Алена Уклеина
«Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха». Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Конспект
организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
«Необыкновынные свойства обыкновенного воздуха»
Воспитатель :
Уклеина А. О.
р. п. Дмитриевка 2017 г.
Публикация «„Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха“, Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Цель : Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи :
Образовательные:
1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
2) Закреплять и расширять словарный запас детей (лаборатория, исследования, прозрачный, невидимый)
Развивающие:
1) Развивать речевую культуру через обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
2) Закреплять правила безопасного поведения во время проведения экспериментов.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Здоровьесберегающая :
1) Формировать правильное носовое дыхание и правильную осанку;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности:
1. Познавательно-исследовательская
2. Коммуникативная
3. Игровая
4. Двигательная
Оборудование: банка с загадкой на крышке, кубик с картинками для дыхательной гимнастики, фартуки, вееры, полиэтиленовые пакетики, прозрачные стаканчики с кипяченой водой, трубочки-соломинки, камушки, тазик с водой, мандарин, «экспонаты» для мини-музея воздуха (надувная подушка, спасательный жилет, насос, мяч, веер, ветрячок, дудочка, колокольчик, книга, медали по количеству детей, опорные карточки для выводов, заготовка книги «Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха», магниты-смайлики, плакат с воздушным шаром, бейджики.
Цветом обозначено использование современных технологий:
1. Здоровьесберегающая образовательная технология;
2. Технология исследовательской деятельности;
3. Технология проблемного обучения;
4. Технология разноуровнего обучения;
5. Технология интегрированного обучения ( Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»).
Ход НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ВОСП. : Ребята, давайте познакомимся?
И поздороваемся с нашими гостями.
ВОСП. : Ребята, я вчера оставила пустую банку, закрытую крышкой, а сегодня на ней появилась надпись «ВЫПУСТИ МЕНЯ». Я даже растерялась, в банке никого не видно, а кто-то просится наружу. Вы кого-нибудь видите? (Дать детям рассмотреть банку.)
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСП. : Кто бы это мог быть? Как вы думаете?
ДЕТИ выдвигают гипотезы (волшебник, невидимка, воздух)
ВОСП. : Как же нам узнать, кто это?
ДЕТИ предлагают свои варианты действий. Идет обсуждение действий.
ВОСП. : (Открываю банку и обращаю внимание детей, что на крышке с обратной стороны что-то написано.)
Посмотрите, здесь какая-то загадка:
Я вам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С вами рядом каждый час,
Но невидим я для вас!
- Кто же это сидел в банке?
ДЕТИ: Воздух.
ВОСП. : Так это я, значит, вчера воздух закрыла в банке? А он решил с нами поиграть и даже загадку загадал.
«С вами рядом каждый час,
Но невидим я для вас!»
ВОСП. : Вы видите около себя воздух? Может, его и нет вовсе, а над нами кто-то подшутил? (смотрим вокруг себя)
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСП. : Хотите, ребята, доказать, что воздух есть везде?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСП. : Я предлагаю вам посетить «Научную лабораторию». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будете научными работниками лаборатории. Согласны?
Тогда надевайте фартуки и нарукавники. И я приглашаю вас в лабораторию «Воздуха».
ВОСП. : Что мы будем исследовать в нашей лаборатории? (воздух, свойства воздуха)
ВОСП. : все, что мы сегодня узнаем, мы будем фиксировать с помощью карточек в специальную книгу.
ОПЫТ №1.
ВОСП. : Ребята, возьмите по пакетику, что лежат на столах. (Рассматриваем сам пакетик.) Он прозрачный. Через него видно предметы? Что в пакетиках находится?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОСП. : А теперь попробуйте поймать то, что рядом с вами, а потом крепко зажмите пакет с открытой стороны.
ВОСП. : Что случилось с пакетами?
ДЕТИ: Они стали выпуклыми, твердыми, надутыми.
ВОСП, : Как вы считаете, что внутри пакетов?
ДЕТИ: Воздух. (для лучшего запоминания и понимания спросить нескольких ребят)
ВОСП. : Какой вывод мы можем сделать? (подвести детей к пониманию того, что воздух везде вокруг нас.) Найдите на столе подходящую для этого вывода карточку и приклейте в книгу.
ОПЫТ №2.
ВОСП. : А вы воздух в пакете видите?
ДЕТИ: Нет.
ВОСП. : А если вы его не видите, значит, он какой?
ДЕТИ: Воздух невидимый.
ВОСП. : Какой орган чувств нам помогает это определить?
ДЕТИ: Глаза.
ВОСП. : Мы с вами определили первое свойство воздуха – воздух невидимый. Какой карточкой мы это обозначим? (дети выбирают подходящую карточку)
ОПЫТ №3.
ВОСП. : Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).
Какой орган чувств нам помог это определить? (Язык)
ВОСП. : Второе свойство воздуха – безвкусный. Какой карточкой мы это обозначим? (дети выбирают подходящую карточку)
ОПЫТ №4.
ВОСП. : Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Это третье свойство воздуха. Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов. С помощью какого органа чувств мы различаем запахи? (Нос)
Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
(дети выбирают подходящую карточку)
ОПЫТ №5.
ВОСП. : А как вы думаете, можно ли воздух услышать?
ВОСП. : Когда его можно услышать? (дует ветер).
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер.
ВОСП. : Возьмите веер и попробуйте с помощью него создать вокруг себя движение воздуха. (Дать почувствовать движение воздуха с помощью веера). Теперь вы чувствуете воздух? Это четвертое свойство воздуха.
Какой карточкой мы это обозначим? (дети выбирают подходящую карточку)
ВОСП. : Я предлагаю провести следующий опыт.
ОПЫТ №6.
ВОСП. : Возьмите каждый по соломинке и по стаканчику с водой. Опустите соломинки в стакан с водой. Вдохните воздух через нос и выдохните в трубочку. Что вы увидели?
ДЕТИ: пузырьки.
ВОСП. : Внутри пузырьков находится воздух. Вы очень наблюдательны!
ВОСП. : А теперь возьмите по камушку и опустите их в этот же стакан с водой. Что случилось с камушком? (он утонул, опустился на дно)
ВОСП. : Почему же так произошло? (камушек тяжелый)
ВОСП. : Почему же воздух поднимается наверх с пузырьками? (помочь детям сделать вывод, что воздух легче воды) Вывод – воздух легкий. (дети выбирают карточку для фиксации этого вывода)
ОПЫТ №7.
ВОСП. : Ребята, а вы можете обойтись без воздуха? (нет) А давайте проверим? Закройте ротик, а носик зажмите и не дышите! Получается? (нет)
ВОСП. : Так для чего же нам нужен воздух? Как вы думаете?
ДЕТИ: Чтобы дышать.
ВОСП. : Ребята, а как вы считаете, правильно дышать – через нос или через рот?
ДЕТИ: Через нос.
ВОСП. : Почему важно дышать через нос?
(Выслушиваем все ответы детей и формулируем конечный вывод).
ВОСП. : Правильно дышать – это дышать носом. Это нужно для того, чтобы не простужаться, не болеть, быть здоровым.
ВОСП. : Подберите для этого вывода подходящую картинку-памятку.
(Дети выбирают наиболее подходящую картинку и приклеивают ее в книгу.)
ВОСП. : А воздух для дыхания нужен только человеку? Кто еще не может обойтись без воздуха? (животные, растения)
ВОСП. : Вот как много интересного мы сегодня с вами узнали о воздухе. Какие необыкновенные свойства обыкновенного воздуха мы обнаружили?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
1. Что воздух – часть природы. Он везде вокруг нас.
2. Воздух невидим, не имеет вкуса и запаха, он легкий.
3. Воздух нужен нам для дыхания. Правильное дыхание – дыхание через нос.
ВОСП. : Ну что ж, ребята, вот вы и создали сегодня книгу о «Необыкновенных свойствах обыкновенного воздуха», авторами этой книги стали вы сами – ребята детского сада №23 «Улыбка».
Теперь своими знаниями вы можете поделиться и с другими ребятами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
ВОСП. : А хотите получить заряд здоровья и при этом превратиться в настоящих артистов театра? А поможет нам в этом наш замечательный кубик. (На кубике 6 различных картинок-обозначений дыхательных упражнений).
Ребенка, который первым будет кидать кубик, выбираем с помощью считалки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (проводим 2-3 упражнения).
«КОТЯТА»
И. П. – стоя на четвереньках.
1. Вдох носом, выдох – Му-урр (прогнуть спину, потянуться).
2. Вдох носом, выдох – ш-ш-ш (выгнуть спину дугой).
Чередуем 1 и 2.
«СОБАКА»
И. П. – стоя, руки на поясе, голова повернута к левому плечу.
1. Плавный, долгий вдох через нос, «принюхиваясь» и вытягивая шею вперед, поворачивать голову к правому плечу.
2. Выдох со звуком «Гав».
Чередуем 1 и 2.
«КОРОВА»
И. П. – стоя, указательные пальцы приставлены к голове («рога»)
1. Глубокий вдох через нос, немного задерживаем дыхание.
2. На выдохе продолжительно тянем «му-у», стараясь, чтобы звук был ровным.
Чередуем 1 и 2.
«ПЕТУХ»
И. П. – стоя, ноги врозь, руки опустить.
1. Вдох через нос, руки в стороны.
2. Выдыхая, медленно произносить «ку-ка-ре-ку», хлопнуть руками по бедрам.
Чередуем 1-2.
«ГУСИ»
И. П. – стоя с прямой спиной.
1. Вдох через нос, руки в стороны.
2. Выдох со звуком «ш-ш-ш», шею тянем вперед, руки-«крылья» назад.
«ПАСТУШОК»
И. П. – стоя, руки «держат» воображаемую дудочку.
1. Глубокий вдох через нос.
2. При выдохе произносим "ду-ду-у-у".
ВОСП. :Мы с вами сейчас определили, что камень тонет, потому что он тяжелее воды, а воздух не тонет, потому что он легче воды. А как вы думаете, что произойдет с мандарином, если его бросить в воду? (ответы детей)
Мандарин не тонет. Давайте, очистим мандарин. Он станет легче или тяжелее без кожуры? (ответы детей) Что произойдет, если мы в воду опустим очищенный мандарин? (ответы детей) Мандарин утонул.
ВОСП. : Как вы думаете, почему так происходит? (выслушать предположения детей)
ВОСП. : Кожура мандарина имеет пористую поверхность, в ней содержится много частичек воздуха, которые помогают мандарину оставаться на поверхности. Эти пузырьки воздуха работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот принцип применяется в настоящих спасательных жилетах.
(переходим к столу с предметами)
ВОСП. : А как еще человек использует свойства воздуха? Посмотрите на эти предметы и выберите те, в которых воздух работает. (дети выбирают предметы и объясняют свой выбор)
ВОСП. : (задание предлагается одному-двум сильным детям) Посмотрите внимательно на все эти предметы и скажите, какие из них без воздуха не будут иметь форму? Именно воздух придает им объем и форму. (мяч, возд. подушка, спасательный жилет)
ВОСП. : Все мы привыкли к тому, что в музеях выставляют редкие и необычные вещи. Может ли такой уникальной вещью быть обычный воздух? Оказывается, может. А эти предметы могли бы стать экспонатами музея Воздуха. Ахотели бы вы организовать у себя в группе такой музей (ответы детей)
ВОСП. : Тогда я вам предлагаю в нашу банку поймать сегодняшний воздух, воздух, которым мы сегодня дышали. Мы и дату поставим – 22 марта 2016 года.
ВОСП. : Книга, созданная вами и вот эта банка с воздухом могут стать первыми экспонатами вашего мини-музея воздуха.
ВОСП. : Вам понравилось быть учеными-исследователями? Может быть, что-то показалось вам сложным, не получилось? (спросить каждого ребенка)
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Посмотрите, у нас на столе лежат магнитики с разным настроением. Возьмите себе такой магнитик, какое у вас сейчас настроение. (спросить детей, выбравших грустный смайлик, о причинах такого настроения).
ВОСП. : Это, конечно, не все свойства воздуха. А вы хотите узнать, откуда воздух берется, какой он бывает? Почему взлетает воздушный шар, а тяжелый корабль не тонет?
Кто хочет узнать больше, то смело сажайте свой смайлик в корзину воздушного шара для дальнейшего путешествия по просторам воздуха. А кто считает, что он узнал достаточно и не хочет больше знакомиться с воздухом, оставьте свой смайлик на земле. (дети прикрепляют свои смайлики на плакат в соответствии со своим выбором)
ВОСП. : Вы сегодня хорошо поработали, были замечательными исследователями воздуха, поэтому я награждаю вас медалями.