Галина Блоха
Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы «Портрет богатыря»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы «Портрет богатыря»
образовательная область: «Художественное творчество»
Цель – формировать умение рисовать портрет людей
Задачи – учить определять жанры живописи, особое внимание уделить портрету и батальному жанру.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы „Портрет богатыря“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. ИЗО, рисование, аппликация, лепка
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Расширить представление о портрете, основным правилам его написания, развивать умение делать набросок простым карандашом, используя нажим разной силы для определения главной и вспомогательной линий. Формировать чувство гордости за историю нашей Родины, знаменитых русских художников.
Материалы: репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», отрывок пьесы «Богатырские ворота» из музыкального произведения «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского бумага, простые карандаши, ластик, акварель, стаканчик-непроливайка, клеенка на столы. Для игры «Определи жанр живописи» - иллюстрации картин знаменитых художников разных жанров – пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, баталия, бытовой жанры.
Ход.
Воспитатель – предлагаю начать наше занятие не совсем обычным способом – мы много времени уделили искусству, в частности живописи, мне хочется проверить, как вы поняли материал. Для этого предлагаю рассмотреть знакомые иллюстрации известных картин русских художников и помочь мне определить их жанр. Вам необходимо разложить эти иллюстрации согласно жанру. А какие жанры живописи вам запомнилось больше всего? Дети называют, если затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами.
Воспитатель проверяет правильность выполненного задания.
Тему нашего занятия вы можете узнать, отгадав мои загадки.
Воспитатель загадывает загадки о богатырях.
В сказках людям помогают,
От врагов всю Русь спасают.
Нет добрее и сильней,
Русских трех (богатырей)
Он мощный воин
Сильный духом.
И верный конь есть у него.
А кто ходит на Русь войною,
Отведал силушки его… (богатырь)
Воспитатель - сегодня мы познакомимся с творчеством художника, который очень любил русскую старину, легенды, сказки, былины. Зовут этого художника Виктор Михайлович Васнецов. Самая известная картина М. В. Васнецова «Богатыри». Художник изобразил трёх богатырей верхом на лошадях. Они стоят на заставе, на границе земли русской. Подумайте, что они здесь делают? (Ответы детей). Да, они, как пограничники, охраняют родную землю, смотрят, нет ли врагов, не собирается ли кто-то напасть на Русь, не обижают ли кого – то, не нужно ли защитить слабого?
Давайте рассмотрим передний план картины. Это три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. В центре Илья Муромец - самый сильный, самый мощный и крепкий из богатырей. Вы согласны с этим, дети? Почему вы так считаете? (Ответы детей). Сам художник дает нам в этом подсказку. Посмотрите, именно у Ильи Муромца самая широкая грудь, самые мощные плечи, самая крепкая фигура. Даже рядом со своими товарищами он выглядит как могучий великан. У него и конь с самыми крепкими ногами, с самой широкой грудью и мощной шеей. Только такой сильный конь может нести на себе могучего богатыря.
Одет Илья Муромец в кольчугу – рубашку из металлических колец, она защищает богатыря в бою от вражеских стрел. На голове у Ильи Муромца шлем, в руке копьё, а на плече щит. На правой руке висит булава. Булава – это не просто оружие, это награда. Её вручали лишь избранным за заслуги в бою, не каждому удавалось заслужить такую награду.
С права, от Ильи Муромца, на белом коне Добрыня Никитич. Он совсем другой по характеру. Посмотрите, Илья Муромец, ещё только всматривается вдаль, размышляет, думает. Нога у него не в стремени, копьё у него лежит поперёк седла, щит на плече не в боевом положении. А Добрыня Никитич уже вынимает меч из ножен, уже щит поставил к груди в боевое положение, уже готов ринуться в бой. Конь его поднял голову, раздул ноздри, взмахнул гривой, вот – вот поскачет вперёд.
И наконец, третий богатырь – Алёша Попович, самый молодой. Он без бороды, лишь тонкие усики. Каков он по характеру? Илья Муромец всматривается вдаль, Добрыня Никитич готовится к бою, а Алёша Попович задумался, замечтался о чём – то своём. В одной руке у него лук со стрелой, другая рука опущена. Щит у него далеко за спиной, на боку колчан со стрелами. С другой стороны за рукой с плёткой у Алёши Поповича не оружие, там гусли. Алёша Попович поэт. Стихи в прежние времена читали нараспев под гусли. После походов, сражений собирались воины вместе, устраивали богатырские пиры, и Алёша Попович читал-напевал свои стихи о подвигах, о боях – сражениях.
Три богатыря – три воина, но у каждого свой характер, свои особенности, своя уникальность.
Перед вами лежат все необходимые инструменты-помощники художников. Предлагаю вам побывать самыми настоящими художниками. Сначала подумайте, портрет какого богатыря вы хотите изобразить, как он будет выглядеть, что именно вы нарисуете. Набросок будущей картины делаем простым карандашом, сначала рисуем еле видные линии. Обратите внимание, где располагаются глаза, нос, уши, рот. Как сильно одет на голову шлем, какое выражение лица у богатыря. Серьезен он, или задумчив, или рад от победы в тяжелом бою. Затем, все главные линии прорисуем более четко.
В помощь вашей работе будет музыка, которая может подсказать какой богатырь может получиться.
Предложить детям нарисовать портрет богатыря. Сначала сделать набросок простым карандашом, затем раскрасить акварелью.
По окончании работы, после того как высохнет краска, дети рассматривают получившиеся работы, высказывают свое мнение о богатырях, пытаются определить, какой характер у богатыря, что с ним могло произойти.