Баянова Юлия Владимировна
Конспект организованной образовательной деятельности по лепке в подготовительной группе «Пшеничный букет Алтая»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №218»
общеразвивающего вида г. Барнаул
Подготовила : воспитатель высшей категории Баянова Ю. В.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».
Программные задачи:
-Учить детей передавать в лепке передний и задний план, строение колоса - зернышки усики, стебель.
-Закреплять навыки изображения травы приёмом вертикального или горизонтального штриха.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по лепке в подготовительной группе „Пшеничный букет Алтая“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Подготовительная группа
- Цветы. Лепка, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
-Закреплять представления детей о характерных чертах хлебного колоса в цветовой гамме. -Развивать разнонаправленные, слитные, плавные размещения элементов в работе.
-Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение и творчество. - Пополнить словарный запас новыми географическими названиями: Алтайский край, Горная Колывань, Горный Алтай, а так же новыми словами: мрамор, яшма, соболь, кедр.
- Приобщитьдетей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края.
- Способствовать формированию географических представлений дошкольников в процессе ознакомления с расположением родного края и его районов на карте.
- Уточнить знания детей о работе комбайнера, хлебороба, мельника, рассказать об этапах обработки зерна.
- Воспитывать патриотические чувства старших дошкольников в процессе осознания, что Алтайский край очень богат природными ресурсами, красивыми местами, разнообразен географическим ландшафтом.
- Воспитывать чувство гордости за родной край.
Материалы:
- Образец готовой работы
-Плотный картон синего цвета
-Пластилин жёлтого, белого, зелёного, красного цветов
-Стека
-Пластиковое покрытие
-Салфетки
Демонстрационный материал: фотографии Алтайского края, Горного Алтая, Колывани, пшеничного поля, комбайна, хлебобулочных изделий
Методические приё мы и предварительная работа:
- показ образца готовой работы и пояснение действий
- вопросы к детям,
- напоминание о технике работы с пластилином, акцент на технике разминания пластилина на пластиковой основе, напоминание о толщине и равномерности слоя,
-наблюдение за работой детей, советы, корректировка ошибок, рассматривание работ детей,
- анализ работ детьми и воспитателем.
Ход образовательной деятельности.
1. Ситуативная беседа. Актуализация знаний.
Воспитатель: Ребята, что такое Родина? (Ответы).
Да, слово "родина" (прислушайтесь к его звучанию) близко таким словам, как "родня", "родственник", "родной ", "родимая". Мы произносим эти слова, и от них веет теплом, уютом, спокойствием, Так и наша родина - это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья, где тепло и уютно. Наш край, наша родина - это Алтай. А где находится Алтай? (В России)
Край наш находится на юге Сибири. Эта наша малая Родина. Образовался Алтайский край 80 лет назад. Слово Алтай происходит от слова «алтын». Сравните - «Алтай» и «Алтын», эти слова похожи. «Алтыном» в старину называли золото. Значит Алтай – это золотой край. Как вы думаете, почему наш край называют золотым?
Дети: Он богат природными дарами.
Ирина Cереброва
МНОГОЛИКИЙ АЛТАЙ
Алтай — это звёздное небо над степью,
Украшенной гладью озёр;
Алтай — облака, уходящие цепью
По склонам синеющих гор.
Бурливые реки и песнь водопада,
Живительный воздух лесов,
Полуденный зной и ночная прохлада,
Цветы как из радужных снов.
Алтай! Будет сложено множество песен
О дивной твоей красоте!
Ты так многолик и настолько чудесен,
Как сказка о светлой мечте!
А теперь послушайте рассказ о нашем родном Алтайском крае.
На Алтае есть горы – это Горный Алтай.
Там растут деревья с толстыми ветвями и длинными шелками – это кедры.
В каждой кедровой шишке пригоршня орешков, не простые они, а золотые.
Кедровые орехи очень вкусные и полезные.
В кедровых лесах живут соболи - «пушистое золото Алтая». Соболи обладают очень ценным мехом.
А под кедрами, глубоко в земле, похожие на человечков корни. Это «Жень – Шень» - золотой корень.
Корень Жень – Шеня используют для изготовления лекарственных настоек, чтобы лечить людей от разных болезней.
Корни эти выкапывают олени с «золотыми рожками».
Это не простые олени. Их специально разводят в Горном Алтае, потому, что их рога обладают лечебными свойствами. Когда рога отрастают, их спиливают и перерабатывают на лекарства. А у оленя отрастают новые рога.
Есть в Алтайском крае ещё одно местечко, о котором ходят легенды. Это Горная Колывань.
Здесь расположены рудники, известные во всём мире, где добывают золото и серебро; здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового, золотистого мрамора.
Такой мрамор идёт на строительные нужды. Им облицовывают здания.
А ещё в Горной Колывани есть месторождение яшмы – очень красивый камень.
Из него изготавливают красивые вазы, шкатулки для украшений. Их изготавливают специальные мастера - камнерезы.
Такие вазы заказывала царица Екатерина и сейчас они находятся в музее.
Также в нашем Алтайском крае добывают песок, глину, соль.
Вот сколько тайн скрывает наш родной Алтай!
В Алтайском крае много бескрайних пшеничных полей. Пшеница очень ценное растение, т. к. из неё производят самый главный продукт – хлеб. В нашем крае выращивают лучшие сорта пшеницы, каждое зёрнышко её золотое.
Ребята, давайте расскажем, как люди выращивают пшеницу, какой это тяжёлый и важный труд.
(Воспитатель выставляет картинки и ведёт беседу с детьми)
Воспитатель: Итак, весной люди подготавливают почву. Сначала выезжает в поле трактор. Кто управляет трактором?
Дети:- Трактором управляет тракторист.
Воспитатель:- Верно. Трактор что делает с землёй?
Дети:- Трактор пашет землю
Воспитатель:- Послушайте, как он это делает: к трактору прикрепляют плуг, трактор его тянет, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
Дети:- Нельзя.
Воспитатель:- Конечно, нет. Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю. Вот только потом можно сеять в землю семена. Зерно сеют специальные машины. Как называются такие машины?
Дети:- Сеялки.
Воспитатель:- Верно. Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
Дети:- Нужно тепло, свет, вода.
Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.
Физкультминутка.
А сейчас, мы превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно, (дети поднимаются, поднимают руки)
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя)
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело подтянутся к солнцу колоски. (потянулись, поднялись на носочки)
Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки)
Так и будут делать каждый, каждый год. (подняли руки)
А однажды на поле гляну поутру (повороты в стороны)
Как один я, столько хлеба соберу (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно (показали на ладошке зерно)
Посажу – ка в землю – пусть растёт оно (присели на корточки).
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Во что же превратилось зернышко?
Отгадайте загадку:
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (Колос пшеницы)
Дети: Это колосок.
Воспитатель: Верно. Давайте, рассмотрим колос, из чего он состоит? Что у него есть?
Дети: Стебель, зерно, усики.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает части колоса)
Воспитатель: Вот хлеб созрел, колоски пожелтели. Что пора делать?
Дети: Пора собирать урожай.
Воспитатель: Какие машины убирают урожай?
Дети: Комбайны
Воспитатель: А кто управляет комбайнами?
Дети: Комбайнёры
Воспитатель: Верно. Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья, молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев.
Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. Кто управляет грузовой машиной?
Дети: Грузовой машиной управляет водители.
Воспитатель: Кто знает, куда водители увозит зерно? Где зерно хранится?
Дети: Зерно хранится в зернохранилище.
Воспитатель: Правильно. Значит куда увозит зерно водитель?
Дети: В зернохранилище.
Воспитатель: А от туда зерно везут на мельницу. Что делают с зерном на мельнице?
Дети: На мельнице делают муку.
Воспитатель: Кто работает на мельнице?
Дети: На мельнице работает мельник.
Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на завод. Что делают из муки на заводе?
Дети: Из муки делают тесто и выпекают из него хлеб.
Воспитатель: Как называется завод, где пекут хлеб?
Дети: Хлебозавод
Воспитатель: Посмотрите на хлеб. Какой он?
Дети: Хлеб свежий, мягкий, ароматный.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в магазин, куда привозят с завода хлеб. Как называется такой магазин?
Дети: Хлебный магазин.
Воспитатель: Посмотрите и назовите, какие хлебобулочные изделия продаются в магазине. (Дети перечисляют)
Воспитатель: Ну вот, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Воспиатель: А сейчас я вас приглашаю присесть за столы.
3. Работа за столами.
Воспитатель: Ребята, что вы видите на столах?
Дети: Пластилин, стеки, картон.
Воспитатель: Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?
Дети: Колосок
Воспитатель: Мы будем рисовать пшеничный букет с помощью пластилина
Воспитатель: Прежде чем мы с вами начнём работать обратите внимание на то, как вы сидите, на вашу осанку, и не забывайте, как нужно работать со стекой (правила работы со стекой).
Воспитатель: Подготовим для работы наши пальчики, разомнем их, выполнив пальчиковую гимнастику.
«Мы лепили»
Долго, долго мы лепили, Встряхивание кистями перед собой.
Наши пальцы утомили.
Пусть немного отдохнут,
И опять лепить начнут.
В прятки пальчики играли Сжимание и разжимание кистей.
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
Дружно руки разведем Отвести руки назад – вниз,
И опять лепить начнем. отклонившись на спинку стула.
Воспитатель: Рассмотрим наш букет. Из каких элементов он состоит?
Дети: Из колосков и ромашек, бантика.
Воспитатель: Из чего будем делать колосок?
Дети: из жгутиков и маленьких овальных горошинок.
Воспитатель: Верно. Хлебные стебли скатаю из кусочка пластилина прямыми движениями ладоней в тонкий жгутик. Расположу на пространстве фона, слегка изогнув. Затем раскатаю тонкую колбаску, разрежу её стекой на множество маленьких сегментов. Каждую часть подровняю круговыми движениями пальцев в овоид, это будут зернышки пшеницы. Когда все зернышки будут готовы, я закреплю их вдоль стебля с левой и правой стороны, слегка прижимая пальцами. Вдоль каждого зерна сделаю стекой неглубокую насечку. Добавлю усики, скатав маленькие жгутики, расположу их между зёрнами пшеницы.
Воспитатель: А теперь нарисуем ромашки. Скатаю из белого пластилина 8 одинаковых шариков и расположу по кругу нужного размера. Теперь каждый шарик нужно особым образом примазать, оставляя внешнюю часть пластилинового шарика выпуклой и направляя движение пальца к центру круга (получится примазанная пластилиновая капелька).
В середину цветков прижму шарики из жёлтого пластилина. В середине цветка «рисуем» точки с помощью стержня от ручки. Из пластилина зеленого цвета скатываем длинную колбаску – стебель цветка, прижимаем ее к фону.
Украшу букет красивым бантиком, сплету его из жгутика.
Воспитатель: Итак, прежде чем приступить к работе, разомните пластилин и можно начинать.
4. Практическая работа
Воспитатель: Покажите друг другу свои работы, замечательные пшеничные букеты у вас получились. Отложите их в сторонку, возьмите салфетку и протрите руки от пластилина.
5. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, встаньте в круг, я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями. Сейчас мы будем передавать мяч по кругу, у кого в руках будет мяч, тот рассказывает, что он сегодня узнал, что больше всего понравилось и что было самым сложным.
Воспитатель: Мне тоже понравилось сегодняшнее занятие, а больше всего то, что вы были активны, внимательны, и очень старались при выполнении работ. Спасибо. А теперь посмотрите на столы, что мы еще не сделали?
Дети: Мы не убрали со столов
Воспитатель: Конечно, давайте приведем в порядок наши рабочие места.