Елена Бирюкова
Конспект открытого интерактивного занятия «Путешествие в страну вежливости и добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интерактивного занятия
«Путешествие в страну вежливости и добра»
Цель: Формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям
Задачи:
• учить проявлять терпение к недостаткам других;
• умению считаться с интересами других;
• развивать готовность идти навстречу друг другу;
• формировать навык речевого этикета;
Публикация «Конспект открытого интерактивного занятия „Путешествие в страну вежливости и добра“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Ход занятия
Звучит песня «Маленькая страна»
Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята! Любое общение начинается с приветствия. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, простое “добрый день” и “здравствуй”.
Например, Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Русские и англичане в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Военные отдают честь.
- А как приветствуете друг друга вы, ребята?
(Высказывания детей)
Воспитатель:
И сегодня в этот час я поведу с собою вас.
За полями, за горами есть Волшебная страна.
В ней много разных испытаний и чудес она полна.
Что же это за страна? Нам предстоит узнать.
(Открывается доска, на ней – карта Волшебной страны)
Воспитатель: Итак, мы будем путешествовать по Волшебной стране – стране Добра и Вежливости. Вот перед нами карта этой страны. Нас ждут приключения, а кое-где и испытания. Как лучше путешествовать: вместе или поодиночке?
Воспитатель: Такие человеческие качества, как доброта и вежливость – неразделимы. А как вы понимаете, что такое доброта?
(Высказывания детей)
Воспитатель: Правильно!
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Воспитатель: А вот какое определение дает Л. Н. Толстой:
Дети читают на доске:
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
Воспитатель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица – доброе слово и кошке приятно. Поэтому, мы начинаем путешествие с первой точки карты – города Народной мудрости, в котором нам станет известно: Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте? Для этого я приглашаю трех самых смелых и эрудированных участников.
перед вами карточки, на которых написаны слова. карточки необходимо разложить в такой последовательности, что бы можно было прочитать известную пословицу. Итак, начинаем!
(звучит песня «Мы маленькие дети»)
Молодцы, а теперь давайте с помощью доски всем продемонстрируем, что у нас получилось:
(дети по очереди читают на доске)
• При солнышке тепло, при матушке добро
• Доброе слово и кошке приятно
• Добрые дела красят человека
Воспитатель: Отлично, мы только что с вами реально раскладывали карточки, а теперь я вам предлагаю сделать то же самое виртуально:
• забудется век не Добро
• ищут От добра добра не
• лучше сердце богатства Доброе
Воспитатель: Молодцы! вы отлично справились с заданием, и мы перемещаясь по карте, попадаем улицу Волшебных слов. Ребята, какие волшебные слова Вы знаете?
(дети перечисляю слова)
Воспитатель: Хорошо, а известны ли вам стихотворения, в которых упоминались бы эти слова?
1воспитанник: Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.
2 воспитанник: Нам желают: “Доброго пути!”
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
3 воспитанник: Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
4 воспитанник: За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
5 воспитанник: Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.
Воспитатель: Для того, чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее.
Ребята, а на этой улице живет наш знакомый - Волшебник вежливых слов, предлагаю заглянуть в его виртуальную Академию речевого этикета и вспомнить его уроки вежливости:
Цифровой образовательный ресурс: Академия речевого этикета занятие №3 «Благодарность»
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в Парк сказок.
А какие вы знаете сказки, где говорилось бы о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хотел достичь своей цели злым способом?
(Высказывания детей)
Воспитатель: Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше.
(Входит Незнайка)
Незнайка. Здравствуйте! Я вижу, что у вас весело, можно я с вами буду веселиться?
Воспитатель: Конечно, можно, Незнайка! Но мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.
Незнайка. Я понял это и хочу вам помочь. Пусть ребята отгадают мои веселые загадки. Они особенные. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем вместе сказать: “Это я, это я, это все мои друзья”.
Воспитатель: Я поняла, это мы прибыли в город, который называется «Не попади впросак», верно?
Незнайка. Верно, и вот в чем трудность: эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом, надо промолчать.
• Кто из вас, проснувшись бодро, “С добры утром” скажет твердо?
• Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
• У кого из вас в порядке портфель, книжки и тетрадки?
• Кто из вас в автобусе тесном уступает старшим место?
• Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго “спасибо”?
• Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
(Высказывания детей)
Воспитатель: Вот, Незнайка, ты убедился, что наши ребята хорошо понимают: стать вежливым нелегко и в дальнейшем пригодится.
Незнайка: не совсем, давайте поиграем на Аллее Игр.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
Игра “Вежливо – невежливо”
Незнайка называет ситуацию и кидает мячик любому из участников. Если ситуация “вежливо”, то участник должен поймать мяч, если “невежливо”, то ловить мяч не надо.
Ситуации:
• уступить в транспорте место;
• поздороваться при встрече;
• толкнуть и не извиниться;
• помочь поднять упавшую вещь;
• не заплатить за проезд;
• не вставать, обращаясь к старшему;
• обозвать обидным словом.
Незнайка. Ой, а я кажется, уже все понял, сейчас дам ребятам полезный совет:
Если ты пришёл к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов “пожалуйста”, “спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Воспитатель: Незнайка, ну как же так, ты опять все перепутал. Ребята, какие ошибки допустил Незнайка.
Вы правильно нашли ошибки, а тебе, Незнайка, еще немного следует поучиться, а мы вышли на улицу Стихотворную.
Воспитатель: Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, почти взрослые люди, послушайте пожалуйста стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа»
На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то Вовка – добрая душа.
(Так прозвали малыша).
Дергал кошек за хвосты, а дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья за плохое обращенье.
А теперь он взрослый малый, лет 12-ти на вид,
И читателей, пожалуй, взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка, он решил – ему неловко
В зрелом возрасте таком быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове, стал стесняться доброты.
Он, чтоб выглядеть суровей, дергал кошек за хвосты.
Знайте все, что он не добрый. Злее волка! Злее кобры!
«Берегись, а то убью!»- пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой, но расстроился потом,
Закопал ее украдкой в огороде, под кустом.
Он теперь сидит на крыше, затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать: «Вовка- добрая душа!»
Если добрым вырос ты, злыднем быть не пробуй,
Не стесняйся доброты, а стесняйся злобы.
Воспитатель: Почему Вовка решил стать злым? Почему вы считаете, что Вовка не прав? Злой ли Вовка на самом деле? Почему некоторые ребята стараются казаться хуже, чем они есть?
Незнайка: а я хочу добавить, что невоспитанными, злыми, грубыми бывают не только мальчики, но и девочки. Ребята, а Вы знаете в каком стихотворении об этом нам рассказала Агния Барто? Может кто-нибудь из вас сможет прочитать нам отрывок из этого стихотворения наизусть?
Синенькая юбочка. Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придете в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога, объявляя на ходу:
«У меня уроков много, я за хлебом не пойду!»
Едет Любочка в трамвае – она билетик не берет,
Всех, локтями раздвигая, продвигается вперед.
Говорит она, толкаясь: «Фу, какая теснота!».
Говорит она старушке: «Это детские места!».
«Ну,садись,- вздыхает та.
. Синенькая юбочка. Ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей своей красе!
Случается, что девочки порой бывают грубыми,
Хотя не обязательно они зовутся Любами.
(Высказывания детей)
Воспитатель: Итак, прогуливаясь по улице Стихотворной, мы с вами можем понять, что во все времена эта тема была актуальна и описывалась знаменитыми поэтами и писателями.
Воспитатель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце. Мы находимся в оранжерее Добрых дел.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
Воспитатель: Вспомните пожалуйста примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое, но такое, от чего другому человеку стало приятно, а у вас на душе светлее. Не может быть, чтобы вы никогда не сделали ничего доброго – ни человеку, ни животному.
Перед каждым из вас волшебный лепесток. Напишите на нем кратко, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно.
А пока ребята выполняют задание, я хочу нашим гостям предложить рецепт «ХОРОЩЕГО НАСТРОЕНИЯ» от кота Леопольда
(на доске появляется изображение кота Леопольда и текст рецепта)
Зачитывать мы не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, как гласит английская пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании”.
(Под фонограмму песни “Если добрый ты” дети пишут на лепестках о своих добрых делах, Незнайка составляет на доске цветок)
Воспитатель: Посмотрите, доброта – это сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Воспитатель. Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. Надо уметь жить среди людей, вежливо вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Незнайка:
Тогда и я хочу сказать вам на прощанье.
Перед тем, как нам расстаться и уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.
Воспитатель: Прекрасно. Остается надеяться, что ребята и ты, Незнайка, вместе с ними будете вести себя так, как мы сегодня учились.
Воспитатель: ребята, наше путешествие подошло к концу, надеюсь, что вам было интересно и вы еще раз убедились, что быть вежливым и добрым – это здорово! До свидания до новых встреч!
звучит песня «Дорога добра» незнайка уводит детей
Используемые ресурсы:
1. Лупоядова Л. Ю., Якимович И. Г. Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2003
2. Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция) 3-8 классы. / Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004