Анна Суворова
Конспект организованно образовательной деятельности для детей старшей возрастной группы «Чудеса на кухне»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Родничок»
Конспект организованно образовательной деятельности для детей старшей возрастной группы
«Чудеса на кухне»
Воспитатель:
высшей квалификационной категории
Суворова Анна Владимировна
р. п. Усть-Донецкий
2023 г.
Публикация «Конспект организованно образовательной деятельности для детей старшей возрастной группы „Чудеса на кухне“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тип: интегрированное
Возраст детей : старшая группа (5 – 6 лет)
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Форма организации работы : подгрупповая (8 человек).
Цель: формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные :
обогатить представления детей о свойствах продуктов питания, об их пользе; закрепить представления о правильном питании.
Развивающие:
развивать познавательную активность наблюдательность, внимание;
развивать умение слушать воспитателя и сверстников, работать в паре и в группе;
Воспитательные:
продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Словарная работа: Активизировать в речи слова: лаборатория, исследователь, опыт, эксперимент, открытие, экспериментировать, электричество, витамины, питательные вещества, лимонная кислота, растворяться
Пассивный словарь: жиры, белки, углеводы, минералы, кальций, железо, красители.
Предварительная работа: эксперименты с водой, с растительным маслом, опыт «Как сделать молоко из воды?», опыт «Как растворить растительное масло в воде?» беседы «Почему молоко белое?» «Польза молока», «Вредные и полезные продукты?» «Питательные вещества и их значение для нашего роста и развития», чтение загадок, потешек, стихов про фрукты и овощи, сюжетно-ролевые игры «На кухне», «День рождение», «В детском кафе».
Оборудование: молоко, краски гуашевые, жидкость для мытья посуды, кисточки по количеству детей, ватные палочки по количеству детей, пластмассовые тарелки 10 штук, пластмассовые ложки 9 штук, 1 упаковка чипсов, 5 листов белой бумаги А4, шаблоны снежинок на каждого ребенка, предметные картинки с изображением молока, чипсов,соли
Методы и приё мы:
- словесный (речевой образец, объяснение, повторение, пояснение, просьба);
- наглядный (алгоритм выполнения работы)
- практический (опыты)
Содержание занятия:
I. Организационный этап.
Ход ООД:
Приветствие: Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
Я пришла к вам не одна-
Гостей в группу привела!
Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. (дети здороваются с гостями)
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, а какой волшебный, сказочный праздник вы недавно встретили?
Дети: Новый год!
Воспитатель: Под Новый год происходит волшебство, вот и посылочка волшебная пришла в детский сад «Жар птица». Ой, дети,что утром было, я сказать забыла. Только в садик я зашла, эсэмэска мне пришла. Написал мне «чудо-друг», повернитесь пожалуйста к экрану.
Озвучка. Есть место на земле одно, а попасть туда хоть раз мечтает каждый, но сделать это сможет только тот, кто сердцем верит в сказку. И однажды в страну волшебную он непременно попадет.
(На экране сказочное появление Волшебника)
Здравствуйте дети группы «Колокольчик». Это я, ваш добрый Волшебник. Наслышен я о ваших делах славных,о ваших опытах интересных. О, мои маленькие «Почемучки»,сегодня я вас отправлю в одно интересное место на земле, где вам предстоит многое узнать и исследовать, а чтобы попасть туда, отгадайте загадку.
Загадка от Волшебника
Тут пронзительно свистит чайник рано утром!
Холодильник здесь стоит, раковина с краном!
Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама!
Воспитатель: Хотите туда попасть? Чтобы попасть на волшебную кухню,
давайте закроем глазки и произнесем волшебные слова.
1,2,3 повернись
На волшебной кухне очутись!
Воспитатель: Вот мы и очутились на волшебной кухне. А кто нам поможет путешествовать (На экране появляется Карта)
Воспитатель: Правильно, Карта, которая находилась в волшебном сундуке. Давайте спросим у карты, куда же мы должны двигаться?
Воспитатель: Карта, карта, помоги, куда идти нам подскажи.
(Здравствуйте, юные помощники Доброго Волшебника, Я, Волшебная карта, я вам все покажу и что делать расскажу. Наше приключение начинается с посещения Волшебной кухни. Мы отправляемся в пункт №1.
Воспитатель: давайте мы найдем пункт №1.
II. Практический этап.
Воспитатель: Ребята, а что обычно мы делаем на кухне?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, на кухне мы готовим, а для этого нам нужны различные продукты. Пословица гласит: «Здоровье приходит во время еды». Как вы понимаете эти слова?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о свойствах некоторых продуктов, об их пользе, а может, и вреде для нашего организма. Ведь если нам не будет хватать необходимых полезных веществ, то организм не сможет бороться с болезнями и заболеет.
Опыт № 1 «Молочные озёра».
Карта: Чтобы определить о каком продукте вначале пойдёт речь, вам нужно отгадать загадку.
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу.
(Молоко)
Ответы детей.
Воспитатель: Чем полезно молоко?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, все ваши ответы правильны. Мы уже с вами знаем, что в молоке содержится 90% воды, сухого вещества, в котором много полезных веществ, витаминов, кальция, железа (воспитатель на доске вывешивает схемы белка, жира, углевода). Молоко помогает увеличить сопротивляемость организма различным заболеваниям. А как проверить, действительно, в молоке содержатся полезные жиры?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти сесть за столы.
Дети и воспитатель садятся за столы во второй половине группы.
Воспитатель: У вас на столах стоит молоко в тарелках. Добавьте в тарелку немного разведённой гуаши (воспитатель заранее подготовил небольшие ёмкости с разведённой гуашью разных цветов). Возьмите кисточку, окуните ее в жидкость для мытья посуды. Кстати, почему мы взяли именно жидкость для мытья посуды?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы этой жидкостью очищаем от грязи и жиров посуду. А теперь прикоснитесь кисточкой к молоку. Расскажите, что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от кисточки. Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. То есть на примере этого опыта мы убедились, что в молоке много полезных жиров.
Воспитатель: Ребята, действительно, если пить молоко будешь сильным, здоровым? Подтверждается наша пословица?
Ответы детей.
Воспитатель: Спросим у карты, куда нам дальше идти
Музыкальная пауза
Карта: А сейчас мы отдохнем в пункт 2 попадем, где весело станцуем и радостно споем. (Кружится калейдоскоп)
Воспитатель: Отдохнули, молодцы, обратимся снова к карте….
Карта: Чтобы попасть в пункт 3 вам нужно отгадать загадку
Все мы сыновья картошки
Но для нас не надо ложки
Мы хрустим, хрустим, хрустим
Угостить ребят хотим
Опыт № 2 «Хрустящие чипсы».
Воспитатель: Берем несколько чипсов и кладём их на лист бумаги, лист бумаги сгинаем пополам, а чипс внутри листа крошим. Аккуратно уберите на тарелочку кусочки чипсов с бумаги и посмотрите на нее на свет (направляем лист бумаги на окно). Какая стала бумага?
Ответы детей : Бумага покрылась пятнами с желтым оттенком.
Воспитатель: Эти жёлтые пятна – жир. Чипсы содержат большое количество жиров. А желтый цвет обозначает присутствие в продукте красителей.
Вывод: Чипсы вредны для здоровья, так как там много жира и красителей.
По результатам нашего эксперимента можно сделать вывод, что чипсы – жирная высококалорийная жареная пища с добавлением красителей и ароматизаторов. Такая пища не может приносить пользу детскому организму. В чипсах нет ни витаминов, ни минералов, ни хороших белков и углеводов.
Обращение к карте….
Карта: Чтобы в пункт 4 вам попасть прошу загадку разгадать
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна.
Воспитатель: Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.
Мы с вами подышали, наполнили наши легкие морским воздухом.
Обращение к карте ….
Карта: Отправляю вас в пункт Мастерства. (Кружится калейдоскоп)
Пальчиковая гимнастика
Сижу и снежинки в ладошку ловлю
Я зиму и снег и снежинки люблю,
Но где же снежинки, в ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки, куда?
Расстаяли хрупкие льдинки, лучи
Как видно ладошки мои горячи.
Воспитатель: Хотите, я вас научу делать волшебную соль. Ведь волшебные свойства соли на этом не заканчиваются. Скажите, что мы можем делать с помощью соли? (какие-то творческие поделочки, можно рисовать с помощью соли). Сейчас я вас научу делать волшебную соль и мы с помощью соли будем раскрашивать нашу волшебную снежинку.
Возьмите чашечки, высыпьте блестки и очень хорошо перемешайте, возьмите клей и намажьте лучик снежинки клеем и тут же посыпьте нашей волшебной солью. Таким образом вы должны сделать все лучики нашей снежинки. (Включить музыку Российский Д. М.)
III. Заключительный этап.
Воспитатель: Наше путешествие по Волшебной кухне закончилось. Давайте закроем глазки и произнесем 1,2,3 повернись, в детском саду очутись.
Воспитатель: Ребята, какие опыты мы сегодня проводили? Зачем мы это делали? Важно ли то, что вы сегодня узнали? Какой опыт больше
всего понравился и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были настоящими учёными, желаю вам продолжать экспериментировать и узнавать много нового и интересного.
А в завершении нашего путешествия, примите от меня «Корзину здоровья».
До свидания.
Список использованной литературы:
1. Подготовительные курсы к школе: комплекс обучающих программ для детей 5-6 лет / Г. А. Медведева, Л. А. Кузнецова, И. А. Кораблева. – М. : Логос, 2016.
2. Развитие речи детей дошкольного возраста / Е. А. Хоменко, О. В. Хоменко. – М. : Просвещение, 2018.
3. Физическое развитие детей дошкольного возраста : методическое пособие / Н. В. Никитина, А. С. Романова. – М. : Гуманитарный издательский центр, 2017.
4. Опыты для детей : книга для родителей и воспитателей / Е. Г. Шеховцова, А. В. Чуприкова. – М. : Эксмо, 2017.
5. https://elibrary.ru/item.asp?id=29222536.
6. https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/puteshestvie-v-vesennij-les-k-dikim-zhivotnym.html.