Гузель Кутлубаева
Конспект организованной образовательной деятельности «Эта удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 182 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности
с использованием технологии «Ситуация»
На тему: «Эта-удивительная соль»
Образовательная область
«Познавательно-исследовательская»
Подготовила и провела воспитатель:
Кутлубаева Гузель Хакимовна
Уфа-2020г.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Эта удивительная соль“» размещена в разделах
Тема «Эта удивительная соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и показать на практике использование соли, как средство для творчества.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Работа над словарем: кристаллизация, минеральное вещество, соледобывающий комбайн, спелеотерапия.
Приемы, используемые для руководства деятельностью детей :
Мотивация: сюрпризный момент, использование игр, загадок, показ иллюстраций, комментирование, опыты.
Активизация детской деятельности : беседа, создание развивающей среды, дидактические игры, показ иллюстраций, постановка проблемного вопроса, решение загадки и т. д.
Организация практической деятельности : показ иллюстраций, комментирование, использование игры, загадки, выполнение заданий.
Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, ситуация выбора, двигательная пауза, смена видов деятельности.
Оценка деятельности детей, активизация самооценка: поощрение, похвала, анализ, самооценка; активность участия в познавательной деятельности; самостоятельность в выполнении поставленных задач; взаимодействие со сверстниками и взрослым; сопереживание; эмоциональность; проявление волевых усилий; умение дать оценку своим действиям и действиям своих товарищей.
ППРС для ООД (материал и оборудование) :
Раздаточный материал и оборудование:
Ноутбук, посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, две половинки картофеля, одноразовые стаканчики, трубочки, подносы с солью для рисования, влажные и сухие салфетки.
Деятельность детей в ООД : познавательная, познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, художественно-эстетическое.
Планируемые результаты:
Личностные: умения детей действовать самостоятельно, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослым, воспитание нравственных качеств.
Интеллектуальные: развитие интереса; развитие понимания о свойствах, значении и функциях соли.
Физические: формирование общей культуры поведения и потребности в ЗОЖ.
Коммуникативные: расширение и активизация словарного запаса.
Ход образовательной ситуации.
Организационный момент :
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И к гостям здороваться пойдём!
Здравствуйте!
1. Введение в ситуацию.
Ребята, посмотрите, к нам принесли сегодня посылку. Какие-то мешочки в ней, что же это может быт! Хотите угадать, что же это? (Да) А сможете? (Да)
Как же нам угадать, что в них спрятано не открывая мешочки, как вы думаете? (потрогать, пощупать, понюхать)
2. Актуализация знаний.
А в коробочке еще, что то лежит. Это загадка. Может она даст нам подсказку, что спрятано мешочках?
Отдельно - я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище — каждому нужна.
Откройте мешочки. Что там? (соль)
3. Затруднение в ситуации.
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопросы:
«Где люди используют соль?», «А какая бывает соль?» «Как добывают соль?» - А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (да)
Сейчас мы это узнаем.
4. Открытие нового знания.
Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение». - Наша планета очень богата солёными место рождениями.
Люди научились добывать соль различными способами
Соль – полезное ископаемое, природный минерал. Соль бывает каменная (ее еще называют ГАЛИТ, морская и поваренная (Слайд).
Педагог показывает все виды соли из мешочков.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. (Слайд)
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. (Слайд)
Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. (Слайд)
Так же соль добывают в соляных шахтах при помощи соледобывающих комбайнов (Слайд). Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. (Слайд)
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд).
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Это называется спелеотерапия. (Слайд).
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. (Слайд)
Физминутка:
Быстро встаньте – улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь
Сели – встали
И на месте побежали.
5. Включение нового знания в систему знаний детей.
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью :
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами емкость с солью. Давайте мы её рассмотрим
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
- А как вы думаете, какой запах у соли? Давайте понюхаем ее.
«Соль сыпучая, без запаха»
Возьмите трубочки. Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов (Дети фиксируют вывод в картах наблюдения)
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, возьмем ложки, и надавим сухой ложкой на соль. Что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст. (Дети фиксируют вывод в картах наблюдения)
Опыт № 3: «Соль поглощает воду» Налейте на соль ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? (Соль впитала воду)
Воспитатель: значит, соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)
Вывод: Соль растворяется в воде. (Дети фиксируют вывод в картах наблюдения)
Опыт № 4. «Плавающий картофель».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычный картофель. Возьмем один картофель и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (картофель не тонет).
А теперь возьмем второй картофель и опустите его в стакан с водой, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (картофель утонул).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде, картофель не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде, легче плавать). (Дети фиксируют вывод в картах наблюдения)
Физминутка:
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети встали со стульчиков рядом со столами. Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Отдохнули, возвращаемся в нашу научную лабораторию
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
дети рисуют елку)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Как красиво у вас получается!
6. Осмысление.
-Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи.
-Какие опыты мы проводили?/ Мы растворяли соль в воде, сравнивали что в соленой воде картофель не тонет а в сырой тонет.
-Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли. --Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?