елена зыкина
«Насекомые». Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать развивать речь детей как средство общения.
Задачи:
Коррекционно – образовательные : систематизировать знания детей по лексической теме; обогащение глагольного словаря, словаря прилагательных, работа над антонимами; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; закреплять умение образовывать сложные слова, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде; закрепить умение пересказывать и инсценировать тексты.
Публикация «„Насекомые“, Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно – развивающие : развитие связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, координации речи с движением; активизировать словарный запас; продолжать учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции; развивать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами.
Коррекционно – воспитательные: воспитание бережного отношение к природе и насекомым; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Форма проведения: организованная образовательная деятельность по развитию связной речи (занятие)
Оборудование: презентация на тему «Насекомые», мяч, схема для рассказывания текста, атрибуты для театрализации: ширма, росток, птица, гусеница, подсолнух.
Содержание ООД:
I. Организационный момент.
Дети и логопед заходят в группу и становятся полукругом.
Логопед :
- Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними.
Создание положительного эмоционального фона:
Стали дети дружно в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Выполнение движений по тексту)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим.
II. Сообщение темы и цели.
1. Логопед :
- Ребята, назовите, какие времена года вы знаете?
- Какое время года после лета? (Осень)
- Какое время года после осени? (Зима)
- Какое время года после зимы? (Весна)
- А после весны? (Лето)
- А сейчас, какое время года? (Весна)
- Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)
2. Логопед :
- Сегодня мы с вами побываем на лесной поляне, но не одни. А вот с кем, вы узнаете, отгадав загадки. (Дети отгадывают загадки, а логопед отрывает картинки)
• Над цветком пархает, пляшет
Веерком узорным машет. (Бабочка)
• С утра жужжу цветы бужу
Кружу, гужу и мед вожу. (Пчела)
• Всех жуков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, черненькие точки. (Божья коровка)
• Ходит ходок, через потолок.
Всем надоедает, над едой летает. (Муха)
• На ромашку у ворот приземлился вертолёт
Серебристые глаза. Кто же это… (Стрекоза)
• В уголке живет, пряжу прядет
Тоньше его пряжи нет в продаже. (Паук)
• На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
• Не жужжу, когда сижу, не жужжу когда хожу
Не жужжу когда тружусь, а жужжу когда кружусь. (Жук)
• Кто работает с утра? Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды, у него полно друзей.
Тот работник … (Муравей)
Логопед :
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (Принимает ответы детей)
- Правильно, мы сегодня будем говорить о насекомых.
III. Основная часть.
1. Сбор общих сведений о насекомых.
- Кто из вас знает, почему они получили такое название? Правильно, на брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать».
Насекомые - обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых.
Насекомые бывают большие и маленькие.
Одни летают, другие ползают или прыгают.
Одни живут несколько лет, другие — один день.
В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом).
Логопед :
- Какую пользу приносят насекомые?
Дети:
- Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед, муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц и некоторых животных; мошки являются кормом для стрекоз.
Логопед :
- Чем вредны?
Дети:
- Гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; са-ранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.
2. Игра с мячом «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен прилагательных с именами существительными в роде).
Логопед :
- Выходите, становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч, и говорить предложение, а вы будете слово и возвращать мяч мне.
У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют … (большеглазой).
У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусый).
У бабочки крылья разного цвета, поэтому ее называют … (разноцветной).
У паука длинные ноги, поэтому его называют (длинноногий).
Пчела носит мед, поэтому ее называют … (медоносной).
У стрекозы длинные крылья, поэтому ее называют … (длиннокрылой).
3. Игра с предлогами «Составь предложение»
Логопед :
- Помогите насекомым укрыться от дождя. Составьте предложения, используя слова В и ПОД.
- Где спрячется бабочка? Бабочка спрячется под цветком
- Куда уползет муравей? Муравей уползет в муравейник
- Куда ускачет кузнечик? Кузнечик ускачет в траву
- Где укроется жук? Жук укроется под кору дерева.
- Где спрячется пчела? Пчела спрячется в улье.
4. Игра «Закончи предложение»
Логопед начинает предложение, а дети друг за другом договаривают:
- Проходите на стульчики.
- Майский жук большой, божья коровка …
- У мухи крылья короткие, у стрекозы …
- У жука усы толстые, у бабочки …
- У шмеля спина широкая, у комара…
- Жук гладкий, а шмель…
5. Игра парами "Скажи какой и что умеет делать". Обогащение глагольного словаря, словаря прилагательных, работа над синонимами.
Логопед :
- Поиграем в игру "Скажи какой (ая) и что умеет делать"
Дети выходят и строятся парами. Логопед раздает каждой паре насекомого.
Логопед :
- Комар какой, что делает?
Дети:
Комар маленький, кровососущий, длинноносый. Умеет летать, кусать, пить кровь.
Логопед :
- Бабочка какая, что делает?
Дети:
- Бабочка красивая, пестрокрылая. Умеет летать, кружиться, порхать.
Логопед :
- Пчела какая, что делает?
Дети:
- Пчела мохнатая, трудолюбивая. Умеет летать, жужжать, собирать нектар.
Логопед :
- Муравей какой, что делает?
Дети:
- Муравей маленький, трудолюбивый. Умеет ползать, трудиться, строить муравейник.
Логопед :
- Оса какая, что делает?
Дети:
- Оса желтая, полосатая. Умеет летать, жужжать и жалить.
Логопед :
- Жук какой, что делает?
Дети:
- Жук коричневый, длинноусый. Умеет летать, ползать, жужжать.
Логопед :
- Кузнечик какой, что делает?
Дети:
- Кузнечик зеленый, стрекочущий. Умеет прыгать, скакать.
Логопед :
- Шмель какой, что делает?
Дети:
- Шмель большой, мохнатый. Умеет летать, жужжать и опылять цветы.
Логопед :
- Гусеница какая, что делает?
Дети:
- Гусеница зеленая, гибкая. Умеет ползать, изгибаться и поедает листья.
Логопед :
- Стрекоза какая, что делает?
Дети:
- Стрекоза серебристая, большеглазая. Умеет летать, стрекочет.
6. Игра «Послушай и расскажи» (театрализация)
Послушайте рассказ
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: «Ты росток зеленый молодой и сладкий. Я тебя съем». Попро-сил Росток: «Пожалей меня гусеница. Дай мне вырасти!» засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо грач. Закричал Росток: «Грач помоги! Гусеница меня съесть хочет!» Услышал грач голосок Ростка, схватил гусеницу и улетел. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.
- Какое время года наступило?
- Что сделала Таня?
- Что появилось из земли?
- Кто мешал Ростку?
- Кого попросил Росток о помощи?
- Как помог грач Ростку?
- В кого превратился Росток летом?
Читаю рассказ еще раз и предлагаю детям для показать и пересказать.
- Молодцы!
IV. Итог. Рефлексия
Логопед :
- Спасибо, ребята, понравилось или нет вам наше путешествие? Что больше всего понравилось? (ответы детей)
- Давайте попрощаемся с нашими гостями.