Надежда Бакулина
Конспект организационной образовательной деятельности по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Дымковская барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организационной образовательной деятельности по лепке с детьми старшего возраста
на тему: "Дымковская барышня".
Цель: содействовать знакомству с народным декоративно- прикладным искусством; способствовать развитию эстетического вкуса и творчества.
Задачи: формировать умение лепить по мотивам народной игрушки, лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции, чувство формы, цвета.
Публикация «Конспект организационной образовательной деятельности по лепке с детьми старшего дошкольного возраста „Дымковская барышня“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
Средства: дымковские игрушки, альбом о народных промыслах, пластилин, дощечки, стеки, салфетки.
Способы: художественное слово (стихи, загадки,вопросы, п\и"Весенний хоровод"(муз. В Филипенко, д\и с мячом "Назови элемент".самостоятельная деятельность. Рефлексия Чем мы занимались? Что особенно понравилось?
Ход ООД:
- Сегодня ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Послушайте загадку:
Расписные коньки,
Разноцветные индюки,
И гусары бравые -
Играй вдоволь, да смотри,
Только нас не урони. (дымковская игрушка)
(Открывается выставка дымковских игрушек, идет беседа по теме)
-Почему дымковские игрушки нельзя ронять?
Издавна славится наша родина своими мастерами, умеющими превращать природные материалы (красная глина и чистый песок) в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов.
Я предлагаю Вам вспомнить, почему эти игрушки называют Дымковские? (1. На берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась слобода Дымково, люди которой занимаются изготовлением игрушек 2. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы. ( Автор: В. Фофанов)
С незапамятных времен здесь лепили из глины игрушки.
Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью готовили на всю зиму красную глину и чистый песок. Затем, смешав глину с песком и водой, тщательно месили ее до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили большие основные части игрушки и отдельно – мелкие, которые затем прилепляли и примазывали к игрушке с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным молоком. К работе готовили 6-10 красок: растирали красочный порошок на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами. ( Автор: П. Синявский)
Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил. (Народное творчество)
Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы (Народное творчество)
И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся ( Автор: П. Синявский)
( Дети играют в малоподвижную игру с мячом: "Назови элемент".)
- Сегодня мы с вами будем лепить свою " Дымковскую барышню", как настоящие народные мастера.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд. (Народное творчество)
- Поэтапное объяснение выполнения самостоятельной деятельности (дети выполняют движения вместе с воспитателем только без пластилина- вместо пальчиковой гимнастики)
1. Берем большой кусок пластилина и делаем колбаску и сплющиваем ее, соединяем края и получаем юбку. Из колбасок поменьше делаем украшение для юбки (для украшения юбки делаем колбаски разных цветов, прилепляем колбаски прямыми линиями или кольцами к юбке.
2. Берем 1/3 часть куска пластилина это туловище нашей барышни, прилепляем к юбке.
3. Лепим фартук, для этого нужен кусок белого пластилина, делаем полукруг, и, прищипывая по краю пальцами, делаем оборку и прилепляем к юбке.
4. Небольшой кусок белого пластилина скатываем между ладонями в шарик, это голова, прилепляем к туловищу.
5. Выбираем цвет пластилина для рукавов, небольшие комочки пластилина скатываем шарики и прилепляем к туловищу по бокам.
6. К рукавам прилепляем колбаски – это руки.
7. Украшение барышни :
- кокошник выполняем по подобию фартука;
- волосы, лепим тонкую колбаску коричневого цвета, складываем пополам и скручиваем, прилепляем к голове ближе к кокошнику;
- украшаем лицо нашей барышни.
Самостоятельная деятельность. (звучит музыка Г. Фрида "Песенка о весне", воспитатель помогает детям.
Работы дети несут на выставку, где они рассказывают о своих игрушках.