Юлия Пятенко
Конспект открытого интегрированного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста «Сундучок здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Сундучок здоровья»
Цель: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
Приоритетная образовательная область: физическое развитие.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Задачи приоритетной образовательной области: способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей, развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни; обобщить представления детей об элементарных правилах гигиены; формировать знания детей о полезных и вредных продуктах питания.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи образовательных областей в интеграции:
Физическое развитие: формировать навыки сохранения и укрепления физического здоровья детей; формировать знания детей о здоровом образе жизни и понимание значимости здоровья, необходимости работать над ним на протяжении всей жизни; развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни; развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены; воспитание культуры здоровья дошкольников.
Социально – коммуникативное развитие: формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость.
Речевое развитие: развивать речь, обогащать словарь (активный словарь: спорт, полезные и вредные продукты, воздух; пассивный словарь: гигиена, витамины А, В, С, D); продолжать работу по совершенствованию диалогической речи, умение отвечать на вопросы воспитателя развернутым и полным предложением.
Познавательное развитие: развивать мышление, умение делать умозаключение.
Художественно – эстетическое развитие: закрепить технику наклеивания в определенном порядке, пользоваться клеем, салфеткой.
Формы непосредственно образовательной деятельности: решение проблемной ситуации, опытно-экспериментальная деятельность, игровые упражнения с здоровьесберегающими технологиями.
Методы:
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: демонстрация слайдов.
Практические: эксперимент.
Здоровьесберегающие технологии: двигательная активность, пальчиковая игра, профилактика плоскостопия, зрительная гимнастика, дыхательные упражнения.
Оборудование и материалы: письмо с картой; красные и белые следы; макет озера с микробами и ребристая доска; цветы плоскостные 3 шт. ; указка с бабочкой для зрительной гимнастики; сундук и цветок с надписями на лепестках: «Зарядка, спорт», «Закаливание», «Чистота и гигиена», «Чистый свежий воздух», «Правильное питание»; мультимедийная установка и слайды: «Спорт», «Закаливание – путь к здоровью», «Чистота-залог здоровья»; чашка с водой, прозрачная бутылка, одноразовые стаканчики и трубочки для сока по количеству детей; 3 обруча (красный, зеленый, синий, картинки «Полезные и неполезные продукты»; магнитная доска и 4 магнита, карточки «Витамины», карточки и картинки к практическому заданию «Где живут витамины».
Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД).
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!
Воспитатель обращает внимание детей на пришедших гостей
- А у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними.
(Дети говорят «Здравствуйте»)
Воспитатель: - Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что слово «Здравствуйте»- это не только слова приветствия, но и пожелание здоровья.
Стихотворное слово:
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Основная часть. Воспитатель: - Ребята, сегодня почтальон доставил к нам в детский сад письмо. А вот кто его прислал, попробуйте отгадать:
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться,
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор… (Айболит)
Дети: - Айболит!
Воспитатель: - Ребята, это необычное письмо. Вот послушайте:
«Здравствуйте, дорогие ребята. В стране Лимпопо зверята заболели и страдают, потому что Разбойник Бармалей обманул и напоил их грязной водой. Помогите, пожалуйста, найти сундучок с волшебным цветком здоровья, украденный разбойником Бармалеем, и тогда все зверята выздоровеют, но будьте осторожны: Бармалей очень коварный. А поможет вам карта, которую разбойник случайно обронил, и волшебные слова, для того, чтобы открыть сундук»
Воспитатель: - Ну, что ребята, поможем Айболиту?
Дети: - Да, поможем.
Воспитатель достает из конверта карту разворачивает и читает: - Страна Колохари. Необитаемый остров «Болей-Болей». …
Воспитатель: - Ребята, а как можно добраться до Необитаемого острова «Болей-Болей», на каком транспорте? (Ответы детей)
Воспитатель: - Для того, чтобы выбрать самый быстрый транспорт мы поиграем с вами в пальчиковую игру и укрепим наши пальцы, чтобы они были сильными и ловкими.
Посчитаем (Е. Борисова) пальчиковая игра
1,2,3,4,5 (Сжимать и разжимать пальцы
Будем транспорт мы считать. Сжать руки в кулаки)
Автобус, лодка и мопед, (Разгибать поочередно пальцы)
Мотоцикл и велосипед,
Автомобиль и вертолет,
Корабль, поезд, самолет.
Воспитатель: - Ребята, какой самый быстрый транспорт?
Дети: - Самолет.
Воспитатель: - На нашем пути могут встретиться много трудностей. Вы их не боитесь? (Ответ детей: - Нет)
Воспитатель: - Тогда в путь!
Физкультминутка «Самолет»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. (Подносят «козырьком» ладонь ко лбу)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Воспитатель (читает надпись): - Остров «Болей-Болей». Вот мы и на месте!
Воспитатель: - Посмотрите, тропинка! Какие необычные следы…
Ребята, доктор Айболит, предупреждал нас о коварстве Бармалея. Тут видно какая-то ловушка. Что вы видите на следах красного цвета?
Дети: - Градусник. (поправляем «термометр»).
Воспитатель: - Для чего человек использует термометр?
Дети: - Измерять температуру, когда человек болеет.
Воспитатель: - На термометре указана высокая температура, и если наступить на них, то можно заболеть. И, чтобы не заболеть, мы с вами пройдем по белым следам…
(Рассматривают следы, делают вывод по красным следам с градусниками идти нельзя, можно заболеть и подымется высокая температура).
Проходят по белым следам.
Воспитатель смотрит на карту и говорит: - Впереди у нас глубокое озеро «Микробное». Ребята, нам надо пройти друг за другом по мосту и не упасть в озеро. Готовы? Тогда, в путь! (Дети переходят мост «ребристая доска»)
На поляне видят цветы с надписями в серединке злость, коварство, вредность.
Воспитатель: - Странные цветы: цветок злости, цветок коварства и вредности… Опять проделки разбойника Бармалея! Ребята, можно ли заболеть от зла, коварства и вредности? Конечно можно! Эти цветы нельзя трогать, рвать и даже нюхать, не то станете злыми, коварными и вредными. Давайте их лучше обойдем.
Обходят цветы змейкой, выходят к пальме и видят сундук.
Воспитатель: - Где же сундук? Ребята, давайте внимательно вместе осмотрим все вокруг, а поможет нам вот эта красивая бабочка.
Зрительная гимнастика
Глазки вверх и глазки вниз,
Глазки влево, глазки вправо,
Сундука как небывало!
Воспитатель: - На пальме искали, под пальмой искали… Нет сундука. Ребята, а где мы еще не искали сундук? Верно, за пальмой!
(Находят сундук за пальмой)
Воспитатель: - Тяжелый, ну-ка помогайте!
Воспитатель: - Крепко закрыт. Но мы знаем волшебные слова.
Сундучок, сундучок, позолоченный бочок
Свою крышку открывай, да здоровье подавай!
(Достает из сундука цветок с закрытыми лепестками)
Воспитатель: - Цветок здоровья совсем завял в заточении. Надо его оживить нашими знаниями.
(открывает первый лепесток с надписью «ЗАРЯДКА, СПОРТ»)
Воспитатель: - 1-й лепесток цветка здоровья - это «ЗАРЯДКА, СПОРТ». Для чего надо делать зарядку, заниматься спортом, и закалять свой организм?
Дети: - Что быть сильным и здоровым.
Воспитатель: - Правильно. «Кто зарядкой и спортом занимается - тот здоровья и силы набирается!» И нам надо как следует набраться сил, а в этом нам поможет зарядка - разминка.
(Ритмическая гимнастика. Дети стоят в кругу)
Воспитатель:
1. Сделаем разминку
– держим ровно спинку.
Голову назад, вперед, влево, вправо, поворот.
2. Руки вверх, поднять прямые.
Вот высокие какие!
Еще выше потянулись, вправо-
влево повернулись.
3. А теперь танцует таз.
Посмотрите-ка на нас!
Этим славным упражнением поднимаем настроение.
4. Дальше будем приседать – дружно сесть и дружно встать.
5. Прыгать нам совсем не лень, словно мячики весь день.
Воспитатель: - Добавилось у вас силы после зарядки?
Ответы детей: - Да.
Какие виды спорта вы знаете?
Слайд № 1: «Спорт».
Воспитатель: - 2-й лепесток я открываю и название читаю: «ЗАКАЛИВАНИЕ». Что делают люди на этих фотографиях?
Слайд № 2: «Закаливание». Ответы детей
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего люди закаляются? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, как в пословице «Смолоду закалишься - на весь век сгодишься». Как мы с вами закаляемся? Люди на всей земле закаляют организм, чтобы быть сильными, выносливыми и здоровыми.
Воспитатель: - 3-й лепесток я открываю, и название читаю: «ЧИСТОТА И ГИГИЕНА». Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Как говорится в пословице «Чистота – залог здоровья». Давайте вспомним правила гигиены.
Слайд № 3. «Чистота - залог здоровья». Ответы детей.
Воспитатель: - Почему нужно их соблюдать правила гигиены? Совершенно верно, можно заболеть, кругом микробы.
Воспитатель: - Чтобы узнать, как называется 4-й лепесток нашего здоровья, я покажу вам фокус. Загляните внутрь бутылочки. Что там лежит? (ничего нет). Сейчас мы увидим, кто там прячется. Раз, два, три невидимка из бутылочки беги!
Опыт-эксперимент с воздухом № 1
Опустить бутылочку в воду и нажать на нее. Из бутылочки бегут пузырьки.
Дети: - Пузырьки. Воздух.
Воспитатель: - Правильно, ребята, это воздух, необходимый нам для
дыхания и жизни.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты.
Воспитатель: - В каждом из нас есть воздух. Давайте проверим, так ли это. Я возьму стакан с водой и опущу в него трубочку. Теперь я делаю глубокий вдох носом, а затем длительный выдох в трубочку ртом. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). А теперь вы возьмите стаканчик с водой, вдохните носом, а затем подуйте в трубочку.
Опыт-эксперимент с воздухом № 2
Воспитатель: - Что вы видите? (Я вижу пузырьки воздуха).
- Да, в стаканчиках поднимаются настоящие бури! Как вы думаете, откуда взялся воздух? Почему образуются пузырьки?
Дети: - Это мы дуем в трубочку воздух.
Воспитатель: - В воздухе находится кислород, необходимый нам для дыхания и для жизни. А каким воздухом мы должны дышать, чтобы быть здоровыми? (чистым, свежим)
Воспитатель: - А где мы еще можем брать кислород? Правильно гуляя по свежему воздуху, в парке, в лесу. Прогулки очень полезны. Значит четвертый лепесток - это «ЧИСТЫЙ СВЕЖИЙ ВОЗДУХ».
Воспитатель: - 5-й лепесток «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ». «Чтоб здоровым оставаться, нужно правильно питаться».
Воспитатель: - В магазинах продают много разных продуктов, если бы мама попросила вас сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты? Сейчас мы поиграем в игру «Полезное - неполезное» и узнаем, можно ли вам доверять домашнее хозяйство.
Дети выбирают картинки и кладут в обручи: в красный обруч - неполезные продукты, в зеленый обруч – полезные продукты, затем объясняют свой выбор.
Воспитатель: - Молодцы! Справились. Ребята, почему надо кушать полезные продукты? (В них есть витамины)
Воспитатель (выставляет на мольберт картинки с витаминами):
- Витамины во всем мире обозначают латинскими буквами:
Витамин А - очень важен для зрения и роста.
Витамин В - помогает работать нашему сердцу, мозгу.
Витамин С - укрепляет весь организм, защищает от простуды.
Витамин Д - делает наши руки и ноги крепкими.
А вот в каких продуктах этих витаминов много, вы узнаете, выполнив следующее задание. Перед вами на столе лежит карточка, на которой каждый витамин изображен в определенной геометрической фигуре. На тарелках картинки с изображением полезных продуктов в форме круга, квадрата, овала и прямоугольника. Ваша задача: разложить картинки определенной формы на карточку с витамином в такой же геометрической фигуре, а затем наклеить их.
Практическое задание «Где живут витамины»
(Работа за столом в парах)
Воспитатель: - В каких продуктах находится витамин: А? В? С? D? А теперь карточки мы сложим вместе и скрепим шнурком. Посмотрите, какая книга о полезных продуктах у нас получилась! Ее мы возьмем с собой.
Воспитатель: - Какой красивый у нас Цветок - здоровья, а вы запомнили, как называются его лепестки?
Дети: - 1-й – зарядка, спорт,; 2-й – закаливание; 3-й - чистота и гигиена; 4-й – чистый, свежий воздух; 5-й – правильное питание.
Воспитатель: - Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили: заниматься физкультурой и спортом, дышать свежим воздухом, есть полезную еду, то будете такими, как этот цветок - яркими, светлыми, веселыми, задорными, то есть здоровыми.
Воспитатель: - Вы помогли Айболиту, освободили цветок здоровья из заточения: зверята теперь перестанут болеть, и на острове все изменилось. Посмотрите, что стало с вредными цветами?
Дети: - Цветы стали добрыми, они улыбаются.
Воспитатель: - Они превратились в цветы добра, радости и хорошего настроения. Давайте вдохнем радость, хорошее настроение, добро, выдохнем и улыбнемся друг другу.
Дыхательное упражнение «Ароматные цветы»
Дети делают глубокий вдох и выдох.
Воспитатель: - Цветы топтать и рвать нельзя, пусть растут и радуют всех своей красотой. А мы их обойдем. (Обходят цветы)
Воспитатель: - Что стало с Микробным озером?
Дети: - Микробы исчезли, и появились цветы. (Проходят по мостику)
Воспитатель: - Это прекрасные цветы лотоса символ чистоты и красоты.
Воспитатель: - Что стало с тропинкой?
Дети: - Красные следы исчезли, стали белыми, следами здоровья.
(Проходят по тропинке с белыми следами)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, даже остров поменял свое название (читает): «Остров «Неболей».
Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие. И теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Физкультминутка «Самолет»
Итог непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: - Дети, вам понравилось наше путешествие? Кому мы помогали? Что нового вы узнали? А какое у вас настроение? Давайте, хорошее настроение передадим друг - другу: дотроньтесь до товарища ладошкой. Ребята, а нам опять пришло письмо от Айболита (читает): «Дорогие ребята! Вы освободили цветок здоровья и все звери теперь здоровы. Большое вам спасибо за помощь. Высылаю вам в подарок ананасы – раскраски. До свидания и будьте здоровы!»
Воспитатель: - А я вам дарю вашей группе вот эту книгу о витаминной полезной еде, которую вы сделали своими руками. До свидания и будьте здоровы!