Наталия Васильевна Ступак
Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Народная кукла» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия по теме
«Народная кукла» в старшей группе.
Воспитатель I категории
Ступак Наталья Васильевна
Задачи:
Образовательные:
-Уточнять и расширять знания детей об истории и видах народных кукол.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по теме „Народная кукла“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
-Закреплять знания детей о куклах-оберегах.
-Изготовить традиционную народную куклу Отдарок-на-подарок.
-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).
Развивающие:
-Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе;
- творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству;
- фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
Воспитательные:
-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
-Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.
-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.
Оборудование:
Ноутбук, большой телевизор, диск с презентацией для занятия, для выставки куклы народные разные, а также куклы “На выхвалку”, кукла “Зерновушка”, кукла “Колокольчик”, кукла “Домовой”, кукла “Берегиня”, кукла «Сонница-бессонница», кукла «Перевертыш», сундук, пучки сухих душистых трав, 1 поднос и корзинка для трав, фоновая русская народная музыка,3 подноса для кукол.
Раздаточный материал:
Цветной прямоугольный отрезок ткани, тканевая скрутка для головки куклы, нитки, ножницы, куклы «Хороводницы» - 22 штуки, куклы «Кубышки-травницы» - 12 штук.
Зал украшен в народном стиле, изба, лавки, рушники, с одной стороны зала выставка народных кукол, посреди зала стоит сундук.
1 слайд презентации: тема занятия «Куклы из бабушкиного сундука».
Под русскую народную мелодию песни заходит Бабушка Арина в народном костюме с нею 2 детей.
Танец вокруг сундука
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами опять в гостях у нашей доброй знакомой, у бабушки Арины.
Бабушка: Проходите, дорогие ребятушки, посидим рядком да поговорим ладком!
Дети проходят, садятся на стульчики.
Бабушка: Ребята, мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?
Дети: Россия.
Бабушка: Хотите покажу вам нашу Родину? У меня есть серебряное блюдечко и наливное яблочко, они-то нам и покажут нашу Русь-матушку.
(Бабушка обращает внимание на экран телевизора, на котором на слайдах показаны различные фрагменты России. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ:
2 слайд презентации: Катись, катись наливное яблочко по серебренному блюдечку, покажи нам нашу Родину – матушку-Россию.
3 слайд презентации: Богата Россия наша бескрайними хлебными полями,
4 слайд презентации: дремучими лесами,
5 слайд презентации: большими городами
6 слайд презентации: да красивыми селами.
Бабушка: А хотите ли вы увидеть, как жили в старину на Руси?
Дети: Да, хотим.
7 слайд презентации: покатим яблочко по блюдечку, Россию в старину увидим.
Катись, катись яблочко по блюдечку,
Покажи нам Русь-матушку”:
8 слайд: “Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
9 слайд: жители этих деревушек работали в поле и на огороде,
10 слайд: занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой,
11 слайд: пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!
12 слайд: Серые фасады домов расписывали яркими красками, украшали окна деревянной резьбой,
14 слайд: Вытачивали из дерева и расписывали оригинальную посуду,
15 слайд: плели кружева,
16 слайд: вышивали полотенца и, конечно же,
17 слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них тепло своих рук, частичку своей души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».
Бабушка: -Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.
Хозяюшка идёт и открывает сундучок со словами:
Вот у нас сундук стоит
много тайн он хранит
Бабушка: В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол не было, поэтому люди с большой любовью делали их своими руками. Таких кукол не купишь в магазине. Куклы были: ИГРОВЫЕ, которыми дети играли, ОБРЯДОВЫЕ, которые использовали на обрядах, и ОБЕРЕГОВЫЕ.
- А кто знает, ребята, что такое оберег?
Ребенок: Это кукла, которая оберегает от болезней.
Бабушка: Правильно, люди считали, что куклы-обереги защищают человека от несчастий, болезней, охраняют дом, приумножают добро, защищают семью. Давайте познакомим наших гостей с этими куклами.
Бабушка открывает сундук, выходят дети, достают из сундука кукол.
Олег: Посмотрите, а это кукла Сонница-Бессонница, когда ребенок плохо спит ночью, мама делала ему такую куклу, клала в кроватку и говорила:
«Сонница-Бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой». После этого Бессонница должна была «уйти» в куклу, а ребенок спокойно уснуть.
Влад Б.: А это Домовой. Люди верили, что эта кукла оберегала дом от неприятностей, несла в дом добро и приумножала его.
Бабушка: А вот какая нарядная куколка. Что вы о ней знаете?
Соня: А вот Берегиня семьи и рода. Считалось, что эта кукла оберегала семью и род, заботилась о достатке и о непрерывности рода.
Бабушка: Скажите, а чем эти куклы отличаются от современных?
Дети (их делают из соломы, из ниток, из лыка, из ткани, у них волосы другие, одеждой отличаются, тряпичная кукла безликая)
Бабушка: Мы с вами уже рассматривали старинную одежду этих кукол, давайте вспомним ее сейчас и поиграем в интересную игру, в которую играли ваши прабабушки «Передай платочек»
Цель игры: закрепить знания детей об элементах русского народного костюма.
Бабушка: Предлагаю поиграть,
Во что одета кукла, рассказать.
Становитесь вы все в круг,
Платок передавайте,
Все элементы костюма называйте.
«Хоровод»
Мы по кругу пойдем
Хоровод мы заведем.
А потом в кружок зайдем
Топнем ножкой, отойдем.
Теперь круг вы размыкайте
И платок передавайте!
Дети передают платок друг другу и называют элементы одежды куклы, которую держит хозяюшка: головной убор-сорока, сережки, бусы из семечек яблок, на плечах шаль, блузка, пояс, сарафан, фартук, нижняя юбка, лапти.
Бабушка: Это игровая куколка На выхвалку. Название «На выхвалку» означает, что ею хвалились. Шилась она девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделиям.
Продолжим знакомить наших гостей с народными куклами.
Настя: Есть особенность у куклы
На ней юбок ровно три.
Это счастье человека,
Символ веры, доброты.
Для того, чтоб настроенье
Было поднятым всегда,
Нужно чтобы в каждом доме
Эта куколка была.
Дима: Это кукла - Зерновушка –
порученье ей дано,
К севу сохранить зерно
Быть залогом урожая
Потому она большая…
Ира: Эта кукла не простая,
«Перевертышем» зовется.
Глянешь так – красна девица
Эдак – бабой обернется!
Миша: Вот кубышка травница
Достойная напарница.
Всем здоровье обеспечит,
Ведь она травою лечит.
Бабушка: Чем наполнена кубышка?
Дети: Лечебными душистыми травами
Бабушка: А где травы можно найти?
- В поле, на лугу, в лесу!
Бабушка: Вставайте, пойдем за травами!
Дети идут змейкой и поют:
Мы по травы в лес пойдем в лес пойдем
И там зелья наберем, наберем, наберем
Солнышко светит нам, а в лесу тропинка
Травушка ты моя, травушка былинка
Бабушка: Пока полесу гуляла, всех детей я растеряла.
ИГРА «ИЩИ»
Игра «Отбери душистую траву для куклы»
Цель: узнавать и называть лекарственные растения по внешнему виду и по запаху.
Атрибуты: 3 подноса, травы (мята, мелиса, полынь, луговая мята, зверобой, шиповник)
Бабушка: Я вам приготовила подарок: из таких же трав сделала много ароматных кубышек-травниц, это оберег для здоровья. Давайте прогоним все болезни этими куколками.
Ароматерапия
Мы куколку помнем помнем
И аромат ее вдохнем.
Вдыхают носом, выдыхают ртом с тихим звуком «Аааааа»
Пахнет куколка моя,
Почти также, как твоя
Вдыхают носом, выдыхают ртом с тихим звуком «Аааааа»
Внутри нее лаванда, мята-
Вот чем куколка богата.
Вдыхают носом, выдыхают ртом с тихим звуком «Аааааа»
Воспитатель: спасибо, хозяюшка, за волшебный подарок. В старину за это дети делали дарителю куколку Отдарок-на-подарок. Сделаем ребята?
Дети: Сделаем?
Бабушка: А чтоб наши ручки нас слушались, а пальчики, чтоб были умелыми, разомнем их, а помогут нам вот эти куклы. Как они называются?
Девочки: У девочек куклы Хороводницы.
Бабушка: Для чего они нужны?
Дети: Для развития мелкой моторики рук.
Бабушка: девочка должна была двумя руками освоить вращательные движения, которые ей пригодятся в работе с прялкой (одной рукой скручивать нитку, а другой – наматывать ее на веретено). А у мальчиков какая кукла?
Дети: Кулачники.
Бабушка: Для чего их давали мальчикам?
Дети: Тоже для развития мелкой моторики рук.
Бабушка: Зачем? Ведь они не прядут.
Дети: Мальчики помогают папе вязать рыболовные сети, плести лапти.
Пальчиковая гимнастика с куклами Хороводница
В нас есть куклы озорные
Да веселые какие!
Вы, куколки, покружитесь,
А, пальчики, разомнитесь.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай игру опять.
В нас есть куклы озорные
Да веселые какие!
Вы, куколки, покружитесь,
А, пальчики, разомнитесь.
Раз, два, три, четыре, пять -
Пора куклам отдыхать.
Бабушка: А теперь приступим к созданию кукол.
Дети садятся, делают кукол, взрослые им помогают. Когда куклы готовы, встают на полукруг и показывают их гостям.
Вера: Я не привыкла напрасно хвалиться,
Все называют меня мастерицей
За то, что сама я куклу свою,
Вяжу, вышиваю, и шью, и крою.
Женя: «Из цветного лоскуточка
Появилась моя дочка.
Куколка тряпичная,
Очень симпатичная!»
Бабушка: Положите куклы на стол. Если вам было скучно и неинтересно, то потопайте ногами. А если вы узнали для себя что – то новое и интересное, то похлопайте в ладоши. (Хлопают или топают)
- А теперь давайте потанцуем.
«Танец»
Бабушка: Молодцы. Пусть эти куколки останутся у вас и будут вашим первым оберегом.
Вы кукол не бросайте,
Вы их не обижайте
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить.
Тепло, добро и счастье
Вам всегда дарить
Дети: Спасибо!
Воспитатель уводит детей.
Бабушка (гостям):
ДАВАЙТЕ ВЕРИТЬ, ЛЮДИ, В ЧУДЕСА
И В ИСПОЛНЕНЬЕ ВСЕХ ЗАГАДАННЫХ ЖЕЛАНИЙ
И В АЛЫЙ ЦВЕТ, РАСКРАСИВ ПАРУСА,
ОТПРАВИМСЯ В ДОРОГУ ПРЕДСКАЗАНИЙ
ДЕЛИТСЯ РАДОСТЬЮ И ДОБРОТУ НЕСТИ.
САЖАТЬ ЦВЕТЫ И УКРАШАТЬ ПЛАНЕТУ!
И НЕ СВОРАЧИВАТЬ С НЕЛЕГКОГО ПУТИ.
ПЕРЕДАВАЯ ДЕТЯМ ЭСТАФЕТУ!