Жанна Горбатенко
«Насекомые». Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе
Тема «На помощь шестиногим малышам»
Интеграция образовательных областей «Окружающий мир», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Насекомые»
Задачи
Публикация «„Насекомые“, Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
• Создать условия для формирования умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи (познавательное развитие);
• Обеспечить условия для выражения своего мнения и побуждения к речевой активности детей (речевое развитие);
• Создать условия для развития познавательных интересов и поисковой активности у детей (познавательное развитие);
• Создать условия для развития самостоятельности (социально-коммуникативное развитие);
Организация детских видов деятельности :
• Коммуникативная
• познавательно-исследовательская
• двигательная.
Предварительная работа. Наблюдение за насекомыми, рассматривание насекомых, разучивание стихов про насекомых, чтение художественных произведений. Рассматривание иллюстраций с изображением различных насекомых в природе.
Оборудование: мольберт; картинки березы, елки большой, елки маленькой, картинка солнца, облака, цветы; насекомые-игрушки; цветы, бабочки разного размера и цвета, картинки насекомых, картинка полянки, лужайки; ноутбук; схема появления бабочки, бумага, фломастеры.
Ход образовательной деятельности
Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия /задачи
Вводная часть
На столике разложены картинки леса, луга, поляны.. - Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. А куда вы решите сами.
- Для этого мы закроем глазки и скажем раз, два, три на …. очутись.
- Открываем глаза. Вот мы и очутились на … (полянке)
Дети выбирают место, куда они хотят отправиться.
Дети закрывают глаза. Мотивировать детей на проявление познавательного интереса.
Условия для
свободного выбора детьми.
Основная часть
На мольберте картинки расположены вперемешку.
Включается фонограмма со звуками леса.
Конверт с письмом.
После каждого задания ребята получают спасенное 1-2 насекомое.
На столе разложены цветы красного, синего, желтого, и зеленого цвета, разные по размеру. Такого же цвета бабочки
Интерактивная игра «4-й лишний» на ноутбуке.
На столе гусеница-игрушка, схема появления бабочки, 4 листка бумаги, фломастеры.
- Ой, ребята, а что это с полянкой? Разве так она должна выглядеть? Что здесь не так?
- Что же произошло?
Ребята, давайте всё исправим.
- В правый верхний угол поместим солнышко.
- поместим облака сверху;
- возьмём большую елку и поместим ее на середину полянки;
- возьмём маленькую ёлку и поместим с права от большой елки;
-возьмем березку и поместим слева от большой елки;
-возьмём цветочки и поместим под деревьями.
- Слышите ребятки, наша полянка оживает. Раздаются голоса птиц и животных.
- Ой, какая получилась красивая полянка. Вам нравиться она ребятки?
- Ребята, не смотря на красоту – на полянке никого живого нет….
- Только письмо лежит, интересно от кого оно?
Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми.
Пронёсся злой паук.
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
А чтобы помочь насекомым вам необходимо выполнить все задания по порядку.
- А где же и первое задание от паука. И под какой цифрой оно будет?
1 задание: «отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей).
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок.
И любит пить цветочный сок (бабочка).
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
- Молодцы все загадки отгадали, нас ждет следующее задание. Мы с вами спасли еще насекомых.
Игра «Разложи бабочек на группы» (на ковре).
- Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам (по размеру, по цвету).
Молодцы очередные насекомые спасены.
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Воспитатель:
- Вот мы с вами выполнили еще одно задание. Держите спасенных насекомых.
Продолжим наше путешествие.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
Физкультминутка «Гусеница».
Этот странный дом без окон
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму
Но зима проходит мимо –
Март, апрель, капель, весна
Просыпайся, соня – сонюшка!
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она!
Воспитатель показывает схему появления бабочки.
Воспитатель
- держите насекомых. Дети рассматривают картинки и высказывают свои предположения.
Дети расставляют части композиции согласно словесной инструкции воспитателя.
Дети рассматривают получившуюся поляну и слушают фонограмму леса.
Дети находят конверт с письмом.
Высказывают свое мнение.
Ответы детей.
Дети ищут конверт с цифрой.
Дети находят конверт
Дети высказывают свои предположения.
Дети отгадывают загадку и высказывают свои предположения.
Дети высказывают свои предположения.
Дети отгадывают загадку и высказывают свои предположения.
Дети ищут следующее задание. Находят конверт с цифрой 2
Дети берут в руки спасенных насекомых.
Дети находят следующее задание конверт с цифрой 3.
Раскладывают по группам : по цвету и размеру.
Дети берут в руки спасенных насекомых.
Находят конверт с цифрой 4.
Дети смотрят на картинки в мониторе и называют что лишнее.
- Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
- Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
- Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Дети берут в руки спасенных насекомых.
Дети идут к следующему заданию. Конверт №5
Выполняют движения в соответствии с текстом.
-Медленно
поворачиваются вокруг себя
вращают руками
-ладошки под правой щекой
-ладошки под левой щекой
-взмахи руками вверх
-хлопки руками на каждое слово
-потягиваются
-рисуют руками солнышко
-грозят пальцем
-бегут по кругу, машут руками, как крыльями
Рассказы детей по цепочке:
-Бабочка отложила яички на цветке.
-Потом появилась гусеница.
-Гусеница питалась листьями и росла.
-Потом гусеница превратилась в куколку.
-Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке,
начинает летать.
Дети берут в руки спасенных насекомых. Условия для развития речевой активности и познавательного интереса.
Условия для проявления детьми инициативы и
Самостоятельности.
Условия для развития двигательной активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей
Условия для проявления поисковой активности.
Условия для развития речевой активности и познавательного интереса.
Условия для развития речевой активности и познавательного интереса.
Условия для развития речевой активности и познавательного интереса.
Условия для развития речевой активности и познавательного интереса.
Условия для проявления поисковой активности.
Условия для развития речевой активности и познавательного интереса.
Условия для развития речевой активности и познавательного интереса.
Условия для взаимодействия детей друг с другом.
Условия для развития двигательной активности.
Условия для развития речевой активности и познавательного интереса.
Заключительная часть
Мольберт с полянкой составленной ранее детьми. Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Ребята, где мы сегодня побывали? Кому мы помогли, а, что с ними случилось? Какое задание для вас оказалось самое трудное?
А нам пора возвращаться в детский сад.
Закрывайте глаза и повторяйте за мной:
Раз, два, три, четыре, пять. В детском саду мы опять!
Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.
Дети отвечают на вопросы.
Дети дают свои ответы, высказывают свое мнение.
Условия для развития речевой активности и познавательного интереса.
Используемая литература:
1. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007.
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
3. Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование : с первых лет : опыт дет. сада // Семья и школа. – 2002.
4. Интернет ресурсы