Светлана Михайленко
Открытое занятие для детей подготовительной группы «Ты, Кубань, ты наша Родина!»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Художественная деятельность» (конструирование, «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цели деятельности педагога: познакомить детей с названием Кубань и столицей края Краснодаром, рассказать, кто живет на Кубани; дать понятие «казаки» и «казачки»; выделить; закрепить в речи новые слова; воспитывать любовь к родному краю; развивать гармоничность движений; воспитывать умение работать в коллективе, соблюдать элементарные правила игры, ориентироваться в пространстве.
Публикация «Открытое занятие для детей подготовительной группы „Ты, Кубань, ты наша Родина!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Программные задачи:
1. Знакомство детей с жизнью и бытом Кубанского казачества.
2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
3. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к малой Родине.
Словарная работа: Кубань, Краснодарский край, столица – Краснодар, станица Темиргоевская, кабица, коромысло, ухват, рубель, бешмет, черкеска, газыри, переселенцы, река Кубань, Лаба, Чамлык, Черное море, Азовское море.
Предварительная работа: разучивание физкультминуток, пальчиковых
гимнастик, посещение мини – музея.
Материалы: мини – музей «Комната казака», кубанские костюмы–демонстрационный материал, развивающая игра «Сложи узор» Б. П. Никитина, макет казачьего подворья.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:
Проявляет интерес к истории Кубанского казачества, бережно относится к музейным экспонатам, архитектурным памятникам, с удовольствием участвует в играх, активен в диалоге с педагогом, соблюдает правила игры, ориентируется в пространстве.
Содержание организационной деятельности детей.
1. Создание игровой мотивации.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада, встречи с вами! Посмотрите, что я вам принесла. (Ответ детей)
Правильно – это книга, но книга не простая, а волшебная. Я сейчас открою ее страницу, и мы с вами отправимся в далекое прошлое «Путешествие в историю кубанских казаков».
На краю Руси обширной
Вдоль кубанских берегов
Проживает тихо, мирно
Войско кровных казаков.
Много лет войску Кубанскому,
Много лет и казакам,
Атаману войсковому
И станицам, городам.
Это стихотворение о нашей земле, которая называется Кубанью, и о казаках, которые жили здесь, в давние времена.
Древняя земля Кубани раскинулась с севера на юг. Здесь есть и равнины и холмы, горы, моря, реки (рассказ сопровождается показом цветных иллюстраций).
-Как называется самая большая река на Кубани? (ответы детей)
Самая большая река так и называется – Кубань-матушка.
-А сколько морей на Кубани? (Черное и Азовское)
-А скажите, пожалуйста, как называется наша станица? (Темиргоевская).
-Какие реки протекают в нашей станице? (Лаба, Чамлык)
А сколько больших и красивых городов на нашей земле! Кубанскую землю называют жемчужиной России!
-Дети, а как называется столица Краснодарского края? (Краснодар).
2. Физминутка «Все захлопайте в ладоши».
Все захлопайте в ладоши - Хлопать в ладоши.
Дружно, веселее.
Ножки, ножки, застучите - Топать ногами.
Громче и быстрее.
По коленочкам побейте - Хлопать по коленям.
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимите - Поднимать руки вверх.
Выше, выше, выше.
Повертитесь, покружитесь - Кружиться на месте.
И остановитесь.
Давно, еще в древности, Кубань заселяли переселенцы с Украины – Запорожские казаки, с Дона – донские казаки
-Кто объяснит слово «переселенцы»? (ответы детей).
В 1792 году царица Екатерина Вторая (демонстрация портрета) подарила Черноморскому казачьему войску кубанские земли от Тамани до устья Лабы. Казакам, поручалось охранять южные границы России. Переселившись на Кубань, они достойно несли службу. В знак благодарности казаки назвали свой «войсковой град» именем Екатерины –Екатеринодар.
Казаки при устройстве своих станиц придерживались старых традиций, создавая свои курени вблизи степных рек, на удобных для скотоводства и земледелия участках.
По преданию войскового начальства, селения застраивались прямыми широкими улицами с центральной площадью и собором посередине.
В целях обороны, селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Станица охранялась караулом. (переходим к макету «Подворье казака»)
3. Пальчиковая игра «Хата на горе».
На горе мы видим хату. Сложить домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – «крыша дома».
Много зелени кругом: Сделать волнообразные движения руками.
Вот деревья, вот кусты, Изобразить деревья и кусты
Вот душистые цветы. Сделать из ладоней «бутон».
Окружает все забор. Изобразить забор
За забором – чистый двор Погладить ладонями воздух
Мы ворота открываем, Изобразить открывающиеся ворота
К хате быстро подбегаем, Пальцы «бегут».
В дверь стучимся тук-тук –тук. Изображаем стук в дверь
Кто-то к нам идет на стук? Приложить ладонь к уху, как будто прислушиваться.
В гости мы к друзьям пришли Распахнуть руки для объятий.
И гостинцы принесли. Вытянуть руки вперед, предлагая гостинцы
Из-за хаты появляется Домовенок.
-Здравствуйте, ребята! Милости прошу! Я подворье казака вам покажу. Слушайте внимательно и все запоминайте обязательно.
Скажите мне, пожалуйста, из каких построек состояло подворье казака. (Ответы детей)
Казачье подворье состояло из: хаты, летней печи (кабица, колодца и хозяйственных построек.
Ребята, а какие хозяйственные постройки вы знаете, и какие домашние животные в них проживали? (Ответы детей).
Сарай для: кур, гусей, индюков, уток. Хлев для: коров, овец, коз.
Конюшня для лошадей. Саж для свиней. Погребок для хранения продуктов, баня.
Овин–хозяйственная постройка, в которой сушили снопы зерна перед молотьбой.
Если казак был богатый, то он имел одну или несколько ветряных и водяных мельниц.
На Кубани строились мазанки, курени, избы, хаты. Я вас познакомлю с хатой.
4 .Динамическая пауза.
Из бревен рубили избу мужики,
Один лишь помощник- топор,
Но древние избы и ныне крепки
И славен на ставнях узор.
Хату строили из самана или она была турлучная (набивная). Делали каркас из досок и бревен, который «набивали» глиной с соломой.
Хату обмазывали с обеих сторон глиной.
Все постройки рублены топором от начала до конца строительства. Пилу и гвозди совсем не применяли, потому что дом считался малой семейной церковью. Пол в хате был глиняный или земляной. Крыша делалась из камыша, соломы и обязательно вся хата белилась. Хату огораживали плетнем, тыном (сплошной деревянный забор). Хату не замыкали. Если хозяев не было дома, то на забор вешали кувшин.
-Ой, ребята, а на двери висит замок-чудак.
5. Пальчиковая гимнастика
«Замок-чудак»
На двери замок-чудак. Пальцы сцеплены в «замок».
Не открыть его никак Несколько раз
Я его и так, эмоционально
Я его и сяк и с ускорением
Я его туда, выворачивать «замок»
Я его сюда. в разные стороны.
Ну, никак не открывается! Выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок».
Вынул связку я ключей – Энергично встряхивать кистью
Ну-ка пальчик, поскорей! Поочередно начиная с мизинца,
Этот ключик не подходит. крутить пальцы одной руки
Этот ключик не выходит, в кулачке другой;
Этот ключ не открывает, безымянный и указательный пальцы
Этот ключ не вылезает. «застревают в замке».
Этот ключик - от сарая. Поднять большой палец вверх.
Дверка, миленькая, откройся! Развести руки в стороны.
-Входите, пожалуйста!
(Открывается занавес, перед детьми появляется имитированная комната хаты казака).
Вот мы с вами ребята, в хате казака.
Центральным, святым местом в кубанском жилище был «красный угол», где располагалась «божница» состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, бумажными цветами и стола – «угольника». Он располагался в правом восточном углу хаты.
В божнице хранились предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные кольца, пасхи, записи молитв, обручальное кольцо мужа. Иконы ставили на угольные полочки, которые крепили при помощи деревянных чопиков.
Посреди хаты стояла большая печь, по диагонали по отношению к «красному углу».
-Как вы думаете, для чего нужна была печь? (Ответы детей).
В переднем углу под образами стоял стол, накрытый белой скатертью.
-Какой посудой пользовались казаки? (Ответы детей).
Из чего состояла домашняя утварь? Это были: ступы с пестиком, блюда, ложки, чашки, кувшины для вина, макитры, махотки, глечики для хранения молочных продуктов, чугуны разных размеров, ухват для того, чтобы ставить в печь чугуны и доставать из печи с готовым блюдом, самовар, деревянные ведра, бочки, корзины.
6. Дидактическая игра «Чего не стало?» (Педагог прячет, какой ни будь предмет домашней утвари, а дети отгадывают).
В сундуке хранилась одежда (Демонстрация одежды).
-Что это? (Ответы детей).
Костюм казака состоял из военной формы и повседневной одежды. Военная форма состояла из: черкески, на груди черкески нашивали подкладку для газырей – место хранения патронов, бешмета – нижней рубашки самых разных расцветок, шаровар, головного убора –кубанки.
Оружие казака: сабля, шашка, кинжал, винтовка.
Рубаха – основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди.
Верхняя одежда: шинели, шубы, бурки.
В свободное от работы время женщины занимались рукоделием. Они вышивали, вязали, пряли пряжу, ткали на ткацких станках холсты, плели дорожки. Украшали одежду цветами со стеблями, птицами, ромбами, квадратами, волнами, зигзагами, кругами.
7. Пальчиковая гимнастика.
Нитку тянем, отрываем
И в иголку продеваем
Будем шить рушник мы мишке (2раза)
И сошьем ему штанишки.
-Ребята, а давайте выберем узоры для вышивки.
8. Развивающая игра Б. П. Никитина «Сложи узор».
Ребята, а отгадайте загадку.
Не земледелец,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Конь)
Большим помощником и другом был конь. Он участвовал в военных действиях и помогал по хозяйству.
9. Подвижная игра «Кузнецы».
Дети становятся в круг и по считалочке выбирают ведущего.
Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой,
Кто того коня поймает
С нами в салочки играет.
Ребенок, который вышел по считалочке – «конь», а остальные дети «жеребцы». Они подходят к «кузнецу» и произносят такие слова:
Эй – кузнец – молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять.
«Кузнец» отвечает:
«Отчего не подковать?
Вот гвоздь, вот – подкова
Раз, два – и готово!»
«Жеребцы», на слова «готово» убегают, а «кузнец» их ловит.
-Ну, вот и все ребята, нам пора покидать хату.
10. Рефлексия.
Ребята, вам понравилось путешествие с Домовенком? Что вы узнали нового, необычного? А что вам было знакомо?
До свидания, до новых встреч!