Наталья Суфиянова
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация содержания программы в образовательных областях :
«Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Цели деятельности воспитателя : Образовательные : расширять представления детей о птицах, закрепить название зимующих птиц, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению, дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.
Развивающие : развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
Словарная работа: зимующие, перелетные птицы, кормушка.
Материал и оборудование: ноутбук, презентация «зимующие птицы», картинки с изображением зимующих птиц, корм для птиц : крупа (пшено, семечки подсолнуха, тыквенные семечки, кормушки, символическое изображение севера и юга, аудиозапись пения птиц.
Предварительная работа: беседа о птицах, разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» (А. Яшин, рассматривание птиц на прогулке, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок.
Содержание организованной деятельности детей
1. Беседа с белкой.
В гости к детям приходит игрушечный персонаж Белка.
БЕЛКА: Здравствуйте ребята, а вы знаете где я живу? (ответы детей) Правильно в лесу. Я вам из леса принесла перышко (показывает детям, только вот беда –не знаю чье оно. Пришла к вам в надежде, что вы мне поможете, ведь вы все такие любознательные и много чего знаете.
Воспитатель: Дети, давайте поможем. А чтобы узнать какой птички это перышко, нам с вами нужно вспомнить все, что мы знаем о птицах. Белка послушаешь нас? Давайте вспомним какое сейчас время года, я вам загадаю загадки, вы их отгадаете и скажете к какому времени года относятся эти месяцы.
2. Отгадывание загадок.
Из трех зимних братьев, он первым явился.
Морозом и снегом успел поделиться! (декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (январь) .
Дети отгадывают загадки и делают вывод, что это зима.
3. Беседа о птицах.
- А до зимы какое время года было? (ответы детей). Давайте вспомним как называются птицы, которые улетают на юг. Ответьте мне, когда улетают перелетные птицы? Давайте вспомним каких перелетных птиц мы знаем (ответы детей)
- Ребята, а почему птицы улетают? (ответы детей). А теперь послушайте я вам расскажу про некоторых птиц. Главная причина по которой улетают птицы, недостаток пищи. Вот например, кукушка в час употребляет около ста гусениц, а зимой как вы помните их нет, они все исчезают (большинство из них просто умирают, а некоторые прячутся в теплые и укромные места). Чтобы выжить синице, ей приходится съедать в день столько насекомых, сколько она сама весит. Аисты, которые питаются жабами и маленькими рыбками, не могут добывать их, так как водоемы покрываются льдом. И даже мыши, которыми питаются некоторые мелкие пернатые хищники, прячутся во время холодов глубоко под землей. И вот поэтому птицам становится практически невозможно добывать себе пропитание. Вот почему птицы улетают на юг, где тепло и там проблем с поисками пищи у них не возникает.
А как называются птицы, которые никуда не улетают? (ответы детей) А еще есть такие птицы, которые прилетаю на зиму к нам. Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте узнать их.
4. Презентация, отгадывание загадок.
Во время загадывания загадок, на экране воспроизводится показ презентации.
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
Получается прыжок. (Воробей)
(Картинка с изображением воробья появляется на экране).
Дети, расскажите какой воробей. (рассказы детей).
Да, воробей - шустрый, маленький. Он не дикарь, особенно в городе. Брось ему крошки, и он тут же подлетит. Воробей чирикает не переставая. Воробей только прыгает.
- Белка послушай стихотворение про воробья:
На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
А теперь следующая загадка.
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут. (Снегирь)
(картинка с изображением снегиря на экране).
Расскажите, какой снегирь (рассказы детей).
Снегирь –прилетает к нам с наступлением первых холодов. У снегиря красная грудка, черная шапочка. Снегири любят плоды рябины, калины едят только семена. Снегирей можно увидеть рядом с домом сидящего на ветке.
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
Следующая загадка:
(картинка с изображением дятла на экране).
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Теперь давайте послушаем про дятла.
Дятел – долбит клювом ствол дерева, доставая насекомых, которые прячутся под корой. Дом дятла – это дупло.
Следующая загадка: (слайд картинки с сорокой).
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Cорока)
У сороки голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. У Сороки хвост длиннее тела, крылья — чёрные. По земле сорока передвигается чаще всего прыжками.
Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!
А теперь давайте немного поиграем (проводится физкультминутка)
5. Физкультминутка
«Вороны»
Вот под елочкой зеленой / встать
Скачут весело вороны: / попрыгать
Кар-кар-кар! / хлопать над головой в ладоши
Целый день они кричали, / повороты туловища влево- вправо
Спать ребятам не давали: / наклоны туловища влево- вправо
Кар-кар-кар! / Громко. хлопать над головой в ладоши
Только к ночи умолкают / махать руками как крыльями
И все вместе засыпают: / сесть на корточки, руки под щеку — заснуть
Кар-кар-кар! / Тихо. хлопать над головой в ладоши.
6. Аудиозапись пения птиц.
Звучит фонограмма вьюги и метели.
- Тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь (ответы детей)
- Белочка посмотри, какие кормушки смастерили наши дети со своими родителями. А чем мы можем их кормить? Пшеном, крошками хлеба. Синицы любят кусочки несоленого сала.
- Ребята, давайте мы с вами покормим наших пернатых друзей, когда пойдем на улицу. А теперь давайте поиграем.
7. Игра
«Какая птица»
На столе лежат перевернутые картинки с птицами. Дети подходят, берут любую карточку. Во время чтения стихотворения ребенок, у которого та или иная птица на карточке, должен услышав ее повесить на магнитную доску.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
- Итак, каких птиц вы видите? (ответы детей). А как их называют одним словом? (ответы детей)
Молодцы, ребята. А белочке надо идти домой в лес.
8. Рефлексия.
- Дети кто к нам приходила сегодня в гости? О чем мы говорили? (ответы детей)
- Какие птицы запомнились вам?
- Дети, что вам понравилось? (ответы детей)