Елена Осипова
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Малые формы фольклора — пословицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством - малыми формами фольклора - пословицами.
Учить осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок, составлять по ним небольшие рассказы, отражающие это значение.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи „Малые формы фольклора — пословицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Формировать художественно-речевую деятельность. Развивать память, воображение, образное мышление, умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству: умение слушать рассказы своих товарищей и оценивать их.
Материал и оборудование :
Рассматривание иллюстраций к пословицам, беседа о смысловом содержании пословиц, рисование рисунков к пословицам, дидактическая игра "лето в пословицах"
Ход:
(Обратить внимание детей на гостей, пришедших на занятие)
-Дети мы с вами знаем много фольклорных жанров : это и загадки, и считалки, потешки, скороговорки. Но сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в мир пословиц.
"Без пословиц не проживешь" - точно и справедливо сказано русским народом.
-Что такое пословица? (Это короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо, она точно высмеивает недостатки людей).
-Чему нас учат пословицы? (Они нас учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию, справедливости, уважению к своим близким).
-Пословица - это меткое выражение, в которых кратко, но точно высмеиваются недостатки людей, в них отразились все стороны человеческой жизни (труд, учеба, дружба).
-Вы уже знаете много разных пословиц, иллюстрации помогут вам вспомнить некоторые из них. Посмотрев на иллюстрацию, назовите пословицу и объясните её смысл.
-"Правду как не прячь, она все равно наружу выйдет".
(всегда нужно говорить правду, обманывать нельзя, тайное всегда становится явным).
"Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей"
(дружба очень важна, не меняйте дружбу ни на что, 100руб. исчезнут после первого похода в магазин, а друзья останутся навсегда).
"Ученье свет - а не ученье тьма"
(нужно стремиться учиться в любом возрасте, если человек не учится, не пополняет свой кругозор, он находится как-бы в темноте, изолированным от других).
"Семь раз отмерь - один отрежь"
(прежде чем что-то сделать, принять решение, нужно хорошо подумать и сделать правильный выбор).
"Нет друга не ищи, а нашел - береги"
(настоящего друга найти не легко, но если ты нашел его, то береги, помогай, защищай его).
"Хочешь есть калачи не сиди на печи"
(если будешь работать, то будешь жить лучше, труд украшает человека).
-Молодцы дети, хорошо справились с заданием, точно раскрыли смысл всех пословиц.
А сейчас давайте поиграем. Я порошу вас пройти и встать в круг, игра называется "закончи пословицу". Я буду говорить начало, а вы должны закончить пословицу, передавая мяч друг другу.
-Что с воза упало, то (пропало)
-Век живи. (век учись)
-Один в поле… (не воин)
-Дело мастера (боится)
-Не надобен клад (когда в семье лад)
-Когда я ем… (я глух и нем)
-Утро вечера (мудренее)
-Слово не воробей… (вылетит не поймаешь)
-При солнышке тепло… (при матушке добро)
-Что посеешь… (то и пожнешь)
Молодцы, все были внимательными, приходите, садитесь.
Дети я предлагаю вам разыграть лотерею. Кто из вас достанет из мешочка красный шар, тот будет составлять рассказы по пословицам, а те, кому, достанется
желтый шар, будут внимательно слушать рассказы своих товарищей и оценивать их.
(Воспитатель по очереди выставляет на доску иллюстрации к пословицам : "Любишь кататься, люби и саночки возить", "Делано наспех - сделано на смех",
"За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь", "Без труда не поймаешь и рыбку из пруда", "Яблоко от яблони недалеко падает", "Семеро одного не ждут").
-Дети, чей рассказ вам понравился больше? Объясните свой выбор?
Мы сегодня с вами хорошо поработали, вы внимательно слушали друг друга, составляли рассказы по пословицам и оценивали их.
Я рада, что вы понимаете смысл пословиц и очень хотела бы, чтобы вы думали, прежде чем что-то сказать или сделать.
Наше путешествие я хочу закончить пословицей, смысл которой вам тоже понятен "Сделал дело - гуляй смело".