Парандзем Минасян
Конспект открытого музыкального занятия «Путешествие в страну музыки» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22» ИМОСК
Конспект открытого музыкального занятия
в подготовительной к школе группе
«Любознайки»
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»
Разработала:
Публикация «Конспект открытого музыкального занятия „Путешествие в страну музыки“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Минасян Парандзем Ростомовна
Рыздвяный 2024 г.
Организационная информация.
Доминирующая образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности детей: Интегрированная образовательная деятельность: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, двигательная.
Методическая информация.
Тема образовательной деятельности: Путешествие в волшебную страну музыки.
Методы и приемы реализации содержания занятия :
Наглядные: клоун Мажорчик, портрет П. И. Чайковского.
Словесные: беседы.
Практические: исполнение песни: «Мир Музыки» муз. обр. Н. Г. Смирновой, танец «Вальс» из Детского мьюзикла, песня – оркестр «Кухонный оркестр» муз. и сл. Г. Вихаревой, коллективное творчество «Ночь» (составление картины)
Интеграция образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие - развитие творческой активности; поощрение самостоятельного выполнения детьми танцевальных движений, передающих образ; развитие творческих способностей детей, развитие творческого воображения; обогащение музыкальных впечатлений детей; умение выполнять коллективную работу.
Физическая развитие - обогащение и накопление двигательного опыта детей;
передача в движении особенностей музыки, соблюдая темп и характер
произведения; формирование у воспитанников потребности двигательной
активности и физического совершенства.
Речевое развитие. Развитие всех компонентов устной речи детей; пополнение словарного запаса дошкольников.
Познавательное развитие - расширение кругозора детей; формирование
представлений о волшебном мире музыки. Умение ориентироваться в
пространстве, не наталкиваясь друг на друга.
Социально-коммуникативное развитие - радоваться успехам сверстников;
активное проявление положительных эмоций от сотрудничества.
Возрастная группа : подготовительная группа
Длительность: 30 минут
Цель: Продолжать формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Знакомство детей с ладами в музыке : мажором и минором. Развитие эмоционально-эстетического восприятия воспитанников через интеграцию различных видов искусств
Задачи: Закреплять знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, (понятия «соло», «дуэт», «трио», «хор»). Накапливать опыт музыкальных впечатлений в результате прослушивания произведений классической музыки. Развивать эстетические эмоции, чувства, переживания во время слушания музыки. Охранять, беречь голос детей. Вызвать желание у детей слушать музыкальные произведения, развивать творческую фантазию и воображение, прививать любовь к музыке. Стимулировать способность элементарно анализировать музыкальное произведение. Проявлять творческие возможности в выразительном исполнении танцев с зафиксированными движениями (танец «Вальс»). Обучение детей умению различать на слух лад (мажор, минор).
Планируемые результаты: Определять жанр прослушанного произведения и инструменты, на котором оно исполняется.
Определять общее настроение, характер музыкального произведения.
Петь песни в удобном диапазоне, исполняя её выразительно, правильно
передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
Уметь выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным
характером музыки.
Уметь выполнять танцевальные движения
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) : Мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, фонограммы, флешкарта, ноутбук, фортепиано, полотно, кружки синего, красного, заготовки для картины: дерево, облака, звезды, луна, цветы.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты с детьми: изготовление цветов, звезд, луны облаков. Беседы о погодных явлениях весны; разучивание песен: «Мир Музыки» муз обр. Н. Г. Смирновой, Песня-оркестр «Кухонный оркестр» Г. Вихаревой, танцы (вальс из Детского мьюзикла). Прослушивание цикла П. И. Чайковского «Времена года» «май»). Знакомство с музыкальными терминами «хор», «соло», «дуэт», «трио».
Конспект занятия (образовательной деятельности).
Дети под музыку входят в музыкальный зал, садятся.
(СЛАЙД 1)
М. р. : Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытое занятие. Я предлагаю вам поздороваться со всеми, друг с другом и конечно со мной. Ведь так приятно говорить слова приветствия друг другу. Но давайте скажем «Добрый день!» музыкально, как мы с вами обычно здороваемся. (Игра-приветствие «Добрый день» способствует созданию психологической комфортности. Настраивает детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дает психоэмоциональную разрядку).
Коммуникативная игра-приветствие «Добрый день» (под ф-но).
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
М. р. : Ребята, сегодня утром я зашла в музыкальный зал и увидела, что на нашем ковре блестят какие-то яркие-яркие цветочки. Я удивилась, подбежала и успела схватить только один цветочек, остальные исчезли. Посмотрите, что у меня осталось в руках. Смотрите какой-то цветок. Что это за цветок такой? (ответы детей - цветик - семицветик)
Мотивация деятельности детей
Как вы думаете, зачем этот цветок появился (ответы детей). Мне кажется, что этот цветок появился здесь не просто так, он приглашает нас куда-то. Ну что, отправимся туда, куда он зовет?
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
А что нужно сделать, чтобы отправиться путешествовать, с помощью этого цветка, (произнести волшебные слова). «Лети лети лепесток, через Запад на восток, вдруг коснешься ты Земли, в музыкальный город унеси.» (Отрывает лепесток).
(СЛАЙД 2)
II. Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний
М. р. : Ребята, мы попали в город песен. В этом городе всегда поются песни. Какие песни мы с вами поем? ( Ответы детей: про 9 мая, по маму, про музыку). Так давайте исполним песню про музыку, раз мы оказались в музыкальном городе песен. (Дети говорят, что песню нельзя начать без распевки). Ой ребята и правда, нужно вначале распеться, а зачем мы это делаем (ответы детей)
Самомассаж «Голосок, проснись!»
Снизу вверх…сверху вниз…
Голосочек наш, проснись!
Сверху вниз…снизу вверх…
В пении нас ждет успех!
Распевка
М. Р. Ребята, сейчас мы пели одновременно, все вместе. Артемий, как мы исполнили эту попевку? (хором).
М. Р. Правильно. Сейчас я хочу попросить Аню и исполнить распевочку.
М. Р. Аня исполнила попевку одна. Как называется это исполнение
Дети: Соло.
М. Р. Правильно, Аня исполняла соло. Кто желает присоединиться к Ане?
Присоединяется Алена.
М. Р. Спасибо. Ребята. А как называется это исполнение (дуэт)
М. Р. Кто ещё желает присоединится к поющим, спойте пожалуйста втроем
попевку. Присоединяется Роман.
М. Р. Как называется исполнение втроем? трио) Правильно трио.
И снова хором распевка «Я пою, хорошо пою»
М. Р. Ну теперь, когда мы распелись, выстраивайтесь в полукруг на песню «Мир Музыки».
Дети выстраиваются полукругом на песню.
М. р. Все помнят как мы поем стоя? ( ответы детей : красиво, ровно) Ну –ка повторим и еще раз запомним.
Вокально-певческая распевка на постановку корпуса стоя «Петь приятно и удобно».
М. р. Вспомнили, теперь красиво поем о волшебном мире музыки.
Песня «Мир Музыки» (муз. обр. Н. Г. Смирновой, садятся на места.
Добывание (сообщение и приятие) нового знания.
Звучит музыка. Появляется клоун Мажорчик.
Мажор: Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Я веселый клоун, меня зовут Мажорчик. Я очень рад приветствовать вас в нашей замечательной музыкальной стране! И приготовил для вас, один сюрприз, (раздаёт с подноса кружочки). А хотите узнать, почему меня назвали Мажорчиком? Усаживайтесь поудобнее и слушайте мою историю. "Я очень люблю слушать веселую музыку, поэтому всегда улыбаюсь, а на музыкальном языке веселая музыка - это мажорная музыка. Поэтому меня и назвали Мажорчик. Веселая музыка - это мажорная музыка, а грустная музыка- минорная. " Запомнили? А теперь я предлагаю поиграть в интересную игру "Весело, грустно". Правила такие: вы будете слушать небольшие отрывки музыкальных произведений и если это веселая музыка - мажорная, вы поднимете красные кружочки и сказать «мажорная», а если грустная - то покажете синие кружочки и скажете минорная. Начинаем игру. Проводится музыкально-дидактическая игра «Весело, грустно». Мажорчик. Молодцы, ребята. Я так рад, что познакомился с вами, и на память хочу оставить эти кружочки, чтобы вы возвратясь домой могли с ними играть. Но, к сожалению, я должен вас покинуть, у меня очень много дел в музыкальной стране, но я с вами не прощаюсь, я всегда буду рядом с вами. До свидания!
М. р. : Ребята, ну а мы отрываем следующий лепесток. Отрывает лепесток «Лети лети лепесток, через Запад на восток, вдруг коснешься ты Земли, в город танцев унеси.»
(СЛАЙД 3)
М. р. Ребята, А какие вы знаете танцы, ребята. ( ответы детей: хоровод, полька, марш, вальс). Предлагаю сейчас станцевать наш танец «Вальс».
Исполняется танец «Вальс». Дети садятся на свои места.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
М. р. Лети лети лепесток, через запад на восток, вдруг коснешься ты Земли, в Город композиторов нас унеси.
(СЛАЙД 4)
М. р. : Ребята! Нас уже кто-то приветствует. Как выдумаете. Кто это? (дети отвечают). Это П. И. Чайковский- великий русский композитор. А кто такой композитор? ( ответы детей : тот кто сочиняет музыку) П. И. Чайковский писал как для детей музыку, так и для взрослых. Он написал целый цикл из 12 произведений под названием Времена года, где каждое муз. произведение соответствует месяцу. У нас 12 месяцев, а у П. И. Чайковского 12 муз произведений. Скоро у нас какой месяц? ( ответ детей: май). Я предлагаю вам прослушать отрывок из муз произведения «Май». Слушайте внимательно, я буду вам задавать вопросы. Звучит музыка «Май».
Работа по схеме анализа музыкального произведения : какое настроение передано в этой музыке? (Минорное, какой характер у этого произведения? Музыка грустная, протяжная, тихая, печальная, неторопливая.).
М. р. : Да, музыка звучит жалобно, печально, неторопливо. Как звучала эта пьеса, быстро или медленно (медленно, неспеша, громко или тихо (тихо, негромко, иногда чуть погромче?
Ребята, когда композитор создавал это произведение, он видел какую-то картину и через музыку передал ее. А мы с вами, прослушав ее можем нарисовать свою картину, передав настроение этого произведения. Но изображать картину мы будем необычным способом, в этом нам помогут наши заготовки, которые мы приготовили с вами заранее (дети берут заготовки, полотно, звучит произведение и дети воссоздают картину).
М. р. : Какие вы молодцы! У вас получилась очень красивая картина. Как бы вы назвали эту картину? ( ответы детей: Ночь, Ночь в лесу, Звездная ночь, Майская ночь.).
М. Р. В чьем исполнении прозвучало произведение? ( Ответы детей: в исполнении оркестра). Ну а я оторвала еще лепесток и пока вы создавали картину, Наш лепесток нас перенес не просто в город композиторов, но и в самый настоящий город оркестра!
(СЛАЙД 5) Мы с вами тоже создали большой детский оркестр и разучили песню «Кухонный оркестр» с шумовыми и музыкальными инструментами. Становитесь на полукруг (дети выстраиваются полукругом). Но прежде чем мы сыграем на инструментах, мы должны наши пальчики разогреть и сделать с ними зарядку.
Музыкально-пальчиковая гимнастика.
Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)
Потянулись (напрячь, развести пальцы)
И встряхнулись (встряхнуть кисти,
Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия,
За работу принялись. ("закатываем рукава")
Налепили куличей, (ладошки "лепят" пирожки)
Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)
Заиграли на рояле (имитация игры не клавишах)
И весь день протанцевали. (ручки "танцуют)
Воспитатель раздает музыкальные и шумовые инструменты и давайте сыграем и споем.
Песня-оркестр «Веселая кухня» Г. Вихаревой, садятся на свои места.
Заключительная часть.
М. р. : А теперь подошло время нам возвращаться в детский сад. Ребята, посмотрите, у нас еще остались лепестки на цветке, сколько их (3). Только сегодня мы их обрывать не станем, ведь волшебный мир музыки такой огромный и нам еще предстоит много путешествовать по нему и много узнать о музыке, а цветик - семицветик будет нам в этом помогать.
М. р. : Давайте с вами вместе хором скажем волшебные слова и вернемся в детский сад. Дети говорят слова: “Лети, лети лепесток через запад на восток, Лишь коснешься ты земли, в детский сад нас унеси”.
(СЛАЙД 6)
М. р. : Вот мы и вернулись из нашего замечательного путешествия. Так где же мы свами побывали (ответы детей). Чем помог нам цветик - семицветик? (ответы детей). Что нового вы узнали в путешествии (ответы детей). Чем же нас удивила музыкальная страна? (ответы детей). А с кем из жителей страны мы познакомились? (ответы детей). Вам понравилась эта страна? Посмотрите, я приготовила мажориков и минориков. Давайте создадим музыкальное настроение нашего занятия. Если вам понравилось, то вы клеите на доску мажорика, а если нет – то минорика.
М. р. : Вот и подошло наше занятие к концу. Вы просто молодцы, мы сделали много интересных дел, а самое главное мы получили много положительных эмоций. И мне хочется, чтобы вы это хорошее настроение взяли с собой….
Держите! (Вручаются воздушные шары)
И давайте друг другу мы скажем музыкально : До свидания. (по терциям).
(Педагог провожает детей в группу)
Анализ и самоанализ деятельности детей.
В данном занятии четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия. Было установлен положительный эмоциональный фон. На протяжении всей образовательной деятельности у детей прослеживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Были использованы разнообразные методические приемы, которые были использованы в порядке нарастания сложности. Широко использовались различные виды наглядности.