Индиана Цагараева
Конспект открытого НОД по обучению грамоте «Игра звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого НОД по обучению грамоте
Цель: обогащать и активизировать речь детей.
Задачи :
-закрепить умение составлять предложения по схемам.
-упражнять детей в умении делить слова на слоги, составлять слова по таблице слогов.
-с помощью словесных игр развивать у детей фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции.
-упражнять в умении согласовывать прилагательные существительными, познакомить с многозначными словами.
-развивать коммуникативные способности детей.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект открытого НОД по обучению грамоте „Игра звуков и букв“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Составление предложений по схемам; занимательные игры и упражнения с буквами; словесные игры; составление предложений по заданным словам; чтение сказки.
Развивающая среда:
Игрушка - Буратино; коробочка с сюрпризом - «золотым ключиком»; коробочка с заданиями; схемы предложений; схемы предложений; карточки с буквами : З, Н, А, Н, И, Я. ; карточки с заданиями для занимательных игр.
Ход НОД:
Организационный момент.
-Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Поздоровайтесь.
Теперь поприветствуем друг друга.
«Колокольчик»
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Называем имена соседей в ласковой форме и передаём друг другу колокольчик. Например:
-Здравствуй, Ариночка! (звеним в колокольчик)
И так далее, пока колокольчик не обойдёт весь круг.
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами недавно читали сказку о нашем любимом сказочном персонаже- «Буратино». У Буратино было много друзей! Вы помните, как их зовут? (Мальвина, Пьеро, пудель Артемон, черепаха Тортилла)
-Слышите? К нам кто-то пришёл!
-А вот и сам Буратино!
(Входит Буратино, вносит в руках две коробки)
Буратино:
Здравствуйте, ребята! Я приехал к вам в детский сад не с пустыми руками, а с сюрпризом из моего любимого кукольного театра! Я принёс вам подарок. Но чтобы он вам достался, я принёс коробку с заданиями. Мне не терпится проверить, что вы уже умеете, и готовы ли вы к школе?
Воспитатель:
-Ребята, если мы докажем, что готовы к школе, то и подарок будет наш! Вы готовы к испытаниям?
Буратино:
-А за каждое выполненное задание, вы будете получать от меня по карточке с буквой. Из этих вы составите слово и отгадаете, зачем же вам нужно идти в школу?
Воспитатель:
-Но,прежде, чем мы начнём выполнять задания, давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (Из предложений)
-А предложения из чего состоят? (из слов)
Из чего состоят слова? (из слогов)
-А слоги из чего состоят? (Из букв)
А чем отличается буква от звука? (Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим и слышим)
-А где живут буквы в русском языке? (В алфавите)
А сколько букв в алфавите? (33)
-А на какие две группы делятся буквы? (гласные и согласные)
-А чем гласные отличаются от согласных? (при произношении гласных звуков воздух проходит свободно, а при произношении согласных нам мешают губы, язык и зубы)
–А какие бываю согласные (твёрдые и мягкие)
Игра «Назови братца»
(Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет твёрдый согласный звук, а ребёнок называет «младшего братца»—мягкий согласный звук)
-Молодцы! Считайте, что это была разминка. Откроем коробочку
– Вот и первое задание: составить предложения по схемам.
(Дети выполняют задание и получают букву З)
Теперь задание второе. Давайте вспомним, как мы делим слово на слоги?
(Ответы детей)
-Я буду произносить слова, а вы должны определить, сколько слогов в каждом слове! У вас карточки с цифрами. И если я называю слово с одним слогом, то вы должны поднять карточку с цифрой «1», если слово с двумя слогами, то карточку с цифрой «2» и т. д. Слушайте внимательно!
(Ле-то, пти-ца, ка-ран-даш, све-то-фор, ма-ли-на, сон, цве-ток, кни-га, шко-ла, мак, снег, не-бо и т. д.)
(Дети выполняют задание и получают букву Н)
Воспитатель:
-Теперь задание посложнее. Становитесь в круг.
-Ребята, мы сейчас с вами поиграем. Игра называется «Добавь словечко». Я называю слово (прилагательное, кидаю мяч любому из вас. Тот ловит мяч и добавляет к моему слову, подходящее по смыслу слово (существительное). Я называю (Солнечный, вкусное, сладкий, холодный, красивая, пасмурная, высокий, сказочный, пушистый, зелёное, толстый, сильный)
-Молодцы! Теперь, я буду называть слово, а вы должны составить с этим словом предложение. (Семья, самолёт, школа, мама, цветок, сказка, платье, попугай)
(Дети выполняют задание и получают букву А)
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз –нагнулся,
Два-нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся.
Посмотрел немного снизу.
Руки вытянул, согнул,
И по улице шагнул.
-Пока мы выполняли с вами разминку, Буратино приготовил нам следующее задание.
-Надо придумать как можно больше слов со звуком «м».
-А теперь назвать по порядку звуки в слове мак, рак, сон, рот, мир, мох, лес, дом, мяч,год.
(Дети выполняют задание и получают карточку с буквой Н.)
Воспитатель:
-Ну а теперь, немного поиграем! Посмотрите, здесь спрятались слова. А в словах потерялись буквы. Вы послушайте загадку, а потом её отгадаете и мы узнаем, какие буквы потерялись.
(потерянные буквы на доске)
Дружит с солнышком весной,
Тихий, ласковый такой.
А зимой завьюжит-
Он с морозом дружит.
В трубах завывает,
С ног меня сбивает.
(В_Т_Р)
Выше леса, выше гор,
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко голубой.
(Н_Б_)
Он самый главный из зверей,
Он всех важней и всех сильней!
(_ЕВ)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила.
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(_ЫШК_)
Ну-ка, кто из вас ответит,
Не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
(С_ЛНЦ_)
Воспитатель:
У вас на столах лежат листочки с заданиями. Нужно определить, где находится звук «Н» в словах: в начале, в середине или в конце слова?
Раскрасить нужный квадрат в схеме.
(Дети выполняют задание и получают карточку с буквой И)
-А вы знаете, что в русском языке есть слова, которые звучат одинаково, но значение у них разное. Такие слова называют многозначными словами. Например, коса девочки, и коса, которой косят траву. А какие вы знаете многозначные слова? (крыло, ручка, молния)
(Дети выполняют задание и получают карточку с буквой Я)
Буратино:
Ребята! Я очень рад, что вы справились со всеми заданиями и получили все карточки с буквами. Осталось только из этих букв составить слово.
( Дети по карточке складывают слово: ЗНАНИЯ)
Воспитатель:
-А какие пословицы и поговорки вы знаете со словом знания?
(Знание-лучшее богатство. Птице-крылья, а человеку-разум. Встречают гостя по платью, а провожают по уму. На людей не смотри, свой ум имей. Знай больше, да говори меньше. Сперва подумай, а потом начинай.)
Буратино:
Ну, ребята, молодцы! Мне так понравилось у вас, но пора возвращаться в свой любимый театр. Я расскажу своим друзьям, какие замечательные дети есть в городе Алагире, в детском саду «Солнышко», в подготовительной группе «АБВГДейка». Всего вам самого хорошего!
Воспитатель:
-Теперь можно открыть коробку с сюрпризом и достать наш подарок! Да это же ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК! Но он конечно не простой. Это ключ от волшебной двери, открыв которую, вы попадёте в замечательный мир знаний, где сможете узнать много нового и интересного. Спасибо Буратино за волшебный ключик! Когда закончится наше занятие, каждый из вас сможет взять ключик в руки и загадать желание. И оно непременно сбудется! Ведь ключик же волшебный!
-Дети, скажите, что вам больше всего понравилось на занятии? Возникали ли у вас трудности при выполнении каких-нибудь заданий?
(Ответы детей)
Воспитатель: На этом наше занятие окончено.
(Дети прощаются с гостями)