марина кваша
Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы «Для чего нужны деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Для чего нужны деревья».
Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи: Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе, закрепить названия деревьев, воспитывать уважительное отношение к природе.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, отгадайте загадку:
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его…
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята это лес!
Летом одевается,
Зимой раздевается.
(ответы детей)
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы „Для чего нужны деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: Да это дерево! Сегодня мы с вами поговорим на тему «Для чего нужны деревья».
Давайте мы сначала рассмотрим некоторые из них.
Деревья бывают дикорастущими: береза, дуб, ель, ива, каштан, клен, липа, осина, осина, ольха, сосна, тополь, ясень. Такие деревья растут в парках, вдоль дорог, в лесу.
Еще деревья бывают плодовыми : яблоня, груша, вишня, абрикос, алыча, слива, рябина. Такие деревья люди выращивают в саду, ведь они дают вкусные съедобные плоды.
Воспитатель: (показывает карточки вышеперечисленных деревьев) Посмотрите на картинки. Какие из деревьев вам знакомы?
(Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо ребята. А те деревья, которые вы не назвали, давайте вместе узнаем их названия. (Называет остальные деревья).
Воспитатель: Предлагаю вам ребята поиграть в дидактическую игру «Садовые и лесные деревья» (проводится игра).
Воспитатель: Хорошо ребята, продолжим.
В дереве выделяют три основные части: корень, ствол и крона.
Корень дерева — это, как правило, подземная часть растения. Благодаря корню дерево обеспечивается питательными веществами из почвы.
Ствол дерева служит опорой для кроны, а также осуществляет передачу веществ между корнями и кроной. Снаружи ствол покрыт корой.
Крона дерева — совокупность веток и листьев в верхней части растения. Осенью листья многих деревьев приобретает желтые, оранжевые и красные оттенки и опадают с деревьев. Но есть и вечнозеленые деревья, например, ель и сосна.
У каждого дерева - свои отличительные особенности.
Береза - это дерево с белым, тонким, стройным стволом. Березовые соцветия называют березовыми сережками. Весной из березы получают березовый сок.
Дуб – это мощное дерево, лесной долгожитель, имеет листья округлой формы и очень пышную крону. Дуб хорошо узнаваем благодаря его плодам - желудям.
Клен – это дерево с красивыми листьями, осенью его разноцветные листья являются украшением любого парка. Плод клена называется двукрылаткой: после созревания он распадается на две половинки (крылатки, которые летят по воздуху и переносят семена.
Яблоня – самое распространенное садовое дерево. Она очень неприхотлива и отлично приживается даже там, где не могут расти другие плодовые деревья. Существует очень много сортов яблонь. Плоды яблони - это яблоки, они очень полезны.
Деревья и кустарники, произрастающие в городе, ежедневно и ежечасно проводят огромную работу: поглощают пыль и углекислый газ, вырабатывают кислород, выполняют санитарно-защитные, водоохранные и шумозащитные функции, формируют микроклимат и своеобразный облик города, поселка.
Физкультминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да, когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся)
Зеленые насаждения очень важны и в городе и в поселке, они выполняют очень важную защитную и санитарно-гигиеническую роль.
Как же деревья помогают в очистке воздуха? В листьях дерева хлорофилловые зерна поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В естественных условиях, летом дерево средней величины за 24 ч выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек, а 1 га зеленых насаждений за 1 ч поглощает 8 л углекислого газа и выделяет в атмосферу количество кислорода, достаточное для поддержания жизнедеятельности 30 человек.
Листва деревьев активно улавливает пыль и снижает концентрацию вредных газов, причем эти свойства у разных пород проявляются в разной степени. Хорошо задерживает пыль листва вяза и сирени (лучше, чем листья тополя).
Так, посадка из 400 молодых тополей за летний сезон улавливает до 340 кг пыли, а вяза – в 6 раз больше. Один гектар насаждений деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 т пыли, а лиственных – около 100 т.
Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом.
Высаженные между жилыми домами деревья снижают уровень шума на 5–10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии. Крупные лесные массивы снижают уровни шума авиационных моторов на 22–56% по сравнению с открытым местом. Даже небольшой слой снега на ветвях деревьев усиливает поглощение шума. Интересно, что звуки поглощаются не листвой деревьев. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, в которой и поглощаются. Наилучшим стражем тишины считается ель. Даже у самой шумной магистрали можно жить спокойно, если защитить свой дом рядом зеленых елей.
Деревья и кустарники (более 500 видов) выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы.
Фитонциды - Выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий.
Фитонциды, открытые в 1928 г. советским ученым Б. П. Токиным, оказывают большое влияние на жизнедеятельность растений, ускоряя или замедляя их рост и развитие. Активными источниками фитонцидов являются белая акация, береза, ива, дубы зимний и красный, ель, сосна, тополь, черемуха и др. Особенно важно, что фитонциды способны убивать некоторых возбудителей болезней человека и животных. Губительными для болезнетворных микробов являются хвойные леса. Ученые установили, что в хвойном лесу в 2 раза меньше бактерий, чем в лиственном. Так, например, 1 га можжевельника выделяет за сутки около 30 кг фитонцидов.
Древесно-кустарниковые насаждения ослабляют негативное действие ветров.
Зеленые насаждения в вегетативный период повышают влажность воздуха и стабилизируют влагообмен между поверхностью земли и атмосферой. В тени сада в жаркий день температура воздуха на 7–8 oС ниже, чем на открытом месте.
Если в летний день температура воздуха на улицах выше 30 С, то в парке или сквере термометр показывает лишь 22–24 С.
Воспитатель:
Почему исчезают леса? (Ответы детей)
Воспитатель :Что нужно делать, чтобы сохранять леса? (Ответы детей)
Воспитатель :Вот и подошла к концу наша беседа. Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового про деревья, про лес. Давайте будем охранять, беречь их в своей жизни.