Луиза Тлеуова
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ «Саракташский детский сад №10 «Солнышко»
Оренбургская область Саракташский район
Конспект логопедического занятия
на тему: «Путешествие в Зазеркалье»
в старшей группе для детей 5-6 лет.
Автор составитель:
Учитель-логопед
Тлеуова Луиза Равильевна
первая квалификационная категория
2016 год
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Цель занятия : сформировать у детей старшего дошкольного возраста первоначальные представления об основных видах деятельности на логопедических занятиях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей с базовыми артикуляционными упражнениями, вырабатывающих основные движения и положения органов артикуляции;
- научить правильному речевому дыханию.
Коррекционно-развивающие:
-развитие фонематического восприятия;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие мелкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к речевой деятельности на занятии;
- воспитание активности и творчества;
- воспитание чувства взаимопомощи, дружбы.
Методы и приё мы: Ритуалы начала и окончания коррекционного занятия, загадка, беседа, экспериментальная деятельность детей (проведение опытов, рассказ логопеда, решение логических задач.
План логопедического занятия
1. Вводная часть:
Создание игровой ситуации, вызывающей интерес к дальнейшим действиям
2мин.
2. Основная часть:
20 мин.
3. Заключительная часть:
Подведение итогов
3 мин
Длительность занятия
25 мин.
Ход логопедического занятия
Части Содержание
Вводная часть.
Приветствие
Создание игровой ситуации, вызывающей интерес к дальнейшим действиям
Знакомство с понятием «Зеркало на логопедических занятиях»
Звучит музыка, дети заходят в зал.
Логопед : Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сегодня мы с вами оправимся в далекое путешествие. (Слышен звон)
Дети подходят к закрытому зеркалу
Логопед : На серебряное блюдце Мало кто в обиде. Кто на блюдечко посмотрит –
В нём себя увидит.
Дети отвечают (Зеркало)
Логопед : Для чего людям зеркало?
Ответы детей
Логопед : на занятиях, мы с вами смотрим в зеркало, чтобы видеть свой рот, язык, и делаем гимнастику для язычка.
Зеркало нам дарит свой лучик. С его помощью мы узнаем дальнейший путь.
Основная часть
Игровая ситуация «Знакомство с домиком для язычка»
Гимнастика для лица. Мимические упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
Элемент дыхательной гимнастики «Теплый воздух»
Физминутка, развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Игра «Волшебный тоннель».
Развитие грамматических представлений и связной речи
Игра «Угадай и изобрази».
Презентация «Угадай тень»
Экспериментальная деятельность «Озеро – зеркало»
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Совместная работа логопеда с детьми «Волшебные комочки»
Пальчиковая игра «Животные»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия
Сюрпризный момент Слышен звон и лучик нам показывает на домик.
Логопед : На нашем пути домик, а кто живет в этом домике? Посмотрим в окошко. Тут зеркало. (Стучим)
Логопед : Чтобы зеркало открылось, давайте попробуем улыбнуться ему (Дети улыбаются). Затем дети хмурятся, удивляются, гримасничают.
Зеркало открывается и из окна выглядывает «Язык»
Логопед : В этом домике, дружок, Живет веселый Язычок. Язычок приготовил для каждого из вас волшебные зеркала.
Дети садятся за столы.
Логопед : Ребята, перед тем как начать гимнастику для языка, давайте скажем наш девиз:
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно
Дети делают артикуляционную гимнастику по инструкции логопеда.
Логопед : чтобы поблагодарить зеркала и язычок, подуйте теплым воздухом на зеркало и нарисуйте улыбку.
Снова слышен звон и луч фонарика показывает на волшебный тоннель. Дети проползают через тактильный тоннель и находят там фигурки животных.
Логопед : трудно ли вам было проходить через волшебный тоннель? Что вы чувствовали (Дети отвечают)
Логопед : Ребята, волшебный тоннель приготовил для вас задания. Сначала угадайте загадки (Приложение (кот, волк)
Логопед : Ребята, а у кого игрушка лошадь? Давайте скажем, какой первый звук в слове лошадь? Поставьте язык за верхние зубы и погудим звук Лллл.
Придумываем слова на заданный звук. На зеркале картинки-подсказки.
Логопед : У кого зеркальце? Оно пускает солнечный зайчик на экран.
На экране тени животных. Дети угадывают животное по картинкам и изображают его.
Вновь слышен звон, и луч фонарика показывает на искусственный водоем.
Дети рассматривают воду в бассейне.
Логопед : Ребята, представьте себе, что вокруг нас нет ни одного зеркала. Как же нам увидеть своё изображение? Где?
(дети высказываются).
Путем опытов приходим к выводу, что дно посуды с водой нужно затемнить. Тогда отражение станет четким. Затемняем дно.
Логопед : ребята, а что это за звук? (слышен звук ветра) Ветер принес нам на парусах волшебный кораблик.
Логопед : Сейчас мы запустим его в наше зеркальное озеро и поможем ему плыть. Для этого нужно вдохнуть носом и сильно выдохнуть ртом, вытянув наши губы трубочкой. Подуем в паруса нашему кораблю.
Логопед : А теперь сделаем в нашем маленьком озере настоящий морской шторм.
Дети дуют в трубочки, опустив их в воду.
Слышен звон, и лучик нам показывает на зеркальную поляну. Дети встают вокруг поляны.
Логопед : ребята, посмотрите, какая зеркальная поляна перед нами. Какая красивая коробка. Наверное, там для нас подарки?
Логопед достает коробку с бумажными шариками.
Логопед : Ребята, а давайте превратим эти обычные бумажные комочки в волшебные, зеркальные.
Дети заворачивают бумагу в фольгу совместно по инструкции логопеда.
Логопед : А теперь ребята, я покажу вам как при помощи наших зеркальных шариков изобразить различных животных.
Дети, по инструкции логопеда зажимают в различном положении комочки между пальцами.
Слышен звон.
Логопед : Ребята, к сожалению, нам пора возвращаться из Страны Зазеркалья в детский сад. Дотроньтесь до зеркального кристалла и проговорите: вокруг себя обернись и в детский сад возвратись.
Что расскажите своим друзьям в группе? Для чего тренировали язычок и пальчики?
Сюрприз от нашего волшебного зеркала для веселья и тренировки дыхания. (мыльные пузыри)
Длительность занятия 25 минут
приложение
Артикуляционная гимнастика
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
В домике этом красные двери.
Они открываются и закрываются (дети широко открывают рот и закрывают)
Живет в этом доме Язык
Он любит полежать и погреться на солнышке (рот открыт, язык ровный широкий на нижней губе)
Еще он любит кататься на качелях (рот открыт, широкий язык поднимаем к верхней губе и опускаем к нижней)
В доме у Язычка есть волшебные часы (губы в улыбке, узкий язык двигает влево, вправо)
Язычок любит пить вкусный чай из большой чашки (рот открыт, язык широкий, края загнуты вверх в виде «чашки»)
Чай он пьет с вкусным малиновым вареньем. (рот открыт, языком облизываем верхнюю губу, затем нижнюю)
Мимические упражнения
Для успешного осуществления логопедической работы необходимо установление эмоционального контакта с детьми-логопатами. В связи с этим на занятиях необходимо использовать элементы психогимнастики: упражнения на развитие мимики и пантомимики, обучающие показать мимикой то или иное эмоциональное состояние, угадать по выражению лица его внутреннее состояние, помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.
В предварительной работе с детьми, развитие восприятия мимики лица осуществлялось с помощью пиктограмм, картинок, фотографий и было направлено на распознавание и дифференцирование эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления; активизацию мимической мускулатуры.
На каждом занятии дети изучали разные эмоциональные состояния, с опорой на демонстрационный материал: предметные картинки, фотографии, пиктограммы (см. рис. 1).
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь.
В связи с этим в системе по обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста предусматриваются мероприятия в данном направлении.
Суть упражнений состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ.
У кошки ушки, ушки на макушке.
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит (мышь)
Зайчик прыгает и скачет,
Веселит своих ребят.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой
Дождик вылился из тучки,
Вымыл ежику колючки.
Села кошечка у окошечка
А также игра «Волшебные комочки». Использовался мягкий цветной мат и материалы разных фактур (бумага, фольга)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
ЗАГАДКИ
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой. (Кот)
Этот зверь - родня собаке,
Его по вою узнает всякий.
В охоте серый знает толк.
Угадали? Это (Волк)
ТАКТИЛЬНЫЙ ТОННЕЛЬ
Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь. На занятии использовался тоннель с дорожкой внутри различной фактуры на ощупь для развития тактильных ощущений.