Елена Волкова-Лантухова
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Коррекционно-образовательные задачи :
* Уточнение и расширение предметного словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы).
* Расширение словаря антонимов.
* Активизация словаря признаков и действий.
* Формирование обобщающего понятия насекомые.
* Совершенствование грамматического строя речи:
- образование и употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; существительных В. п. в ед. ч. без предлога;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе; согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе;
- образование сложных слов;
- составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что».
Коррекционно-развивающие:
* Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха.
* Развитие тонкой и общей моторики.
* Развитие графо-моторных навыков.
Коррекционно-воспитательные:
* Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
* Воспитание бережного отношения к природе
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики "Пчелка", слушание сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха»; рассматривает насекомых, изображенных на картинках; проведение ознакомительной беседы о жизни, повадках, строении насекомых.
Лексический материал:
Стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, паук, таракан.
Ход ООД
Организационный момент
Л. Весна в разгаре, снег уже давно растаял, появились первые цветы и кое-кто проснулся. А кто проснулся, вы мне сейчас скажите. Послушайте и догадайтесь. (Фонограмма «голоса» пчелы). Кто же это?
Д. Пчелы.
Д. Да, пчелы проснулись и полетели к цветам. Для чего?
Д. Собирать нектар.
Л. А теперь немного пофантазируем и представим себя пчелками! А вот и цветы. Насекомые очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы:
-Ах! -Ах, как пахнет!
-Ах, как приятно пахнет.
-А теперь подуем на цветы. Молодцы!
Основная часть
Дети садятся за столы. На доске расположены картинки с изображением насекомых.
Упражнение «Кого я вижу». Образование существительных в форме винительного падежа единственного числа без предлога.
Л. Посмотрите внимательно на картинки. Назовите, кого вы видите?
Д. Я вижу пчелу.
Я вижу кузнечика.
Я вижу комара. И. т. д.
Л. Скажите мне, а как всех тех, кого вы видите, называют одним словом?
Д. Насекомые.
Л. Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи ( Строение: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало). А чем отличаются? (у одних есть крылья - называются «летающие», у других нет - «нелетающие»). У насекомых есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».
Дидактическая игра «Где живёт?».
Цель: закрепить знания детей о местах обитания насекомых; развить фразовую речь.
Л. А сейчас подскажите мне, где живут насекомые?
Логопед показывает изображения пчелы, муравья, осы и божьей коровки.
Д. Пчела живет в улье. Муравей живет в муравейнике. Оса живет в гнезде.
Божья коровка живет на травке.
Игра «Что делает сегодня? Что делал (ла? вчера». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Л. А что делают насекомые? Чем они занимаются сегодня? Чем занимались вчера? Мы сейчас узнаем.
Бабочка порхает, и вчера бабочка… (Порхала).
Пчела мед собирает, и вчера пчела
Оса жалит, и вчера оса …
Жук жужжит, и вчера жук…
Комар звенит, и вчера комар …
Стрекоза стрекочет, и вчера стрекоза …
Стрекоза стрекочет, и вчера стрекоза …
Муха в дом залетает, и вчера муха
Кузнечик прыгает, и вчера кузнечик …
Паук паутину ткёт, и вчера паук …
Муравей муравейник строит, и вчера муравей …
Пальчиковая гимнастика «Пчела». (Н. Нищева)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Жук-жучок и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали
От усталости упали.
(Взмахи перекрещенными кистями рук
На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца
«Колечки» - указательные и большие пальцы соединены
Взмахи перекрещенными кистями рук
Медленно опускают руки)
5. Игра «Четвертый лишний». Употребление сложных союзов «потому что».
Л. Предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний».
Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, кто лишний и почему?
Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.
«Отгадай, кого я хочу назвать». Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.
Мель-мель-мель, назову я …
Са-са-са, называю я…
Мар-мар-мар, называю я.
Ла-ла-ла,называю я.
Игры с мячом. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие ловкости.
Логопед приглашает детей встать в круг.
Л. Будем играть в игру «Один - много». Нужно изменить слово так, чтобы оно стало обозначать несколько предметов.
«Один - много»
муха - мухи стрекоза - кузнечик - сверчок -
пчела - бабочка - жук - гусеница -
оса - муравей - паук - божья коровка –
Л. А теперь изменим слово так, чтобы оно обозначало ласковое название насекомого.
«Назови ласково».
муха - мушка крыло – крылышко
пчела - пчелка жук - жучок голова - головка паук - паучок лапа - лапка комар – комарик
муравей - муравьишко глаз - глазик
Упражнение «Скажи наоборот» (по карточкам). Составление сложных предложений со значением противопоставления. Активизация словаря антонимов.
Л. А сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот» :
Муха ленивая, а пчела (какая) /трудолюбивая/.
Шмель пушистый, а жук … /гладкий/.
У комара крылья короткие, а у стрекозы… /длинные/.
У жука усы толстые, а у бабочки… /тонкие/.
У шмеля спина широкая, а у муравья… /узкая/.
Божья коровка полезная, а комар … /вредный/.
У кузнечика усы длинные, а у божьей коровки … /короткие/.
Муравей ползает быстро, а гусеница … /медленно/.
Комар маленький, а паук … /большой/.
Божья коровка пятнистая, а шмель … /полосатый/.
Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе).
У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют … (большеглазой).
У таракана длинные усы, поэтому его называют… (длинноусый).
10. Упражнение на развитие графо-моторных навыков «Найди и раскрась насекомое».
Л. Перед вами изображения насекомых, но они спрятались друг за друга. Найдите одно любое насекомое и раскрасьте его.
11. Упражнение для глаз «Пчёлка».
-Где была ты?
-Тут и там. Дети глазами следят за полётом пчелки.
-Где летала?
-По цветам.
III. Итог ООД
Игра «Подбери признак». Согласование существительных с прилагательными в роде.
Л. У меня есть корзинка. В нее нужно положить слова о насекомых. Но не любые слова, а которые отвечают на вопросы: какая? какой?
Бабочка (какая) - …
Муравей (какой) - … И т. д.
Л. Что-то корзиночка стала тяжелой от ваших слов. Посмотрите, ваши слова-признаки превратились в конфеты. Это вам награда за хорошую работу. Угощайтесь!