Анастасия Кривченко
Конспект открытого комплексного занятия «Музыкальное путешествие» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого комплексного занятия
«музыкальное путешествие» (старший дошкольный возраст)
Цель: Способствовать созданию условий для творческого самовыражения детей через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского.
Задачи:
Развивать у детей эмоционально-образное и ассоциативное восприятие музыки.
Развивать музыкальное мышление, память, воображение, фантазию детей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Побуждать детей к активным самостоятельным действиям, к сочинению мелодий на заданную тему.
Формировать навыки выразительных движений.
Воспитывать у детей положительное отношение к творчеству композитора.
Материалы, оборудование:
Рисунки детей на тему «Мама», металлофон, презентация «Детство П. И. Чайковского», листы белой бумаги, фломастеры разных цветов, набор картинок на тему «Вальс», доска магнитная, набор картинок «Эмоции», медали на каждого ребёнка.
Репертуар:
«Сладкая грёза» П. И. Чайковский
«Мама» П. И. Чайковский
«Вальс» П. И. Чайковский
«Золотая мама»
Ход занятия:
Дети под музыку заходят в зал и здороваются с гостями.
1. Введение с ситуацию.
Муз. рук. : Ребята, вы любите путешествовать?. А на чём можно путешествовать?
Дети предлагают свои варианты.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре (слайд 1)
Занимайте места, отправляемся.
Дети садятся на ковёр, закрывают глаза.
Звучит «Сладкая грёза» П. И. Чайковского.
Муз. рук. : Вот мы и прибыли. Но куда же мы попали? (дети отвечают)
Это красивый, ухоженный дом (Слайд № 2)
Муз. рук. : Ребята, как вы думаете? Кто живёт в этом доме? (дети отвечают)
А живёт в этом доме маленький мальчик. Конечно же, это П. И. Чайковский.
(Слайд № 3)
Муз. рук. : Как вы думаете, он живёт один в этом доме? (дети отвечают)
Живёт со своей семьёй: мамой, папой, братьями и сёстрами.
(Слайд № 4)
Муз. рук. : У них большая, дружная, любящая семья. Мальчик очень гордиться своей семьёй и очень любит её. Как вы думаете, кого он любит больше всего? (дети отвечают). Конечно, маму! И эту любовь мы можем услышать в музыке, музыка нам расскажет, какая же мама у этого мальчика. (Слайд № 5)
Звучит произведение «Мама» П. И. Чайковского
Муз. рук. : Расскажите, что вы услышали в музыке? (дети отвечают).
Нежные, ласковые звуки как - будто успокаивают, ласкают, гладят нас. Музыка добрая, светлая, искренняя, как сама мама.
А какая у вас мама? Расскажите нам, а мы с удовольствием послушаем.
Нарисовать портрет можно не только звуками и музыкой, но и красками.
Посмотрите, как русские художники передают образ матери в картинах.
Муз. рук. А сейчас мы с вами посмотрим портреты Матерей русских художников
Слайды № 6,7, 8
Михаила Андреевича Савицкого "Партизанская мадонна"
С. Петрова-Водкина (1878-1939). “Петроградской Мадонне”.
картине «Мать» художника
А. А. Дейнеки (1899-1969).
Алексей Васильевич Кузьмич
Муз. рук. Давайте посмотрим и сравним, какая картина больше подходит к прослушанному ранее произведению.
Звучит произведение «Мама» П. И. Чайковского. На слайде № 9 все 3 картины.
Дети отвечаеют на вопрос.
Музыкальный руководитель исполняет песню о маме. Дети разучивают припев.
Муз. рук. Матерью быть - это великое счастье и огромный труд. А вы любите свою маму? (дети отвечают).Предлагаю вам попробовать изобразить маму в музыке.
Творческое задание «Сочини песню о маме»
(дети "исполняют" свои песни о маме, помогая себе игрой на металлофоне)
2. Актуализация знаний и умений.
Муз. рук. : Ребята, кто сочиняет музыку?
Дети. Композитор.
Муз. рук. Композиторы сочиняют пьесы, сонаты, симфонии, прелюдии, оперы и конечно же танцы. Ребята, мы так увлеклись, что совсем забыли о нашем мальчике и его маме.
Слайд № 13
Мама учила Петра Ильича играть на рояле, а иногда они даже устраивали для всех своих родных концерты, где играли свои любимые музыкальные пьесы. Больше
всего будущему композитору нравилось играть на рояле музыку к разным танцам. Все вокруг танцевали, кружились и были счастливы. А вы любите танцевать?
Дети. Да.
3. Постановка проблемы. Ребята, а вы умеете танцевать? Какие танцы вы знаете?
Дети. Полька, вальс.
Муз. рук. А ещё какие?
Муз. рук. Давайте позовём на помощь наших помощников, которые когда-то нам помогли нам осваивать движения. Давайте вспомним, как их зовут.
Слайд с мальчиком прыжком, шажком и девочкой пружинкой.
Дети. Прыжок, пружинка и шажок.
Муз. рук. Как эти куклы нам помогают? (дети отвечают).
Эти куклы нам помогают понять, из чего складываются движения и танец.
Муз. рук. Давайте встанем в круг. Дети становятся в круг.
Давайте вспомним, из чего состоит приставной шаг. (обращает внимание на слайд).
Дети. Из шажка и пружинки.
Муз. рук. Давайте сделаем приставной шаг. Мальчики поставят руки на пояс, девочки возьмутся за юбочку.
Дети идут по кругу приставным шагом (шаг, пружинка) под музыку.
Муз. рук. А если я прибавлю к нашим куклам мальчика – прыжка, какое движение получится. (обращает внимание на слайд).
Дети. Боковой галоп.
Муз. рук. Это тоже приставной шаг, только на прыжке. Мы легко делаем это упражнение и превращаемся в кого?
Дети. В бабочку, кузнечика, облачко, птичку, снежинок, дождинок.
Муз. рук. Где ножка подбивает ножку?
Дети. В воздухе?
Муз. рук. Превратились в снежинки, дождинок и полетели.
Дети идут по кругу приставным шагом (шаг, пружинка) под музыку.
Муз. рук. А теперь сложнее для вас задание. Шаг польки. Подумайте, кто из наших друзей поможет нам сделать это движение.
Дети. Прыжок, шажок и пружинка.
Муз. рук. Какое мы делаем движение сначала?
Дети. Прыжок (подскок,
Муз. рук. Потом 2 шажка.
Музыкальный руководитель показывает, дети повторяют, потом под музыку выполняют шаг польки со словами «Прыжок, пошли».
Муз. рук. Вот сколько движений подарили нам наши друзья. На этих движениях построено много танцев. Давайте посмотрим, какие танцы любили танцевать гости, когда маленький мальчик играл.
3. Новая информация
Музыкальный руководитель показывает картинки с танцами, на фоне музыки дети называют танцы: полька, вальс.
Муз. рук. Чем отличаются эти два танца? Слайд с куклами
Дети. В польке есть подскок и шажок, а в вальсе нет подскока, только шажок и пружинка.
Муз. рук. Сегодня мы свами послушаем новый танец, который называется полонез
Звучит полонез П. И. Чайковского из балета «Лебединое озеро» или оперы «Евгений Онегин». Слайд с полонезом.
Звучит вальс из балета «Спящая красавица».
Муз. рук. : Вот и сейчас я слышу, звучит музыка вальса.
Громко музыка играет, всех на вальс нас приглашает.
Закружились, закружились, на балу мы очутились.
Кавалеры все вставайте, дам на танец приглашайте.
Дети танцуют вальс друзей.
5. Релаксация
Муз. рук. : Ребята, так у кого же мы были сегодня в гостях? Музыка вам должна была подсказать: чей это дом, чья это мама, чьи музыкальные пьесы мы сегодня слушали. (дети отвечают).
Слайд № 14
Муз. рук. : Вот и пришла пора нам возвращаться назад в детский сад, занимайте места в нашем воздушном шаре.
Волшебная музыка. Звучит «Сладкая грёза» П. И. Чайковского.
Муз. рук. : Мы опять в нашем любимом детском саду. Подойдите ко мне и выберите картинку – настроение (или на слайде, которая передаст ваше настроение во время путешествия
Дети выбирают картинки и делятся своими переживаниями, впечатлениями о путешествии, о том, что узнали, чем заинтересовались.
В конце занятия педагог награждает детей музыкальными медалями за успех
в творческих проявлениях.