Наталья Север
Конспект ОС в старшей группе «Ты, Кубань, ты — наша Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ты, Кубань, ты наша родина»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально- коммуникативное развитие
Художественно- эстетическое развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Цель:
Формирование у детей нравственно-патриотических чувств, любви к малой Родине, знакомство с историческим прошлым родного края.
.
Задачи:
Публикация «Конспект ОС в старшей группе „Ты, Кубань, ты — наша Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Образовательные:
- Закрепить и обобщить знания детей о нашей Родине (познавательное развитие);
- Познакомить с особенностями одежды, жилья и быта казаков (познавательное развитие);
- Расширять словарный запас детей (социально- коммуникативное развитие);
- Закрепить навык координации пения и движений при исполнения частушек (художественно- эстетическое развитие).
2. Развивающие:
- Развивать интерес к историческому прошлому (познавательное развитие);
- Продолжать развивать умение правильно излагать свои мысли (речевое развитие);
- Развивать двигательную активность детей (физическое развитие).
3. Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви к своей Родине, к своему родному краю (социально- коммуникативное развитие);
- Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми (социально- коммуникативное развитие).
Методы и приемы:
Наглядные: Рассматривание иллюстраций, предметов одежды и быта казаков. Хороводная игра.
Словесные: Беседа по теме. Чтение стихов, загадок, пословиц.
Практические: Исполнение частушек.
Предметно- развивающая среда:
Иллюстрации (кубанские блюда, хлеб- соль, рушник, обруч с ленточками, бубен, ноутбук, диск с записью гимна, кубанских частушек и песен.
Словарь: Гимн, саман, рушник, черкеска, газыри, шаровары.
Предварительная работа:
Беседы о стране, о родном крае, в котором мы живем. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о малой Родине. Выставка рисунков, посвященных Кубани.
Детская деятельность:
Двигательная: Физкультминутка.
Игровая: Хороводная игра.
Коммуникативная: Вопросы воспитателя к детям: Что такое Родина? Как называется край, в котором мы живем? Кто живет на Кубани? Беседа о особенностях быта казаков.
Ход НОД:
Дети приглашаются в кубанскую комнату
(Звучит песня- гимн «Ты, Кубань, ты наша Родина!»)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем эта песня?
Дети (в дальнейшем предполагаемые ответы и действия детей) : О Родине.
Воспитатель: Молодцы! Эта песня написана более ста лет назад Константином Образцовым, войсковым священником. Сначала песня исполнялась в небольшом кругу фронтовиков. А позднее она стала гимном нашей малой Родины. Давайте и мы сегодня поговорим с вами о нашей стране, нашем родном крае, в котором мы живем. Кто хочет, устраивайтесь поудобнее. Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина- это страна, в которой мы живем.
Родина- это наш край.
Родина- это наш дом.
Родина- это наш детский сад.
Воспитатель: У каждого жителя Земли своя Родина- это то место, где он родился и живет. Как называется наша Родина? Лида, как называется наша Родина?
Дети: Россия.
Воспитатель: Хорошо! Ребята, у каждого человека есть малая Родина. Как называется край, в котором живем мы?
Дети: Краснодарский край.
Воспитатель: Правильно, Маша, мы живем в Краснодарском крае. Еще наш край называют просто - Кубань, по имени реки, которая протекает через всю ее территорию. Какое замечательное место наша Кубань. Я прочитаю вам несколько строк из стихотворения кубанского поэта Виктора Подкопаева, в которых он прославляет наш край:
Посмотрите вокруг-
Зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба,
Зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
А вот гимном Кубани является песня, которую мы услышали с вами. Ребята, а вы знаете, что такое гимн? Артем, как ты думаешь?
Дети: Гимн- это песня, это музыка.
Воспитатель: Гимн- торжественная песня в особых, значимых случаях. При исполнении гимна все встают, мужчины снимают головные уборы. Поэтому мы с вами должны помнить об этом. Ребята, а кто живет на Кубани?
Дети: Казаки.
Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте себе, что мы перенеслись в прошлое. Представили? Открывайте. И вот мы в избе казаков.
(Дети рассматривают). А как называлась такая изба?
Дети: Хата.
Воспитатель: Верно. А из чего строились хаты казаков?
Дети: Из самана.
Воспитатель: Да, верно. Саман- это кирпич из глины с примесью соломы. А как вы думаете, чем покрывали крышу?
Дети: Соломой или камышом.
Воспитатель: Молодцы! Хата казака делилась на 2 половины: малая хата и великая хата. В малой- находилась печь, за ней кровать, длинные деревянные лавки, стол. В великой- мебель для посуды и одежды, сундуки. На стенах висели семейные фотографии и изображения святых, покрытые рушниками. А что такое рушник?
Дети: Рушник- это ткань. Рушник- это полотенце.
Воспитатель: Да, рушник- это вышитое полотенце. (показ рушника). Вот так выглядела хата казака. Здесь они встречали гостей. Встречали- хлебом и солью. (показ) Хозяйка готовила много вкусных блюд: блины, пироги с капустой. Из напитков предлагали чай. но вместо заварки- калина или фруктовые веточки. (показ иллюстраций) Собираясь вместе, казаки любили петь и танцевать. Какие казачьи песни вы знаете?
Дети: «Варенички», кубанские частушки.
Воспитатель: Правильно. И сейчас Катя и Миша исполнят нам частушки. (звучит музыка (приложение 1)
Может, кто из вас хочет потанцевать? (дети выходят из кубанской комнаты и танцуют) Гриша, Полина выходите к нам, не стесняйтесь.
Воспитатель: Устали? Давайте немного отдохнем. И попробуем отгадать загадки:
1. Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе славы. (Казаки)
2. Шесть ног, две головы, а хвост один. (Казак на коне)
3. Крепка, звонка, да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)
Рано утром казаков будит петух, он взлетает на плетень, хлопает крыльями и кричит «Ку-ка-ре-ку!» Давайте поиграем, но сначала выберем считалочкой водящего, который должен узнать петушка.
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
Раз, два, три,
А водить-то будешь ты! -Глеб, ты будешь петушком, будь внимательным!
Физкультминутка: «Петух»
Дети стоят в кругу, повторяют слова:
Утром кто зарю встречает,
Песни звонко распевает,
Казакам спать мешает?
Воспитатель указывает на ребёнка, выбранный петушок кричит «Ку-ка-ре-ку», а водящий отгадывает, чей голос услышал
Воспитатель: Издавна в народе повелось ходить в гости в самой нарядной, красивой
одежде. Кубанский костюм складывался веками. (показ костюма)
Черкеска- это русское название верхней мужской одежды из сукна, без ворота, с широкими отворотами на рукавах. На груди черкески находятся газыри- специальные кармашки для патронов. Шаровары- широкие штаны, для удобства езды на лошадях. На ногах носили высокие чёрные сапоги, а на голове шапку-папаху. Кинжал и саблю казаки крепили к поясу.
Женский костюм шили из цветного ситца, шёлка или бархата. Пышную юбку снизу украшали оборками или кружевом, а однотонные яркие кофты- тесьмой и вышивкой. На голове заплетали косы. Девушки повязывали ленты, а женщины носили яркие кружевные платки, на ногах носили полусапожки. Вот какие костюмы носили наши предки.
Ну а сейчас выясним, знаете ли вы пословицы и поговорки. Я буду начинать пословицы, а вы заканчивайте.
Терпи казак, (атаманом будешь).
Без атамана казак (сирота).
Не всем казакам в атаманах (быть).
Атамана из плохого казака (не получится).
Казаков мало (не бывает).
Казак молчит, а все (знает).
Казак голоден, а конь его (сыт).
Казак и в беде (не плачет).
Житье собачье, зато слава (казачья).
Казак без коня – что солдат (без ружья).
Воспитатель: Молодцы, настоящие казаки! Ребята, а хотите поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто желает, подходите в хоровод. И подумайте, в какую игру поиграем (предлагаю на выбор одну из игр «Карусели» или «Заря- Заряница»)Рома, не хочешь сейчас с нами играть? Тогда пойди займись своим делом, но не мешай другим.
Хороводная игра (Приложение 2)
Воспитатель: Вы, ребята, сегодня все большие молодцы! Ну что вам понравилось? Интересное получилось у нас путешествие в прошлое! Но нам пора обратно в будущее.
Степь родная, край безбрежный
Вдаль течет река Кубань.
Сердцу дорог милый, нежный
Отчий край- моя Кубань!
Открываем глаза.
Приложение 2
Игра «Заря- Заряница»
Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.
Заря-заряница, Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.
Игра «Карусель»
В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.
Дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу).
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг)
Приложение 1
Частушки.
1. Мы- кубанские ребята
На Кубани мы живем.
Мы кубанские припевки
По- кубански пропоем.
2. Говорят, что я певунья
Это правда, не таю.
Много песен я пропела.
Еще больше пропою.
3. Я плясал на три ноги,
Потерял я сапоги.
Оглянулся назад-
Сапоги мои лежат.
4. Мы частушки вам пропели,
И старались от души.
Хороши наши частушки,
Чем же мы не хороши?