Папки-передвижки

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Наши помощники — органы чувств»

Лидия Безъязыкова
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе на тему :

««Наши помощники - органы чувств»

Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Цель занятия: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Образовательные: - закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

Публикация «Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

Развивающие:

активизация и расширение словаря по теме “Органы чувств”;

развитие связной речи (употребление качественных прилагательных, умение отвечать на вопросы);

развитие восприятия (зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно-двигательное);

развитие умения анализировать мимику человека, определять эмоциональное состояние человека (веселый, улыбающийся, грустный, печальный, сердитый, расстроенный, хитрый, удивленный и т. д.).

Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Оборудование:

ТСО с презентацией к занятию;

демонстрационный материал по теме “Органы чувств”;

разрезные картинки по теме;

рабочие листы с контурным изображением фруктов и овощей;

коробочки с наполнителями различных запахов;

продукты питания (яблоко, лимон, солёный огурец);

тканые мешочки с объёмными муляжами фруктов и овощей;

карандаши;

мяч.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы: К. И. Чуковский - “Мойдодыр”, “Доктор Айболит”, И. Семенова - “Неболейка”, Е. Пермяк - “Язык и нос”, Н. Кнушевицкая - “Уши”, “Кожа”,С. Волков - “Шелестит листвой березка. ”, “Ротик нужен людям всем?”,И. Скрябина - “Пять органов чувств”, С. Шукшина - “Не кричите слишком громко. ”, Э. Мошковская - “Уши”, “Мой замечательный нос”, Ю. Прокопович - “Зачем носик малышам?”, Г. Юдин - “Микробы”;

чтение и рассматривание книг “Азбука здоровья”, “Уроки Айболита”, “Уроки Мойдодыра”;

знакомство со звуками, знакомство с запахами, цветами;

игры - занятия “Угадай, кто тебя позвал”, “Определи на вкус”, “Пальчики – узнавальчики”, “Таинственные флаконы”, “Твёрдый – мягкий”;

сюжетно-ролевые игры “Больница”, “Кабинет окулиста”;

разучивание стихотворения об уходе за органами слуха;

стихи, потешки и загадки по теме “Органы чувств”;

беседы об органах чувств у животных и человека;

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты).

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Настроение у вас хорошее. Я рада.

Я предлагаю вам отправиться в необычный город – город Весёлых Человечков.

Тогда вперед: Музыкальная игра «Машина»

«Мы едем, едем, едем на быстром колесе, куда пока не скажем, потом узнают все.

Мы катим, катим, катим - спеши, спеши ездок, еще чуть-чуть и въедем в волшебный городок»

Как вы думаете, почему город так называется?

(Потому что там живут весёлые человечки; радостные человечки; люди, которые никогда не грустят и т. д).

- Чтобы попасть в город Весёлых человечков необходимо открыть замок на городских воротах. Посмотрите на экран и найдите ключ, у которого нет пары.

Упражнение “Подбери ключ к замку”.

Цель: развитие зрительного внимания.

- Молодцы! Ворота открыты, и мы можем зайти в город. Но посмотрите вокруг!

- Что же здесь происходит? Может мы не туда попали? Какое настроение у человечков? Можно ли их назвать весёлыми? Если нет, то почему? (Дети разбираются в мимике изображённых детей).

- Посмотрите, на экране появился сигнал “SОS!”. Что обозначает этот сигнал? (Сигнал, когда люди просят о помощи). В каких случаях люди им пользуются? (Когда случилась беда; когда людям срочно нужна помощь; когда людям грозит опасность).

- Что же случилось у Весёлых человечков? Они прислали нам письмо. Давайте прочитаем и узнаем, в чём дело.

Воспитатель читает письмо весёлых человечков, в котором они рассказывают о своей беде. Весёлые человечки разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе все перепуталось. Весёлые человечки просят детей помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.

Поэтому, веселые человечки приглашают нас и других гостей в «Институт здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у института такое название?

(Ответы детей).

Вы правы, там изучают здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

- Хотите узнать что-нибудь о них? (Да).

«Кто такой командир?» (Ответы детей)

- А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга)

- Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

- Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.).

- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.

- На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга)

- Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

- А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

- У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)

- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Тогда отгадайте загадки.

Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

Помогают нам. (глаза) Запах хлеба, запах мёда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет. (нос)

Есть у зайца на макушке,

У тебя, твоей подружки,

Бывают слушки и неслушки.

Что же это? Наши. (ушки) Мягкое и твёрдое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое.

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша. (кожа)

Первым пробовать привык

угощенья все. (язык)

По мере отгадывания загадок на доску выставляются картинки

- Вы всё знаете, и я думаю, что сможете помочь Весёлым человечкам в их беде. Давайте продолжим наше путешествие по институту.

Игра малой подвижности “Четыре стихии”.

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Дети стоят полукругом. По команде выполняют то или иное движение.

Команда Движения

“Земля” Опускают руки вниз.

“Вода” Вытягивают руки вперед.

“Воздух” Поднимают руки вверх.

“Огонь” Прячут руки за спину.

Усложнение. Воспитатель даёт одну команду, а сам выполняет другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.

- Вот и первая остановка. Как вы думаете, как называется профессия этого человека? (Художник). Как вы догадались? (Он рисует, у него есть мольберт, краски, кисточки, возле дома стоит картина). Обратите внимание на настроение художника (Художник грустный, печальный, расстроенный). Художник разучился видеть цвета красок. И теперь его картины никому не нравятся.

Упражнение “Подбери правильный цвет”.

Цель: упражнение в правильном назывании цветов овощей и фруктов, развитие зрительно-моторной координации.

Предлагается заштриховать контурное изображение фруктов и овощей правильным цветом.

- Зачем же людям нужны глаза? (Чтобы видеть всё вокруг; чтобы распознавать предметы по цвету, по величине, по форме). Чтобы наши глаза стали крепкими и здоровыми, предлагаю их потренировать.

Зрительная гимнастика “Тренировка”

Солнышко с тучками в прятки играло (закрыть, открыть глаза)

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки (глазки вправо, глазки влево)

Легких – две штучки (глаза вверх)

Тяжелых – три штучки (глаза вниз)

Тучки попрощались, тучек не стало (закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло (широко открыть глаза)

Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь.

Вы знаете правила по охране зрения?

(Дети перечисляют правила)

Нельзя тереть глаза грязными руками.

Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

Нельзя долго играть в компьютерные игры

Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

- Отправляемся дальше. Смотрите, какая красивая девочка-садовод и в саду у неё растёт много цветов. Чем занимается девочка? (Выращивает цветы). Что вы можете сказать о её настроении? (У девочки грустные глаза; она плачет). Девочка выращивала в своем саду ароматные цветы. А теперь она совершенно разучилась распознавать их по запаху. Как определить по запаху тот или иной предмет? (Его нужно понюхать).

Дидактическая игра “Узнай по запаху”.

Цель: уточнение знаний о том, что некоторые предметы можно узнать только по запаху, даже не видя их.

Раздаются закрытые коробочки с отверстиями, в которых лежат: чеснок, лук, кофе.

- Узнайте по запаху, что лежит коробочке. (После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания).

- Для чего же нам нужен нос? (Чтобы что-то понюхать; чтобы узнать, чем пахнет; чтобы догадаться, что приготовила мама; почувствовать приятный аромат).

- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

- Вот и следующий житель города. Кто он по профессии? (Музыкант, скрипач). Как выдумаете, какую музыку он сейчас играет? (Грустную, унылую, скучную). Музыкант разучился слышать и совершенно запутался в музыкальных инструментах. Что нам помогает слышать различные звуки? (Уши). Что ещё можно услышать ушами? (Шум, речь, звуковые сигналы, звуки природы, музыку).

Дидактическая игра “Какой инструмент звучит?” (МУЗЫКА)

Цель: упражнение в различении на слух различных музыкальных инструментов.

Детям предлагается определить по звуку, какой инструмент звучит.

Двигательно-речевая миниатюра “Наш оркестр”.

Мы сегодня музыканты Стоят, распрямив плечи

И концерт сыграем вам. Кланяются.

Для открытия концерта

Мы ударим в барабан.

Бам, бам, бам, бам.

Мы ударим в барабан. Движения по тексту.

Скрипка нежно так поёт

И мелодию ведёт. Изображают игру на скрипке.

Здесь вступает фортепьяно: Изображают игру на фортепьяно.

Форте! Пьяно. Форте! Пьяно. Активно ударяют по клавишам на “форте” и мягко на “пьяно”.

А теперь труба трубит

И гудит, гудит, гудит. Играют на трубе.

Балалайка забренчала, Изображают игру на балалайке.

И гармошка заиграла. Изображают игру на гармошке.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

Пляшут все мои друзья. Изображают пляску, исполняя движения по своему выбору.

Слух для человека — это большая ценность, его надо беречь. Как надо беречь уши? (мыть, чистить, не застужать, делать массаж, чтобы кровь бежала по телу быстрее и мы чувствовали себя бодро, нельзя ковырять в ушах, нужно защищать уши от ветра и шума).

- Определите профессию этого человека (Повар).

Но разве можно готовить еду с таким настроением, как у нашего повара?

Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, компот солёный.

Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду? (Попробовать, лизнуть).

Какой орган чувств есть для этого у человека? (Язык).

Какие 4 вкуса вы знаете? (Сладкий, соленый, кислый, горький.)

Дидактическая игра “Узнай на вкус”.

Цель: упражнение в различении вкусов.

Воспитатель предлагает узнать по вкусу продукты питания (мармелад, лимон, солёный огурец).

Отвечаем на вопросы: Что бывает сладкое? Кислое? Солёное? Горькое?

- Зачем нам так необходим язык?

Вывод: с помощью языка мы определяем вкус.

- Задней частью языка мы чувствуем горький вкус, боковыми – кислый, спереди – солёный, а кончик языка определяет сладкий.

- А какое значение ещё имеет язык? (Участвует в образовании звуков).

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

- Скажите, ребята, о каком органе чувств мы еще не вспомнили? (О коже). Для чего человеку нужна кожа? (Защита организма, её одежда).

А какую роль играет кожа ещё?

Проведение опыта “Скажи, какое на ощупь” : дать попробовать холодное, мокрое, колючее, шершавое, гладкое и т. д.

Вывод: кожа является органом чувств : помогает определить качество предмета. (горячее, холодное, твёрдое, тупое, острое, мокрое, сухое и т. д.).

- Попробуйте определить только с помощью кожи пальцев форму предмета.

Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

Цель игры: определение формы предмета путём тактильно-двигательного восприятия.

- Найдите в чудесном мешочке и достаньте яблоко (грушу, морковь, огурец и. тд.).

Вывод: с помощью кожи мы можем определить и форму предмета.

- Назовите все органы чувств (Глаза, нос, язык, уши, кожа).

Игра “Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?”

Цель игры: закрепить у детей знания о функциях каждого из органов чувств.

Ход игры. Воспитатель по очереди кидает детям мяч, называя слово. Ребёнок называет соответствующий орган чувств и кидает мяч обратно. Например: острый — кожа, темно — глаза и т. д.

ГЛАЗА НОС ЯЗЫК УШИ КОЖА

белый

яркий

блестящий

светло

темно ароматный

приятный

резкий

слабый

горелый вкусный

сладкий

кислый

солёный громко

тихо

звенит

пищит

стучит острый

шершавый

гладкий

горячо

больно

- Посмотрите, лица Весёлых человечков изменились.

Какие они стали? (Весёлые, улыбающиеся, радостные).

Как выдумаете, почему Весёлые человечки стали по-настоящему весёлыми? (Потому что они всё вспомнили и снова научились пользоваться органами чувств. Потому что мы им помогли.)

- Весёлые человечки говорят нам “Спасибо!”

Итог:

Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора.

А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что "командир" нашего тела называется. (дети продолжают).

Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).

(Органы чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно вести себя).

Сюрпризный момент.

- На прощание веселые человечки подарили нам корзинку, я хочу угостить вас яблоками, которые содержат много витамин. Они полезны для всех наших органов.

Литература.

1. Воронкова Л. В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу друзей, Москва Педагогическое общество России, 2005 г.

2. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет, Москва Сфера, 2010 г.

3. Фисенко М. А. ОБЖ, разработки занятий, Волгоград “Корифей”, 2008 г.

4. Гальцова Е. А. Культурно - досуговая деятельность детей, Волгоград “Учитель”, 2009 г.

5. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам, планирование и конспекты, Москва Сфера, 2009 г.

6. Кондратьева Н. Н., Шилёнок Т. А., Маркова Т. А., Виноградова Т. А. Программа экологического образования “Мы”, С-П “Детство-Пресс”, 2004 г.

7. Сигимова М. Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников, игры-занятия, Волгоград “Учитель”, 2009 г.

8. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. “Школа здорового человека” Программа для ДОУ, Москва “Творческий центр”, 2006 г.

Публикации по теме:

Конспект беседы в старшей группе «Органы чувств человека» Конспект - беседа в старшей группе «Органы чувств человека» Цель: закреплять знания детей об органах чувств человека (зрение, слух, вкус,.

Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств»Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как пчела переносит пыльцу»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как пчела переносит пыльцу» Цель: Помочь детям выявить, как происходит процесс опыления у растений с помощью пчёл. Задачи: Образовательные: - Формировать у детей представление.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,.

Конспект НОД «Наши помощники — органы чувств» (средняя группа)Конспект НОД «Наши помощники — органы чувств» (средняя группа) Конспект непрерывно - образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники – органы чувств».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег» Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Исскуственный снег».Цель – Создание условий для формирования представлений.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств»Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств» Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники-органы чувств» Васильева Елена Федоровна. Цель: .Сформировать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Наши помощники — органы чувств»
Опубликовано: 9 апреля 2022 в 20:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Наши помощники — органы чувств»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Безъязыкова (УИ 630151) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД