Ирина Гаврилова
Конспект организованной образовательной деятельности по экологии «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие проводилось в рамках «Всемирного дня воды" и было посвящено природному явлению "Круговорот воды в природе".
Составитель: воспитатель средней группы детского сада «Изумрудный город» МБОУ Металлплощадская СОШ Кемеровский район, д. Сухово
Гаврилова Ирина Семеновна.
Цель:
- развивать навыки пересказа литературного произведения по опорным иллюстрациям и познакомить детей с природным явлением «круговорот воды в природе».
Задачи:
1. Образовательные
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по экологии „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- в доступной форме познакомить с процессом круговорота воды в природе;
- учить детей отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;
2. Развивающие
- развивать внимание и память;
- развивать умение формулировать грамотные развернутые/краткие ответы на вопросы по содержанию текста;
- развивать умение запоминать и воспроизводить правильную последовательность событий в процессе круговорота воды в природе;
3. Воспитательные
- воспитывать умение внимательно слушать собеседника;
- воспитывать любовь к природе и мотивировать детей интересоваться явлениями, происходящими в природе, причинах их происхождения и их значении для окружающего мира;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, активность, мотивировать принимать участие в беседе.
Интеграция образовательных областей :
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: сказка «Ходит капелька по кругу»; иллюстрации к сказке на каждый этап, презентация (как вода помогает всему живому, иллюстрации «река», «облако», «дождь», «снег», «пар», «ручьи»; оборудование для воспроизведения аудиофайлов, проектор, большой экран.
Методика проведения.
Организационный момент :
Дети сидят за столами.
Воспитатель: Дети, вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня я хочу прочитать вам сказку. Но это не просто сказка, это сказка - секрет о том, какие чудеса происходят в природе с водой, но сначала я хочу вот что вам предложить: мы с вами очень часто моем руки и иногда не закрываем кран до конца. Давайте проведем эксперимент-чуть-чуть откроем кран, поставим графин и посмотрим потом сколько воды по капельке наберется в наш графин. (дети наблюдают за действиями воспитателя, который открывает кран так, чтобы вода капала по капельке в графин)
А теперь устраивайтесь удобнее и слушайте сказку. (включается музыка с шумом воды)
Основная часть:
Сказка «Ходит капелька по кругу»
Жила была капелька (показ слайда). Однажды она решила отправиться в путешествие по свету и понаблюдать за природой.
Сначала капелька превратилась в маленький ручеек и потекла по земле быстро-быстро (показ слайда с ручейком). Со временем ручеек становился всё шире и шире, всё больше и сильнее, и вскоре превратился он в большую речку (показ слайда с рекой). Речка не бежала уже так быстро, а текла медленно и важно, как течет настоящая полноводная река.
Вдруг ярко засветило солнце, и стало очень жарко (показ слайда с солнцем над рекой). Река высохла, и все капельки из реки превратились в пар (показ слайда с испарениями воды). Пар поднялся высоко-высоко в небо и превратился в облако (показ слайда с облаками).
Большое и пушистое облако долго летало по небу, гонимое ветрами, и стало ему грустно, захотелось ему на землю. Облако спросило у солнца: «Скажи, солнце, могу я вернуться на землю?» Солнце весело засмеялось и ответило: «Конечно! Я спрячусь, а ты беги на землю!»
Вдруг стало темно вокруг, загремел гром, засверкали молнии и из облака полил дождь (показ слайда с изображением дождя). Мелкие капельки воды весело танцевали в лужах, в траве, на листочках деревьев и с шумом барабанили по крышам домов. Природа была очень рада дождю: все деревья и кусты снова зашумели своими красивыми зелеными листиками, и цветы вновь зацвели, птицы запели веселые песни, люди и животные радостно закричали: «Спасибо тебе, дождик!» И снова по земле побежали быстрые и звонкие ручейки. Ручейки собрались вместе и превратились в большую и важную реку, реки побежали в моря и океаны (показ слайда с изображением моря). Там капельке снова стало скучно. Солнышко нагрело её, и превратилась она в пар, поднялась к небу, стала пушистым облаком, полетала немного над землей и снова вернулась на землю веселым дождиком. С тех пор капелька воды постоянно путешествует по земле, превращаясь в ручеек, потом в реку, потом становится паром и возвращается на землю каплями дождя.
Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка?
Дети: Да.
Беседа по содержанию с опорой на иллюстрации.
Воспитатель: как начиналась наша сказка?
Дети: Жила-была капелька.
Воспитатель: Правильно. Что же произошло дальше?
Дети: капелька решила отправиться в путешествие. Стала ручейком, а потом речкой.
Воспитатель: Верно. Что же дальше?
Дети: Появилось солнышко. И превратило речку в пар. Пар стал облаком.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Понравилось воде быть паром, ребята?
Дети: Да, но она заскучала по земле и попросилась обратно.
Воспитатель: Правильно. А как же капелька вернулась обратно на землю из облака?
Дети: Она стала дождиком и полила землю, растения, цветы.
Воспитатель: Дети, вы молодцы! Очень точно запомнили все приключения капельки. Давайте посмотрим, что у нас получилось: сначала капелька с подружками была ручейком, потом стала речкой, потом солнце превратило её в пар, пар стал облаком, пошёл дождь из облака, и капелька вернулась на землю. Дети, запомните, такие волшебные превращения воды называют круговоротом воды в природе. (показать слайд со схемой круговорота воды и проговорить еще раз все этапы)
Предлагаю вам посмотреть на картинки и сказать, описать, что вы видите здесь.
(показ иллюстраций «река», «облако», «дождь», «снег», «пар», «ручьи»).
Дети называют объекты природы : облако, вода, снег, дождь и т. д.
Воспитатель:
Дети, скажите, в каком состоянии бывает вода?
Дети: жидком, твердом, газообразном.
Воспитатель:
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда —
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее — вода.
Воспитатель: Мы сказку слушали внимательно, все запоминали и немножечко устали, давайте отдохнем. Вставайте в круг.
Физкультминутка.
На снегу косые тени. (подскоками двигаются по кругу)
Разгулялся день весенний (идут широкими шагами)
Тени длинными шагами
По сугробам ходят с нами.
Вдруг глубокие следы (идут высоко поднимая колени)
Стали полными воды.
Солнце топит снег и лед, (останавливаются, поднимают руки вверх,
А сосулька слезы льет. тянутся)
Стужа кончилась! Ура! (прыжки на носочках по кругу)
Нам весну встречать пора!
Дети возвращаются на свои места, садятся.
Воспитатель: Скажите, кому нужна вода?
Дети: растениям, человеку, животным (показ слайда со схемой «Вода нужна всем», где изображены человек, птицы, растения, животные, насекомые, рыбы)
Воспитатель: Правильно, и человеку, и животным, и растениям для жизни нужна вода. Ведь недаром есть такая поговорка-
«Где вода - там жизнь!»
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Давайте произнесем пословицу и хорошенько её запомним- где вода-там жизнь!
Воспитатель: Дети, посмотрите на слайды и скажите-где живет вода.
(показ слайдов-ручей, река, море, дети проговаривают эти слова,
А теперь давайте посмотрим, как вода нам помогает (показ слайдов гидроэлектростанции, рыболовные суда, пароходы). Каждый слайд педагог комментирует (вырабатывается электричество, ловят рыбу, перевозят людей и грузы)
Фоном звучит музыка со звуками воды.
Рефлексия:
Чтобы воды нам хватило надолго, её нужно беречь. Помните, мы поставили графин под капающий кран, давайте посмотрим, сколько набралось воды, пока шло наше занятие (посмотреть объем воды).
Вот видите, что происходит, когда мы плохо закрываем кран, водичка от нас по капельке убегает. Что нужно делать, чтобы вода оставалась с нами?
Дети: хорошо закрывать кран, беречь воду.
Воспитатель: Правильно, дети. Эту водичку мы выливать в раковину не будем. Как вы думаете, как мы можем ее использовать? (помыть пол, полить растения).
Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!