Наталья Цыряпкина
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты»
▼ Скачать +Заказ
Цель: создание условий для закрепления имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать учить различать согласные и гласные звуки, дифференцируя их;
-учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову;
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Путешествие в страну Грамоты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
-совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
- совершенствовать навык составления предложений по схеме;
- закреплять графический образ букв.
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать память, внимание, самостоятельность и инициативу.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
- воспитывать любовь к родному языку;
- поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Оборудование: магнитная доска, магнитофон, фонограмма волшебной музыки, письмо 2, посылка, медали для каждого ребенка, карточки с заданиями, волшебный карандаш, магниты, маркеры, указка.
Материалы к занятию: мяч, фишки для деления на команды, лепестки ромашки с картинками, схема предложения, карточки (красные, синие, зелёные, предметные картинки (для определения слогов, картинка для составления звукового анализа слова.
Раздаточный материал:карточки (красные, синие, зелёные) для звукового анализа слова, простой карандаш, карточки с буквами.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся, чему мы научились. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся нашим гостям, поздороваемся с ними все вместе.
-Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение? (Хорошее,радостное,веселое)
-Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
Вводная часть.
Воспитатель: ребята, сегодня к нам в группу пришло какое-то необычное письмо. Давайте прочитаем его.
«Мои дорогие юные друзья! Я королева Грамоты. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою страну Грамоты! Мне так хочется узнать, чему вы уже научились на занятиях по обучению грамоте. В стране Грамоты вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
-Вот так сюрприз, королева Грамоты прислала нам свои задания. (достает из конверта карточки с номерами заданий) Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя, и родители могли нами гордиться.
- И так, ребята, вы готовы отправиться в страну Грамоты? (да) Тогда в путь.
-У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в стране Грамоты. Закрываем глазки. Раз-два-три волшебный карандаш, в страну Грамоты нас веди!
Звучит волшебная музыка.
Основная часть.
Воспитатель: вот мы, кажется, и попали в страну Грамоты, где живёт сама королева Грамоты.
- А вот и первое задание от королевы Грамоты.
Проведем разминку. Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы и бросать вам по очереди мяч. Вы отвечаете на вопрос и бросаете мяч мне. (игра с мячом) Отвечаем полным ответом.
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Чем отличаются буквы от звуков? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем, читаем и видим)
3. Сколько согласных букв? (21)
4. Сколько гласных букв? (10)
5. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? (Ь и Ъ)
6. Назовите особенные гласные буквы? (Я, Ё, Е, Ю) Почему они особенные? (могут обозначать два звука)
7. Какие звуки мы называем согласными? (это те звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык)
- Молодцы, ребята! Присаживайтесь. За осанкой мы следим, все красиво мы сидим!
Воспитатель:на какие части можно разделить слово? (из чего состоит) (на слоги).
Игра «Сколько слогов в слове».
Ребята, а как можно определить сколько слогов в слове? Что нужно сделать? (Поднести руку к подбородку, сколько раз коснется, столько и слогов, прохлопать, протопать).
А еще мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Воспитатель показывает карточки с изображением предметов, дети определяют и показывают на пальцах руки сколько слогов в слове: портфель, клей, карандаши, пенал, кисточка, краски, ножницы.
Что вы назвали: звук, слог или слово? (слово). Правильно! Сколько слогов в слове «Портфель»? (2) сколько гласных звуков? (2) и т. д. Как назвать можно эти все предметы одним словом? (школьные принадлежности, канцелярские товары)
- Молодцы! Справились с заданием!
Воспитатель: а сейчас нам королева Грамоты предлагает поиграть в игру.
Игра «Ромашка». (дети делятся на 3 группы по карточкам красный, синий, зеленый)
-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на три команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе, ромашку. Только одно условие: первая команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. Вторая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук.) Ну, а третья команда собирает ромашку с серединкой зелёного цвета, какие она возьмёт лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на мягкий согласный звук.)
-Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!
Воспитатель: а теперь пройдем за столы. За столами лежат карточки красного, синего и зеленого цвета. Осанка!
Давайте ещё раз вспомним, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, каким цветом мы их выделяем (гласные - красным, согласные твёрдые - синим, согласные мягкие - зелёным).
Игровое упражение «Составь схему слова».
- Сейчас мы будем делать звуковой анализ слова, а слово в отгадке:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (весна)
Звуковой анализ слова ВЕСНА (картинка)
Сколько букв в слове весна? (5).
Делаем звуковой анализ слова. Схему выкладываем слева направо. (дети за столами самостоятельно, один ребенок работает у доски, а затем проверка.)
Какой первый звук? («Вь»)- он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).
Какой второй звук? Послушайте, как мы произносим («И»)-гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой, безударный). Хитрая буква Е-слышим звук И.
Произнесите слово, выделяя голосом третий звук. Какой это звук? («С»)- согласный твёрдый, отмечем синей фишкой.
(Четвертый звук? («Н»). Какой он? -согласный твердый, обозначаем синей фишкой).
И последний звук в слове? («А» - гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой, ударный).
Сколько всего звуков в слове весна? (5).
Что мы можем сказать про слово ВЕСНА, глядя на схему (в слове два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Назовите первый слог (вес-, второй слог (-на). Послушайте, я произнесу слово ВЕЕЕЕСНА, а теперь ВЕСНАААА. Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный (второй). А какой гласный ударный? («а»). Воспитатель подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными. Поставить ударение.
-Молодцы, ребята! И с этим задание справились, на все вопросы ответили. Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по стране Знаний.
Физкультминутка «Алфавит».
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)
З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)
П, эР, эС, Т, У, эФ, Ха – оседлали петуха, (наклоны)
Ц, Ч,Ша. Ща, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (шаги,показ руками)
Воспитатель: А теперь, внимание! Ответьте на вопрос: из чего состоит наша речь? (из предложений) Из чего состоят предложения? (из слов)
Что такое предложение? (это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль)
Воспитатель: королева Грамоты просит вас составить предложения по схеме.
Задание «Составьте предложение по схеме».
|___ ___.
Воспитатель: скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).
А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).
Что мы ставим в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).)
- Составьте предложение из трех слов, со словом ВЕСНА.
(Дети составляют предложения со словом весна по схеме.)
(Наступила долгожданная (ранняя, солнечная) весна. Весной тает снег,прилетают птицы, появляются подснежники, просыпаются насекомые). Воздух пахнет весной.)
- Молодцы, ребята! Вы постарались, всё выполнили правильно.
Воспитатель: и у нас осталось последнее задание, которое приготовила королева Грамоты.
У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая неправильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
МОЛОДЦЫ!
Итог занятия.
Воспитатель: ребята, королеве Знаний понравилось, как вы выполнили все задания.
Стук в дверь, заносят посылку с письмом и медалями.
Воспитатель читает письмо.
«Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас в большой стране Знаний осенью! До скорой встречи, мои дорогие друзья! Желаю вам успехов!»
Воспитатель: и вам за все от королевы Грамоты сюрприз (коробка с медалями).
Воспитатель раздает медали каждому ребенку. (в круг встают)
Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! Звучит волшебная музыка. (воспитатель произносит слова: раз, два, три, волшебный карандаш, в группу нашу нас веди)
Итог занятия.
Воспитатель: ребята, где мы сегодня были? Чем мы занимались на занятии? Ребята, скажите, для вас какими были задания? Какое задание было трудным? Какое интересным? Что больше всего вам понравилось на занятии?
Рефлексия.
Воспитатель: ребята, если вам сегодня в путешествии было легко и вы справились со всеми заданиями – поднимите карточку зеленого цвета, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - синего, а если совсем трудно - красного.
Возьмите одну из этих карточек. Покажите их нашим гостям. Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие в Страну Грамоты! Все молодцы!