Валентина Пруссакова
Конспект занятия «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Круговорот воды в природе».
Задачи: Закрепить знания о различных агрегатных состояний воды, показать переход из одного состояния в другое (вода, пар, лед).
Развивать причинное мышление через ознакомление с законами функционирования природных явлений.
Воспитывать умение совместно решать творческую задачу, уважая мнение товарища.
Методические приемы: Игра «Наоборот», решение исследовательских и изобретательских задач, ММЧ, обследование объектов с помощью различных органов чувств.
Публикация «Конспект занятия „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: Таз со снегом, электрический чайник, маленькие зеркала, кусок льда, кусок стекла.
Предварительная работа: Наблюдения за снегом, водой, льдом, рассматривание и вырезание снежинок.
Проведение опытов: замораживание воды, таяние снега, наблюдение за тем, что легче, вода или лед, наблюдение за испарением горячей жидкости и пр. Чтение: ж. «А почему?»,№ 12,1993г., «От чего снежинки разные», «Что за дивные пушинки», кн. «Холод» Майкл Канцер, кн. «Почему в мороз лопнула бутылка с лимонадом?», «Почему кипящий чайник стучит крышкой?», «Мороз» и др., детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» и др.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Загадка: «Бегу я с кручи,
Летаю в туче,
На землю гряну,
Как камень стану» (вода)
-Докажите, что это вода ( при затруднении детей использую наводящие вопросы: А когда вода бывает как камень? Когда летает в туче? А бежит с кручи?
-А какая еще бывает вода? (быстрой, холодной, горячей, сильной, колючей, сладкой, солёной и пр.).
( Как вариант: игра «Наоборот». Воспитатель называет одно свойство воды, дети- противоположное).
-Ребята, а хотите я вам расскажу сказку, а вы будете помогать мне ее рассказывать.
-«Жил-был ветер «Ветрило». Однажды зимой сидел он на еловой ветке, дрожал от холода и думал: «Какая зима длинная, скучно смотреть на снег с утра до вечера, то ли дело зеленая травка. А что если устроить дождик? Хороший ливень сразу смоет снежное покрывало. Только как же мне доставить сюда побольше воды, ведь рук у меня нет и умею я только дуть?»
-Ребята, давайте поможем ветру доставить побольше воды. Как он сможет доставить воду, ведь вода должна быть, чтобы смыть снег и ее не должно быть, т. к. у ветра нет рук. (Решение противоречия).
КОНТРОЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Тучи, которые ветер пригонит.
-А откуда ветер может пригнать облака? Где их больше всего? (Над морем).
-Так он и сделал. Пригнал огромную в пол неба тучу, из сил выбился, сел на любимую ветку отдохнуть, а пока он сидел, увидел его тучу Мороз-Морозило, потрогал ее и обрадовался: «Сейчас такую метелицу соорудим!»
-Как вы думаете, как Морозило из тучи метелицу сделает? Ведь она дождевая (охладит ее и из пара образуются снежинки). ММЧ
-Очень удивился ветер Ветрило, когда из тучи вместо дождя снег повалил. Ну, да ладно, решил он, раз не получилось снег смыть водой, попробую его растопить.
-Как вы думаете, сможет ли ветер растопить снег? Как? А сможет ли сам без посторонней помощи? Вы можете растопить снег, который у вас на тарелочках? Не трогая его руками? Как? (подуть). ММЧ
-А почему снег тает от того, что вы на него дуете, ведь на улице мы с вами много раз наблюдали в ветреную погоду снег не тает. Значит, какой должен быть ветер? (теплый, влажный).
-Так и сделал наш ветер, целый день трудился, немного осталось до травки, решил, что на утро закончит свою работу, а когда он вернулся на утро, то что он увидел? (Лед) А откуда он взялся? ММЧ
-Смотрит ветер и думает: «Что же это такое, то стекло кто огромное принес, то ли каток кто залил?»
-Как можно определить, что это стекло или лед? Посмотрите, вот на эти тарелочки, как узнать, на которой из них лед, на которой стекло? (с помощью глаз можно это сделать). Подождать и лед начнет таять, с помощью рук- потрогать, но у ветра нет рук, как быть? Подлететь – и можно почувствовать, что ото льда идет холод.
-Видит ветер, что напрасно он трудится, видимо всему свое время и решил весну дожидаться, а чтобы не скучно было, вылепил двух снеговиков, но они были похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому на одного из них он надел рогожку. Очень весело было Ветриле со снеговичками, они катались по льду и смеялись. Услышал их зайка, прибежал из леса, захотел познакомиться со снеговичками, но только он ступил на лед! Что произошло? (упал). Почему? Как же быть зайцу?
-Лед должен быть скользким, чтобы можно было кататься и не должен, чтобы подойти к снеговикам.
На лапах или на льду должно быть что-то, что препятствует скольжению (для решения используется принцип посредника).
КОНТРОЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Заяц использует вещественные ресурсы ближайшего окружения- ветки, снег и пр.
-Но вот, стало пригревать солнце и что стало происходить со снеговиками? Снеговики стоят у дорожки, один –«нагишом», другой в рогожке. А ну, Почемучка, кто угадает: Какой снеговик самый первый растает? (тот, который без рогожки, т. к. рогожка будет задерживать проникновение воздуха. Растаяли снеговики, вместо них две лужицы остались. «Ничего»,-думает ветер-«Я в них буду кораблики пускать».
-Однажды пришёл Ветрило к своим лужицам, а от них и следа не осталось. Куда подевались лужицы? (можно показать испарение воды- капнуть на ладошку из пипетки каждому ребёнку и посмотреть, что станет с капельками через некоторое время).
-Мы, продемонстрировали испарение воды на кипящем чайнике. Куда поднимаются мельчайшие капельки воды? Что с ними произойдёт потом? Почему (предложения детей).
-Подтверждаем ответы детей экспериментально: над кипящим чайником помещаем стекло, наблюдаем, как капли конденсируются, затем начинают падать. Что получилось? (дождик).
-(Моделируем с детьми этот процесс с помощью маленьких человечков).
-Вот и в нашей сказке улетели из лужицы маленькие капельки, пристроились на ближайшей тучке и с высока на землю посматривают. Увидели своего знакомого ветра и прыгнули с высоты на землю, ветер спрятался под раскидистую ель и наблюдал за первым весенним дождём, а когда дождь закончился, выбрался из своего убежища посмотреть на мир и увидел, что травка подросла, листочки распустились, а в небе вместо большой тучи маленькое облачко осталось.
-Только не мог он, как ни старался найти воду, которая дождём выпала.
-Как вы думаете, куда она подевалась? (в землю впиталась, растения выпили, испарилась, в речку стекла и т. п.).
-Правильно, ребята, вода постоянно движется и никогда не исчезает бесследно: она в виде маленьких капелек улетает на облако, выпадает на землю в виде дождя, снега, града, на земле находится в речках, озёрах, океанах, растениях и так без конца. Это явление называется- круговорот воды в природе.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Нарисовать картину «Путешествие капельки по временам года».