Приложение МААМ

Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Народная кукла» в старшей группе

Наталия Васильевна Ступак
Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Народная кукла» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого интегрированного занятия по теме

«Народная кукла» в старшей группе.

Воспитатель I категории

Ступак Наталья Васильевна

Задачи:

Образовательные:

-Уточнять и расширять знания детей об истории и видах народных кукол.

Темочки:

-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

-Закреплять знания детей о куклах-оберегах.

-Изготовить традиционную народную куклу Отдарок-на-подарок.

-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).

Развивающие:

-Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе;

- творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству;

- фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Воспитательные:

-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

-Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.

-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Оборудование:

Ноутбук, большой телевизор, диск с презентацией для занятия, для выставки куклы народные разные, а также куклы “На выхвалку”, кукла “Зерновушка”, кукла “Колокольчик”, кукла “Домовой”, кукла “Берегиня”, кукла «Сонница-бессонница», кукла «Перевертыш», сундук, пучки сухих душистых трав, 1 поднос и корзинка для трав, фоновая русская народная музыка,3 подноса для кукол.

Раздаточный материал:

Цветной прямоугольный отрезок ткани, тканевая скрутка для головки куклы, нитки, ножницы, куклы «Хороводницы» - 22 штуки, куклы «Кубышки-травницы» - 12 штук.

Зал украшен в народном стиле, изба, лавки, рушники, с одной стороны зала выставка народных кукол, посреди зала стоит сундук.

1 слайд презентации: тема занятия «Куклы из бабушкиного сундука».

Под русскую народную мелодию песни заходит Бабушка Арина в народном костюме с нею 2 детей.

Танец вокруг сундука

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами опять в гостях у нашей доброй знакомой, у бабушки Арины.

Бабушка: Проходите, дорогие ребятушки, посидим рядком да поговорим ладком!

Дети проходят, садятся на стульчики.

Бабушка: Ребята, мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

Дети: Россия.

Бабушка: Хотите покажу вам нашу Родину? У меня есть серебряное блюдечко и наливное яблочко, они-то нам и покажут нашу Русь-матушку.

(Бабушка обращает внимание на экран телевизора, на котором на слайдах показаны различные фрагменты России. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ:

2 слайд презентации: Катись, катись наливное яблочко по серебренному блюдечку, покажи нам нашу Родину – матушку-Россию.

3 слайд презентации: Богата Россия наша бескрайними хлебными полями,

4 слайд презентации: дремучими лесами,

5 слайд презентации: большими городами

6 слайд презентации: да красивыми селами.

Бабушка: А хотите ли вы увидеть, как жили в старину на Руси?

Дети: Да, хотим.

7 слайд презентации: покатим яблочко по блюдечку, Россию в старину увидим.

Катись, катись яблочко по блюдечку,

Покажи нам Русь-матушку”:

8 слайд: “Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.

9 слайд: жители этих деревушек работали в поле и на огороде,

10 слайд: занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой,

11 слайд: пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!

12 слайд: Серые фасады домов расписывали яркими красками, украшали окна деревянной резьбой,

14 слайд: Вытачивали из дерева и расписывали оригинальную посуду,

15 слайд: плели кружева,

16 слайд: вышивали полотенца и, конечно же,

17 слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них тепло своих рук, частичку своей души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».

Бабушка: -Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.

Хозяюшка идёт и открывает сундучок со словами:

Вот у нас сундук стоит

много тайн он хранит

Бабушка: В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол не было, поэтому люди с большой любовью делали их своими руками. Таких кукол не купишь в магазине. Куклы были: ИГРОВЫЕ, которыми дети играли, ОБРЯДОВЫЕ, которые использовали на обрядах, и ОБЕРЕГОВЫЕ.

- А кто знает, ребята, что такое оберег?

Ребенок: Это кукла, которая оберегает от болезней.

Бабушка: Правильно, люди считали, что  куклы-обереги защищают человека от несчастий, болезней, охраняют дом, приумножают добро, защищают семью. Давайте познакомим наших гостей с этими куклами.

Бабушка открывает сундук, выходят дети, достают из сундука кукол.

Олег: Посмотрите, а это кукла Сонница-Бессонница, когда ребенок плохо спит ночью, мама делала ему такую куклу, клала в кроватку и говорила:

«Сонница-Бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой». После этого Бессонница должна была «уйти» в куклу, а ребенок спокойно уснуть.

Влад Б.: А это Домовой. Люди верили, что эта кукла оберегала дом от неприятностей, несла в дом добро и приумножала его.

Бабушка: А вот какая нарядная куколка. Что вы о ней знаете?

Соня: А вот Берегиня семьи и рода. Считалось, что эта кукла оберегала семью и род, заботилась о достатке и о непрерывности рода.

Бабушка: Скажите, а чем эти куклы отличаются от современных?

Дети (их делают из соломы, из ниток, из лыка, из ткани, у них волосы другие, одеждой отличаются, тряпичная кукла безликая)

Бабушка: Мы с вами уже рассматривали старинную одежду этих кукол, давайте вспомним ее сейчас и поиграем в интересную игру, в которую играли ваши прабабушки «Передай платочек»

Цель игры: закрепить знания детей об элементах русского народного костюма.

Бабушка: Предлагаю поиграть,

Во что одета кукла, рассказать.

Становитесь вы все в круг,

Платок передавайте,

Все элементы костюма называйте.

«Хоровод»

Мы по кругу пойдем

Хоровод мы заведем.

А потом в кружок зайдем

Топнем ножкой, отойдем.

Теперь круг вы размыкайте

И платок передавайте!

Дети передают платок друг другу и называют элементы одежды куклы, которую держит хозяюшка: головной убор-сорока, сережки, бусы из семечек яблок, на плечах шаль, блузка, пояс, сарафан, фартук, нижняя юбка, лапти.

Бабушка: Это игровая куколка На выхвалку. Название «На выхвалку» означает, что ею хвалились. Шилась она девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделиям.

Продолжим знакомить наших гостей с народными куклами.

Настя: Есть особенность у куклы

На ней юбок ровно три.

Это счастье человека,

Символ веры, доброты.

Для того, чтоб настроенье

Было поднятым всегда,

Нужно чтобы в каждом доме

Эта куколка была.

Дима: Это кукла - Зерновушка –

порученье ей дано,

К севу сохранить зерно

Быть залогом урожая

Потому она большая…

Ира: Эта кукла не простая,

«Перевертышем» зовется.

Глянешь так – красна девица

Эдак – бабой обернется!

Миша: Вот кубышка травница

Достойная напарница.

Всем здоровье  обеспечит,

Ведь она травою лечит.

Бабушка: Чем наполнена кубышка?

Дети: Лечебными душистыми травами

Бабушка: А где травы можно найти?

- В поле, на лугу, в лесу!

Бабушка: Вставайте, пойдем за травами!

Дети идут змейкой и поют:

Мы по травы в лес пойдем в лес пойдем

И там зелья наберем, наберем, наберем

Солнышко светит нам, а в лесу тропинка

Травушка ты моя, травушка былинка

Бабушка: Пока полесу гуляла, всех детей я растеряла.

ИГРА «ИЩИ»

Игра «Отбери душистую траву для куклы»

Цель: узнавать и называть лекарственные растения по внешнему виду и по запаху.

Атрибуты: 3 подноса, травы (мята, мелиса, полынь, луговая мята, зверобой, шиповник)

Бабушка: Я вам приготовила подарок: из таких же трав сделала много ароматных кубышек-травниц, это оберег для здоровья. Давайте прогоним все болезни этими куколками.

Ароматерапия

Мы куколку помнем помнем

И аромат ее вдохнем.

Вдыхают носом, выдыхают ртом с тихим звуком «Аааааа»

Пахнет куколка моя,

Почти также, как твоя

Вдыхают носом, выдыхают ртом с тихим звуком «Аааааа»

Внутри нее лаванда, мята-

Вот чем куколка богата.

Вдыхают носом, выдыхают ртом с тихим звуком «Аааааа»

Воспитатель: спасибо, хозяюшка, за волшебный подарок. В старину за это дети делали дарителю куколку Отдарок-на-подарок. Сделаем ребята?

Дети: Сделаем?

Бабушка: А чтоб наши ручки нас слушались, а пальчики, чтоб были умелыми, разомнем их, а помогут нам вот эти куклы. Как они называются?

Девочки: У девочек куклы Хороводницы.

Бабушка: Для чего они нужны?

Дети: Для развития мелкой моторики рук.

Бабушка: девочка должна была двумя руками освоить вращательные движения, которые ей пригодятся в работе с прялкой (одной рукой скручивать нитку, а другой – наматывать ее на веретено). А у мальчиков какая кукла?

Дети: Кулачники.

Бабушка: Для чего их давали мальчикам?

Дети: Тоже для развития мелкой моторики рук.

Бабушка: Зачем? Ведь они не прядут.

Дети: Мальчики помогают папе вязать рыболовные сети, плести лапти.

Пальчиковая гимнастика с куклами Хороводница

В нас есть куклы озорные

Да веселые какие!

Вы, куколки, покружитесь,

А, пальчики, разомнитесь.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинай игру опять.

В нас есть куклы озорные

Да веселые какие!

Вы, куколки, покружитесь,

А, пальчики, разомнитесь.

Раз, два, три, четыре, пять -

Пора куклам отдыхать.

Бабушка: А теперь приступим к созданию кукол.

Дети садятся, делают кукол, взрослые им помогают. Когда куклы готовы, встают на полукруг и показывают их гостям.

Вера: Я не привыкла напрасно хвалиться,

Все называют меня мастерицей

За то, что сама я куклу свою,

Вяжу, вышиваю, и шью, и крою.

Женя: «Из цветного лоскуточка

Появилась моя дочка.

Куколка тряпичная,

Очень симпатичная!»

Бабушка: Положите куклы на стол. Если вам было скучно и неинтересно, то потопайте ногами. А если вы узнали для себя что – то новое и интересное, то похлопайте в ладоши. (Хлопают или топают)

- А теперь давайте потанцуем.

«Танец»

Бабушка: Молодцы. Пусть эти куколки останутся у вас и будут вашим первым оберегом.

Вы кукол не бросайте,

Вы их не обижайте

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить.

Тепло, добро и счастье

Вам всегда дарить

Дети: Спасибо!

Воспитатель уводит детей.

Бабушка (гостям):

ДАВАЙТЕ ВЕРИТЬ, ЛЮДИ, В ЧУДЕСА

И В ИСПОЛНЕНЬЕ ВСЕХ ЗАГАДАННЫХ ЖЕЛАНИЙ

И В АЛЫЙ ЦВЕТ, РАСКРАСИВ ПАРУСА,

ОТПРАВИМСЯ В ДОРОГУ ПРЕДСКАЗАНИЙ

ДЕЛИТСЯ РАДОСТЬЮ И ДОБРОТУ НЕСТИ.

САЖАТЬ ЦВЕТЫ И УКРАШАТЬ ПЛАНЕТУ!

И НЕ СВОРАЧИВАТЬ С НЕЛЕГКОГО ПУТИ.

ПЕРЕДАВАЯ ДЕТЯМ ЭСТАФЕТУ!

Публикации по теме:

«Веселая семейка». Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе«Веселая семейка». Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе Программное содержание: 1. Образовательные задачи: _Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы; создавать узор на «домике».

Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе «Яйцо как форма зарождения жизни»Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе «Яйцо как форма зарождения жизни» Интеграция областей: «Познавательно-исследовательская», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество». Участники.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла»Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ " КУКЛА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"Цели и задачи:- Совершенствовать умение обследовать предметы.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Человек. Части тела»Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Человек. Части тела» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме "Человек. Части тела". ОО «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий».Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий». Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Ребенок и общество», «Искусство».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Работа дежурных в уголке природы».Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Работа дежурных в уголке природы». Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Трудовая деятельность»).

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по теме «Друзья»Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по теме «Друзья» .

Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе КОНСПЕКТ открытого интегрированного физкультурного занятия по реализации образовательных областей «Физическая культура». «Безопасность».

Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе «Спорт, ребята, очень нужен!» (для детей с ОВЗ)Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе «Спорт, ребята, очень нужен!» (для детей с ОВЗ) Цель: Систематизировать знания детей о летних олимпийских видах спорта: волейбол, футбол, баскетбол. Задачи: - развивать физические качества.

«Зимнее дерево». Конспект открытого интегрированного занятия по пластилинографии в средней группе«Зимнее дерево». Конспект открытого интегрированного занятия по пластилинографии в средней группе Коллективная работа на тему: «Зимнее дерево»Использование нетрадиционной техники в формировании изобразительного творчества у детей. Нетрадиционная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Народная кукла» в старшей группе
Опубликовано: 6 марта 2020 в 22:17
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Народная кукла» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Васильевна Ступак (УИ 533714) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД