Наталья Смирнова
Тема организационной образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема организационной образовательной ситуации для детей
«Друзья»
[/b]
09.06. – Международный день друзей
Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие
Публикация «Тема организационной образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста „Друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.
Цель:
Уточнить представление детей о том, что значить «уметь дружить».
Задачи:
Образовательные:
- научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения;
- обобщить и закрепить знания о пословицах и поговорках о дружбе;
- обобщать и расширять знания детей по теме «дружба»
Развивающие:
- развивать мыслительную, речевую деятельность, используя проблемные ситуации;
- развивать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;
- развивать умение вежливого, доброжелательного общения.
Воспитательные:
- воспитывать толерантность (взаимную терпимость);
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Метод:
- наглядное обучение;
- словесный;
- игровой;
- практический.
Информационные ресурсы:
- ИКТ: видеопроектор «Optoma DS211», ноутбук Samsung.
Материалы:
- аудио запись «Песенка друзей»;
- иллюстрации с изображением различных ситуаций взаимодействий детей;
- воздушные шарики (по количеству пар);
- листы бумаги;
- карандаши цветные,
- подборка пословиц и поговорок о дружбе.
Ход деятельности:
[/b]
Воспитатель входит в группу и напевает песенку
Воспитатель: - Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья. ….
Воспитатель: - А кто может продолжить эту песенку? Ответы детей. Двигательная импровизация. Приложение 1
(ставиться аудио запись)
Воспитатель: - Про что песенка?
Высказывания детей.
Воспитатель: - Что значит дружить? Что бы это узнать мы сыграем в игру.
Игра-упражнение «Дружить – это…»
Дети высказывают свое мнение.
А вот сейчас мы узнаем, как вы относитесь к своим друзьям
Игра «Мост дружбы».
Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.
Взрослый показывает воздушный шарик и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».
Воспитатель: - Молодцы как много хорошего вы друг другу сказали.
Имитация «Друзья»
Приложение 2.
Цель: развивать выразительность движений, способность к образному перевоплощению.
Мальчик стоит одиноко, скучает, в сторонке играют двое детей, они замечают одинокого мальчика, подходят с улыбкой к нему, берут его за руку и начинают весело играть вместе (проигрывая подобные ситуации, дети переживают соответствующие чувства и в результате начинают лучше понимать настроение и чувства других людей).
Воспитатель: - А сейчас мы поиграем в игру, один из вас опишет характер друга.
Воспитатель: - Каким бы вы хотели видеть своего друга?
Игра «Опиши друга»
Цель: развивать слуховую и зрительную память, коммуникативные способности.
Дети внимательно рассматривают друг друга. Педагог просит описать друга по внешнему виду, цвету волос, одежде. Ребята называют имя ребенка. Делается вывод, насколько дети внимательны.
Воспитатель: - Умнички! Все справились с заданием.
Воспитатель: - Мне бы хотелось узнать, как вы внимательно меня слушали в прошлый раз. Я бы хотела, чтобы вы продолжили пословицу (поговорку):
Друг познается в …. (беде).
Друзей много, а друга …. (нет).
Друг за друга держаться - ничего не …. (бояться).
Легко друзей найти, да трудно …. (сохранить).
Ситуация
[/b]
Воспитатель: - Вы поссорились с другом перед вашим днем рождением. Пригласите ли вы его на свой день рождения?
Ответы детей.
Воспитатель: - Пригласит ли он вас?
Ответы детей.
Воспитатель: - Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Если он вас не пригласит, что вы сделаете?
Ответы детей.
Воспитатель: - Хорошо ли ты чувствуешь себя, когда ты в ссоре?
Ответы детей.
Воспитатель: - Подскажите, как можно исправить ситуацию и помирится с другом?
Рассуждение детей.
Воспитатель: - Правильно мы заем игру «мирилочка».
Упражнение Мирилочка
Цель: воспитывать уважение и доброжелательность.
Педагог спрашивает у детей, бывает так, что дети ссорятся, обижаются друг на друга. Если такое случается, необходимо сделать шаг навстречу и помириться со своим другом. А в этом поможет мирилочка. Дети цепляются мизинчиками и проговаривают слова.
Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы …. (друзья).
Творческое задание «Сложи картинку дружбы»
Цель: развивать творческое воображение, наблюдательность.
Группа делиться на две команды. Педагог предлагает детям сложить пазлы.
Молодцы, команда победителей собрав первыми пазл, помогла другой команде.
Что мы сегодня узнали.
- Если когда не играет, можно позвать их в игру.
- Когда ссорятся или обижаются нужно сделать шаг на встречу и помирится. Это можно сделать с помощью мирилки.
Понравилось вам занятие?
На память давайте с вами сфотографируемся, запечатлев дружбу.
Берегите своих друзей, дружбу и вам радостнее будет жить.
Приложение 1
«ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ»
СЛОВА СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА
МУЗЫКА МИХАИЛА СТАРОКАДОМСКОГО
Описание движений
И. П. –дети стоят друг за другом.
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья. Ходьба друг за другом бодрым шагом.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём. И. П. – стоя лицом в круг.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая! На слова «Кра –со-та» -три хлопка справа у головы.
Повторение - три хлопка слева.
На слова «Мы берем с собой кота» - на 4-х прыжках руки вниз.
На слова «чижика» -наклон вперед, руки назад «хвостиком»,
«собаку» -слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опущены,
«Петьку –забияку» -шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,
«обезьяну» -наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперед, «попугая» -наклон в том же положении влево,
«вот» -руки вперед, «компания какая» - руки опустить».
Повторение последней фразы – движения те же, в конце – шаг на месте.
Когда живётся дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить. Ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками («паровозик»).
Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей:
Они тебе помогут,
И с ними веселей. На повторение музыки изменить направление движения, руки «держат руль» - имитация езды на автомобиле.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая! Припев – движения те же.
Мы ехали, мы пели
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой. Подскоки по кругу друг за другом.
Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал,
В пути не скучно было,
И каждый напевал: Начиная со слов «Нам солнышко светило» одновременно с подскокам и выполняют маховые скрещивающиеся движения над головой («ветерок»). Эти движения можно выполнять врассыпную и к припеву становиться лицом к зрителю.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая! Припев – движения те же.
На последний аккорд – прыжок на месте, руки вверх.
Приложение 2
Картинки 1
Картинка 2
Приложение 3
Пословицы и поговорки о дружбе.
Бедный знает и друга и недруга.
Без беды друга не узнаешь.
Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.
Будь друг, да не будь в убыток.
Будь друг, да не вдруг.
Был бы друг, найдется и досуг.
Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.
Был Филя в силе - все други к нему валили, а пришла беда - все прочь со двора.
Верный друг лучше сотни слуг.
Вешний лед обманчив, а новый друг не надежен.
Волк — хищник по природе, а человек — по зависти.
Вражда не делает добра.
Все за одного и один за всех.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Все пройдет, одна правда останется.
Где лад, там и клад.
Дал слово, держи его.
Дальний путь, да ближний друг.
Два горя вместе, третье пополам.
Два друга - мороз да вьюга.
Держись друга старого, а дома нового
Держись за землю-матушку — она одна не выдаст.
Для друга и семь верст не околица.
Для милого друга не искать досуга.
Для милого дружка и сережку из ушка.
Доброе слово лечит, а злое убивает.
Добрый друг лучше ста родственников.
Доносчику первый кнут.
Друг верен во всем измерен.
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи только всплачешься.
Друг познается в беде.
Дружба да братство дороже всякого богатства.
Дружба дружбой, а в карман не лезь.
Дружба дружбой, а служба службой.
Дружба — дело святое.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Друзей много, а друга нет.
Дружба народов увеличивает их силу.
Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет.
Жаль друга, да не как себя.
Жить было с другом, да помешал недруг.
Жить не тужить — добро добыть да лиха избыть.
Завистливый от чужого счастья сохнет.
Зависть добра не прибавит.
Змея кусает не для сытости, а для лихости.
Знаем вас — были вы у нас: после вас колуна не досчитались.
Зовется другом, а обирает кругом.
И сват свату друг, да не вдруг.
И собака помнит, кто ее кормит.
Иглой да бороной деревня стоит.
Как аукнется, так и откликнется.
Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце.
Карманы туги так будут други.
Кому мир недорог, тот нам и ворог.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Кто в нраве крут, тот никому не друг.
Кто друг себе, а кто и недруг.
Кто хвалится, тот кается.
Ласковое слово лучше сладкого пирога.
Ласковый роток да чистые руки по всей земле обведут.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Лжец - всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг.
Лучше матери друга не сыщешь.
Лучше умереть возле друга, чем жить у своего врага.
Люби спорщика, не люби потаковщика.
Мил да люб, так и будет друг.
Много добра в кувшине, да головой в него не пролезешь.
Мстят сильно иногда бессильные враги.
На себя не наговаривай, а с друга сговаривай.
Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
Назвался другом - помогай в беде.
Нашего горя и топоры не секут.
Не бей в чужие ворота плетью, не ударили бы в твои дубиною.
Не будь упрям, а будь прям.
Не в обиду будь сказано.
Не до дружка, до своего брюшка.
Не имей 100 рублей а имей 100 друзей!
Не имей сто латов а имей сто друзей.
Не ставь недруга овцою, а ставь его волком.
Недоверие убивает дружбу.
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Нужно много дней и ночей, чтобы узнать человека.
От теплого слова и лед тает.
По щедрости руки видно, какое сердце.
Правда всего дороже.
Правду говорить - друга не нажить.
Потому хорошо живется, что дружба народов в нашей стране ведется.
Путь к победе проще и короче, когда дружит крестьянин и рабочий.
С волками жить - по волчьи выть.
Сабля ранит голову, а слово – душу.
Сердечный друг не родится вдруг.
Солома с огнем не дружись.
Соха не плуг, приятель не друг.
Столько наговорил, что и в шапку не возьмешь.
Счет дружбы не портит.
Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
Тихая вода берега подмывает.
У нашего свата ни друга, ни брата.
Умный себя винит, глупый - своего товарища.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Царю правда лучший друг.
Чужому горю не смейся.
Приложение 4
МИРИЛКИ.
Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.
1. Ссориться не будем.
Будем мы дружить.
Клятву не забудем,
Пока будем жить.
Ир - ир- ир- ир,
Наступил мир.
Ба-ба-ба-ба
Снова дружба.
Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.
И я больше не дерусь.
Ну, а если подерусь,
В грязной луже окажусь.
2. Жили - были я ли, ты ли
Между нами вышел спор.
Кто затеял позабыли
И не дружим до сих пор.
3. Петя драться любит очень
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат.
Сам ты в этом виноват!
Драчунов и нытиков
Пусть исправит критика.
4. Ем я кашу и сметану,
У меня силёнки есть.
Все же драться я не стану,
Только ты ко мне не лезь.
5. Улыбкой делиться мы будем,
И с дружбой по жизни шагать.
Пожалуйста, больше не будем,
Друг друга мы обижать.
6. Лучше съешьте вы ириску
Или сладких сухарей.
А драчливых и капризных
Прочь гоните поскорей.
7. Не ругайся, не бранись.
А скажи ты: «Подружись»
А скажи ты: «Помирись»
Будем мы с тобой всегда
Неразлучные друзья!
8. Мы с тобою подружились
Чтобы вместе играть.
Чтоб игрушки и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы ссора исчезла
И пропала обида
Чтобы яркое солнце
Нам светило всегда.
9. Кто будет играть в интересную игру
Драться, обзываться
Тому не разрешу.
Лучше весело играть
Никого не обижать,
Если будешь драться –
Один можешь остаться.
10. Я твой друг,
Ты мой друг
Руку мне давай
И меня не обижай.
11. Раз, два, три, четыре, пять.
Мы помиримся опять,
Руку крепко мы пожмем
И опять дружить начнем.