Арюткина Ольга Николаевна
«Катя и божья коровка». Конспект ООД для детей средней группы в области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Чтение сказки Т. А. Шорыгиной
«Катя и божья коровка»
Цель: учить детей беречь окружающий мир через сказку.
Задачи:
- Обоготить представление детей о жизни божьих коровок.
- Дать детям понятие о том, что насекомые приносят пользу.
- Познакомить детей с правилами как сохранить самых древних обитателей нашей планеты.
Публикация «„Катя и божья коровка“, Конспект ООД для детей средней группы в области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Воспитывать бережное отношение к насекомому, природе.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Художественая литература», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материалы:
изображения и игрушка божья коровка, лист с изображением божьей коровки для раскрашивания, цветные карандаши.
Ход организованной образовательной деятельности
Игра «Поймай божью коровку»
- Ребята, представьте себе, что у нас в группе летает божья коровка. Ну-ка, попробуем ее поймать!
Дети делают вид, что пытаются поймать воображаемую божью коровку, выполняют хватательные движения над головой.
-Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать жучка.
Дети раскрывают ладошки и показывают.
Чтение сказки:
Катя и божья коровка
Эта история произошла с девочкой Катей.
В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.
Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.
Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:
- Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.
- Ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?
- Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.
_ разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.
- Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.
- Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.
Как вы думаете, что ответила божья коровка (ответы детей)
Физминутка «Божьи коровки»
Мы божьи коровки (прыжки) -
Быстрые и ловкие (бег на месте!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками,
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…
Устали ноги от ходьбы (наклоны)!
И кушать мы давно хотим (гладим животик)…
Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!
- Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка.
- Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.
И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.
- Куда делась бабочка? – удивилась девочка.
- Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом?
- Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом.
- Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.
- Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!
- Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало.
- А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.
- Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.
- Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.
- Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.
В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.
- Кто же это стрекочет? – спросила Катя.
- Это кузнечики, - объяснила божья коровка.
- Мне бы хотелось увидеть кузнечика!
Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.
- А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.
- Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?
- Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.
- Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.
Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.
- Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.
Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:
- Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.
- Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
По цветку ползет букашка выставить из левого кулака указательный палец и мизинец - это «усы» божьей коровки
На ней красная рубашка накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью
Маленькая крошка правой рукой погладить «божью коровку»
На спине горошки указательным пальцем правой руки ставить точки на спинке «божьей коровке»
Беседа по тексту:
Кого Катя встретила на лугу?
О чём попросила Катю божья коровка?
Какую пользу растениям приносят бабочки и шмели?
Чем полезны стрекозы?
Почему Катя не смогла увидеть кузнечика в траве?
Как насекомые спасаются от врагов?
Итог: попробуйте объяснить, как связаны между собой деревья, цветы и насекомые?
Предложить детям расскраски с изображением божьей коровки.