Юлия Смирнова
Конспект занятия по окружающему миру «круговорот воды в природе» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Круговорот воды в природе (занятие в старшей группе детского сада)
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора : продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота природы;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.
помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды : течёт, смачивает, тает, испаряется;
развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности;
Развивать внимание детей;
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы:
- Глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», «Времена года», -Для проведения опытов с водой: термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос.
Место проведения - групповое помещение.
Так выглядит наша планета Земля, нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле. О ней мы и будем сегодня с вами разговаривать.
- На нашей планете живет очень много людей, животных, растений и воды всем требуется тоже очень много. Как вы считаете, почему вода на нашей планете не кончается?
В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо.
(Демонстрация схемы круговорота воды в природе). Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется круговоротом воды в природе.
Сейчас я вам покажу опыт, а вы поможете мне сделать выводы.
(Перед опытом необходимо так усадить детей, чтобы всем было хорошо видно и предупредить их, что нельзя покидать своё место во время опыта).
Опыт №1 "Определение цвета воды”
- Какого же цвета вода?
Поставьте перед ребенком стакан с
водой и попросите сказать, какого она
цвета
Опыт №2 "Определение прозрачности воды”
- У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком.
Давай посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?
(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой?
(Ее будет видно.) вода – прозрачная.
Опыт №3 "Определение запаха воды”
- Какой запах имеют цветы? Духи?
(приятный, цветочный, сладкий и т. д.)
-А теперь понюхай воду. Имеет ли она запах? (нет)
Опыт №4 "Определение вкуса воды”
-Какая соль на вкус? (соленая)
- - Лимон? (кислый)
- Попробуй воду на вкус. Какая она? (без вкуса)
Опыт № 5 "Определение формы воды”
- Посмотри, у меня в стакане вода, если я перелью в тарелку такое же
количество воды, что изменится?
(вода принимает ту форму, в которую ее переливают, вода растекается)
- Так имеет ли вода определенную форму? (нет)
Физминутка.
А сейчас мы с тобой немножко отдохнем. Мы
превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода
находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень
плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давай и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком
льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся
за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за
руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек
бежит весной. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее
молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши
руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
- Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле?
Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода. (иллюстрации)
Правильно на Земле вода содержится во многих водоёмах морях и океанах, реках, ручьях, болотах и прудах.
В морях и океанах вода солёная.
Как вы думаете, можно её пить?
Конечно, нет. А какую воду пьём мы?
Не солёную.
Да, не солёная вода- это пресная, она есть в реках, озёрах, прудах.
После очистки люди эту воду используют.
А теперь, скажите, откуда мы с вами берём воду? (из крана).
Как вода попадает к нам в квартиру? (по трубам).
Вода в наши квартиры поступает со станции очистки. На эти станции вода попадает из рек, озёр, подземных водохранилищ.
Каждый водоём это живой организм. В нём живут, развивают, рождаются и умирают растения и животные.
Изменение воды связано с деятельностью человека. Люди берут из водоёмов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязнённую, испорченную, в которой уже не могут жить рыбы.
Иногда люди, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают остатки пищи, бумагу, стёкла, банки из под консервов.
Всё это вредит жизни водоёмов, они заболевают, вода в них становится грязной, отравленной, в ней погибают растения и животные.
Даже купаться в такой воде нельзя, можно заболеть.
Поэтому загрязняя водоемы и больше и меньше - люди вредят, прежде всего самим себе. Они получают меньше чистой воды. Поэтому нам особенно надо ценить чистую воду.
К воде надо относиться бережно, экономно, всегда закрывать кран, зря не лить, не засорять ручьи и реки.
Ребята как вы думаете, что нужно делать, чтобы водоёмы не загрязнялись.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!