не пугать лесных жителей).
-Какую одежду мы наденем, чтобы не замерзнуть? ( Теплую: кофту, носки, штаны, шапки, куртки, варежки, шарфики и т. д.).
- Правильно, ну вот мы с вами оделись и к путешествию готовы! Тогда отправляемся в лес!
- Давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу, вдохнем чистый свежий воздух. Нам нужно пройти через лес, а в лесу пенёчки, да в отдельных местах уже сугробы через них мы будем перешагивать (проходят между кубиками, переступая через них). Девочки, как лисички побегут на «пенечки» красивой легкой походкой, а Мальчики, как медведи пройдут не спеша, вперевалочку и сели на места.
Загадки - Вот мы с вами в лесу. Осень- Красивое время года, а еще это пора сбора урожая у людей. Да и лесные обитатели заняты подготовкой к зиме.
А кто такие лесные обитатели?- дикие животные, почему они называются дикими?
Я вам сейчас загадаю загадки про 5 диких животных :
Отгадки-картинки вешать на магнитную доску.
1. Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он… (медведь)
2. Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник закрывай! (лиса)
3. Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц)
4. Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле (Белка)
5. Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (ёжик)
Убрать «пеньки, сугробы» с полянки и поставить корзинки с шишками.
Подвижная игра
«Две белки». Давайте поиграем в игру:
Выбирается «две белки», раздать корзинки. На полу разбросать шишки. «Белки» собирают шишки, а дети произносят слова:
- Белки по лесу гуляют
И всё шишки собирают
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора их сосчитать.
«Белки» останавливаются, подсчитывают шишки, побеждает тот, у кого больше и игра продолжается с новыми участниками. Все проходят на свои места.
Опыт с белым зайцем.
«Летом – серый, зимой – белый», Ответ на этот вопрос поможет найти интересный опыт. Я вырезала из белой бумаги силуэт зайчика. Давайте положим силуэт зайчика на лист белой бумаги. Прикрепим. Белый силуэт зайчика прикреплен на белый фон. Теперь всё готово. Если мы посмотрим из далека на эту картинку, то мы не сможем разглядеть, кто у нас нарисован. А затем прикрепим силуэт зайца на зеленый, то сразу видно кто это. Это называется маскировка.
Ребята, повторите пожалуйста это слово.
Нас ждёт следующая игра.
Словесная игра
«Один – много»
К зиме готовится не один волк, а много… (волкОв)
Не один заяц, а много… (зАйцев)
Не один ёж, а много… (ежЕй)
Не один медведь, а много… (медвЕдей)
Не одна белка, а много… (бЕлок)
Не одна лиса, а много… (лИс).
- молодцы. Готовы, к следующей игре? Тогда все встаём и бегом на полянку.
Подвижная игра
«У медведя во бору»
Выбирается «медведь» и он спит. Дети подходят со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру
А медведь не спит
Он на нас глядит
«Медведь» догоняет и ловит детей. Все дети бегут на свои места.
Основная часть
Беседа по макету. Знакомство с новым материалом. А теперь поподробнее, как же все таки эти животные готовятся к зиме :
1. Медведь. Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом — берлогу сначала надо подготовить! Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с корнями деревом в сухом месте. Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы. Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и будет дальше путать свои следы! Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу.
2. Ёжик. Как часто мы видим в мультфильмах радостного ежика, несущего грибы на своих иголках. Но на самом деле ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора», но она состоит из листьев, мха и веточек. Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик, он в своей норе зарывается в листья и теплый мох и засыпает сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной! Есть и еще один миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит!
3. Белка. Вы наверное все видели в мультфильмах, как белочка развешивает на ветках деревьев грибы, сушит их на пнях, да это правда. А еще она собирает орехи, желуди, шишки. Куда же белочка их прячет? В свою «кладовую»- Под пни, под корни деревьев, в дупла, в мох. Дом у белок называется «дупло». Но если дупла в дереве нет, то белка строит себе гнездо высоко на ветках дерева, чтобы никто не забрался к ней. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Она затыкает мхом и травой щели. Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег, ее и прозвали поэтому белка-от слова белая, А летом – рыжая.
4. Лиса. Как раз к осени она уже вырастила своих лисят, поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе. Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает. Шерсть как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.
5. Заяц. У Заяца только кончики ушей остаются чёрными, а сам он весь белый. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном. Ребята, вам задание: вы вместе с родителями сходите в лес и помогите зайчику с кормом, нужно: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди. Зайчик живёт под корнями дерева или под кустарниками, которые все в снегу.
- Ребята сколько нового мы узнали!
Словесная игра
«Закончи предложение»
- ребята угадайте, про кого так говорят?
Неуклюжий, как …Медведь
Быстроногий, как …Заяц
Хитрый, как …Лиса
Ловкий, как ….Белка
Колючий, как …Ёж
Закрепление пройденного материала.
Игра
«Кто где живёт?» Давайте проверим как вы запомнили, кто где живет:
(Кто) юркнула в дупло. Белка
(Кто) залез в берлогу. Медведь
(Кто) спряталась в нору. Лиса
(Кто) забрался под листья. Ёж
(Кто) укрылся под кустом. Заяц
Рефлексия.
Физкульт-
минутка
«Лесная»
- вы все молодцы, вы меня порадовали. Давайте немного разомнё мся и подвигаемся:
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят, в лес.
Поощрение За ваши знания, и хорошее поведение на этом занятии, вам дикие животные прислали сюрприз, они уж точно знают, что вы такие же сладкоежки, как и они.
Воспитатель раздаёт печенки в виде грибочков детям и взрослым.