Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Работа дежурных в уголке природы».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям
«Ребенок и общество» (образовательный компонент «Трудовая деятельность») и «Ребенок и природа» (образовательные компоненты «Растения», «Животные») в старшей группе по теме «Работа дежурных в уголке природы».
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме „Работа дежурных в уголке природы“,» размещена в разделах
- Дежурство. Организация дежурства
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программные задачи:
• Обобщить знания о способах ухода за растениями уголка природы (полив, рыхление, удаление пыли);
• Закрепить представления о внешнем виде растений, их основных потребностях;
• Дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях комнатных растений;
• Продолжать учить ухаживать за обитателями уголка природы, работать с календарем природы;
• Развивать монологическую речь через умение рассказывать о выполнении действий с учетом структуры трудового процесса;
• Совершенствовать трудовые умения и навыки, соответствующие содержанию знаний дошкольников;
• Воспитывать любовь к обитателям уголка природы, желание ухаживать за ними, общаться с природой, как с живым организмом.
Предварительная работа :
• Наблюдения за ростом и развитием растений уголка природы, ведение календаря наблюдений,
• Составление описательных рассказов об особенностях внешнего вида растений,
• Рассматривание строения растений в процессе дежурства в уголке природы,
• Обучение уходу за обитателями уголка природы,
• Проведение занятий : «Путешествие в царство комнатных растений», «Водное царство уголка природы», «Посадка лука», «Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями»,
• Опыты и эксперименты в уголке природы «Потребности комнатных растений»,
• Рисование и рассматривание схем «Ухода за комнатными растениями», «Потребности растений», «Строение растений», «Труд в уголке природы».
Материал:
Инвентарь для ухода за обитателями уголка природы (фартуки дежурных, таз с водой, тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, клеенка, модель структуры трудового процесса, карточки-символы «Строение растений», «Уход за растениями»,
3 – 4 комнатных растения, корм для рыбок, календарь погоды, уголок дежурств, микрофон.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня нам в группу почтальон принес письмо от нашего друга волшебника Трудоделкина.
Давайте откроем его и узнаем, что пишет нам Трудоделкин.
Воспитатель открывает письмо.
Воспитатель: Здесь загадки. Если вы отгадаете, то узнаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься. Слушайте первую загадку:
На окошке растут –
Людям радость несут. (комнатные растения и цветы)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это наши комнатные растения и цветы. Для чего нам нужны комнатные растения? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Комнатные растения очищают воздух, украшают группу, дарят хорошее настроение, лечат нас в случае необходимости, учат трудиться. Теперь следующая загадка:
Дом стеклянный.
В нем жильцы –
Все отличные пловцы. (аквариум с рыбками)
Воспитатель: Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (ответы детей) Правильно. В нашем уголке природы живые существа – рыбки, а растения живые? (ответы детей)
Воспитатель: Почему вы считаете растения живыми организмами? Назовите признаки живых организмов (ответы детей). Правильно. Растения, как и все живые организмы, дышат, растут, питаются, двигаются, спят, дают плоды, размножаются.
Воспитатель: Что надо делать, чтобы наш уголок природы всегда был красивым и живым? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, надо ухаживать за обитателями уголка. Сегодня мы покажем, как умеем дежурить и трудиться в уголке природы.
1 ребенок: Мы уже совсем большие.
Нужно взрослым помогать.
Будем мы сейчас дежурить,
Все цветочки поливать.
2 ребенок: Мы покормим наших рыбок
И отметим календарь,
Чтобы нам, ребята, знать –
Пойдем сегодня мы гулять?
3 ребенок: Посмотри на уголок.
Здесь картинок много.
Кто картинку отгадает,
Тот сегодня помогает.
Дети с помощью картинок в уголке дежурств определяют, кто дежурит в уголке природы. Дети-дежурные надевают фартуки
и, опираясь на картинки-схемы рассказывают об основных приемах ухода за растениями.
Беседа о правилах ухода за растениями.
Воспитатель: Как узнать, что растение нужно полить? (ответы детей) Правильно. Если видно, что листья вялые, опустились вниз, земля на ощупь сухая, светлая, то растениям необходима влага.
Воспитатель: Какой водой мы поливаем растения? (ответы детей) Почему надо поливать водой комнатной температуры? (ответы детей)
Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю? (ответы детей) Правильно, чтобы вода хорошо впиталась, чтобы корням растений было легче расти и дышать.
Воспитатель: Чем вы рыхлите землю? (ответы детей) Почему палочками? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Корни некоторых растений располагаются близко к поверхности земли. Палочками мы их не пораним. Что еще нужно делать, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (ответы детей)
Воспитатель: Как мы моем растения? (ответы детей) Правильно. Крупные листья растений мы протираем тряпочкой, а растения с мелкими листьями опрыскиваем с помощью пульверизатора, с листьев с шероховатой поверхностью мы смахиваем пыль кисточкой.
Звучит легкая музыка «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Дежурные начинают выполнять действия по уходу за растениями. Воспитатель с остальными детьми играет в игру.
Словесная игра с микрофоном «Я знаю».
Дети по порядку называют комнатное растение, следующий игрок обязан повторить названия предыдущих растения и назвать свое комнатное растение, которое он знает. Ответы детей не должны повторяться. Хорошо, если ребенок запомнит названия всех предыдущих растений, которые назвали его товарищи. Игру начинает воспитатель: «Я знаю бальзамин. А ты?» Микрофон передается следующему игроку.
Ребенок: Фиалка, сансевьера, бальзамин,
Розан, бегония, монстера –
Все в нашей комнате цветы
Нас восхищают красотой бутонов и листвы.
Ждут нашего внимания и любви.
Воспитатель: Комнатные растения – это чудесный мир зеленых друзей, которые платят нам своей красотой за внимание, заботу и уход. Что общего у всех комнатных растений? (ответы детей) Правильно. У всех растений есть корень, стебель, листья, они растут в комнате. Что необходимо всем живым существам, чтобы они росли? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, для жизни всех живых организмов нужна вода, тепло, свет и питание.
Физкультминутка «Цветы».
Дети становятся в круг.
На окне в горшочках Дети садятся на корточки, руки сложены у груди
Поднялись цветочки, Медленно встают
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись. Тянуться на носочках вверх, поднимая медленно руки вверх, улыбаются
К солнышку листочки
Повернут цветочки, Разводят руки медленно в стороны ладонями вверх
Развернут бутоны Соединяют руки над головой
В солнышке утонут. Медленно покачиваются
Словесная игра «Хорошо – плохо».
Дети аргументируют и рассуждают на тему «Почему рыбкой быть хорошо» и «Почему рыбкой быть плохо».
Воспитатель меняет карточки в уголке дежурств.
Воспитатель: А теперь покажем, как мы ухаживаем за рыбками. Посмотрите на уголок дежурств. Кто следующий дежурит в уголке природы?
Дети определяют дежурных.
Воспитатель: Наши дежурные расскажут, как надо ухаживать за обитателями аквариума.
Беседа о правилах ухода за обитателями аквариума.
В беседе принимают участие все дети, дополняют ответы дежурных.
Воспитатель: Какая вода в нашем аквариуме? (ответы детей) Как вы определили, что вода чистая и прозрачная? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, рыбки любят чистую и прозрачную воду. Воду в аквариуме надо менять по мере ее загрязнения. А для чего в аквариуме растения – водоросли? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, растения пополняют воду кислородом, помогают рыбкам жить и дышать, в зарослях водорослей рыбки любят отдыхать. Рыбок еще необходимо кормить. А что едят аквариумные рыбки? (ответы детей)
Воспитатель: Вы ответили правильно. Для аквариумных рыбок необходим специальный корм, который мы покупаем в зоомагазине. Кормить рыбок необходимо умеренно, брать корма немного, тщательно перетирать, чтобы не было комочков. Корм остается на поверхности воды, рыбки подплывают и начинают его заглатывать.
Дежурные демонстрируют процесс кормления рыбок.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
Во время выполнения упражнения дети сидят на полу в кругу.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Воспитатель: А сейчас обратимся к календарю погоды.
Посмотрите за окошко
И отметь в календаре
Что на улице сегодня?
День недели в январе.
Дождь, снежок иль ветер сильный.
Может солнышко взошло?
Все отметим и покажем,
Чтобы было хорошо!
Дежурные отмечают календарь погоды, смотрят в окно, определяют силу ветра, облачность, осадки. Делают вывод – хороша ли погода для прогулки. Дети помогают, если требуется.
Воспитатель с детьми подводят итог работе дежурных, дети дают оценку их труда, воспитатель обращает внимание на то, что они трудились на общее благо, для всех.
После дежурства ребята садятся за столы и раскрашивают любимые цветы по желанию.