Ирина Гнилевская
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Напитаем душу красотой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста
«Напитаем душу красотой»
Гнилевская Ирина Валентиновна
Тема. «Напитаем душу красотой»
Цель. Дать представление о традициях кубанского быта.
Программное содержание.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Напитаем душу красотой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Образовательные задачи : ознакомление детей с народно-прикладным искусством Кубани – вышивкой, кубанской росписью. Формирование у детей умения аккуратно работать красками.
Развивающие задачи: развитие у детей творческих способностей, понимание названий праздников.
Воспитательные задачи: воспитание интереса к произведениям народного искусства Кубани.
Технологии:
1. Технология развивающего обучения.
2. Технология проблемного обучения.
3. Здоровьесберегающая.
Методы:
1. Стимулирующий.
2. Создание благоприятного климата.
Предварительная работа: экскурсия в мини-музей детского сада «Кубанская горница», рассматривание изделий кубанских рукодельниц, чтение песенок, потешек, рассматривание на мультимедиа, ноутбуке – кубанских изб, украшений, вышивок.
Словарная работа: рождество, крестины, сходница, светёлка, рушник, настольник, «птушки», подкова, передник.
Материал: птички из теста, рушники, трафареты с народными орнаментами, кисть, тампоны, салфетки.
Сюжетная завязка.
Воспитатель. Ребята, я хочу вас пригласить в необычное путешествие. Вы согласны?
Дети. Мы согласны! А почему необычное?
Воспитатель. Я хочу вас познакомить с кубанскими обычаями, изделиями Кубанских рукодельниц. Поэтому мы отправляемся на кубанское подворье. На чём бы вы хотели поехать?
Дети. На машине, маршрутке.
Воспитатель. Вы все современные дети, и привыкли ездить на автомобилях, а вы знаете, раньше когда не было автомобилей все жители Кубани ездили на лошадях. Вот и я вам предлагаю выбрать себе понравившуюся лошадь, оседлать её, и в добрый путь.
Вот мы приехали, вам понравилось ездить на лошадях.
Дети. Да!
Воспитатель. Ребята, посмотрите какое замечательное подворье, хата. Давайте немного отдохнём, разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружок)
Чтоб у домика дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой).
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальчики «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения.)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»).
Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, обычаях, праздниках. Давайте вспомним, какие праздники отмечают на Кубани.
Дети: на Кубани празднуют – Рождество, рождение ребёнка, крестины, свадьбы, проводы на службу.
Воспитатель. Умницы. А скажите ещё, чем занимались люди зимой.
Дети. Женщины зимой вышивали, шили, вязали, пряли, а мужчины делали деревянные игрушки.
Воспитатель: правильно ребята. Зимними холодными днями и вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов. Иногда это делали в одиночку, а чаще всего собирались вместе на сходницу. Есть даже такая пословица. А может, кто вспомнит.
Дети. «Собирай всю родницу на весёлую сходницу».
Воспитатель. Правильно, а ещё задушевная песня помогала людям в работе. Вот я и приглашаю вас в светёлку на весёлую сходницу. Вместе дружно поработаем, а потом повеселимся. Хотите?
Дети. Да!
Воспитатель: ну, тогда милости прошу! (воспитатель надевает фартук украшенный народными кубанскими орнаментами).
- Хозяйка в дому, что оладушек в меду.
- Она убирает, она подаёт.
- Она одна, за всё отвечает.
- Ведь какова пряха, такова и рубаха.
Проходите гости дорогие, ко мне в светёлку на сходницу. Посмотрите сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали руки взрослых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают светёлку. Что вам больше всего нравится? Что вы видите?
Дети: нам нравится скатерти.
Воспитатель: дети рассмотрите внимательно скатерти, какие они?
Дети: они красивые, украшены ажурными кружевами.
Воспитатель: умницы! А скажите мне, пожалуйста, как называлась в старину скатерть.
Дети: в старину скатерть называли – настольник.
Воспитатель: почему её так называли?
Дети: так как клали её на стол.
Воспитатель: хорошо. Что ещё вы видите в моей светёлке?
Дети: мы ещё видим здесь салфетки, полотенца.
Воспитатель. Молодцы. А как вы думаете, как на Кубани называли полотенца?
Дети: полотенца на Кубани называли – рушниками.
Воспитатель: давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках, какие узоры подбирали.
Дети: на рушниках вышивали цветы, птиц.
Воспитатель: правильно, узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Ой, ребята посмотрите на мой передник. Что вышито на нём?
Дети: на переднике вышиты цветы.
Воспитатель: а вы знаете, что означает эта вышивка?
Дети: мы, не знаем.
Воспитатель: тогда слушайте внимательно и запоминайте. Цветок с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни - это дедушка и бабушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая чёрная линия – символ земли.
Дети, а вы знаете, для чего рушники нужны в доме?
Дети: ими украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно весела икона.
Воспитатель: молодцы, всё правильно. А ещё ребята, с наступлением весны девушки выходили со своими рушниками встречать весну.
Физкультминутка «Рябинка».
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивание – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер
(Вращение туловищем вправо, влево)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся
(Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую
(Дети машут руками, изображая ветер). (2 раза).
Ребята, а вы знаете, есть ещё один обычай, вешать подкову на двери, чтобы в доме было всё хорошо, это оберег. И я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра «Подкова».
На Кубани есть старинное поверье : «Кто найдёт подкову, тому она счастья принесёт». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот, у кого осталась подкова в руке, выходит в круг и танцует.
Воспитатель: какие вы молодцы. Ребята, а вы знаете какие цвета, использовали мастерицы, чтобы например, вышить рушник.
Дети: для вышивки рушника, мастерицы использовали красный и чёрный цвет.
Воспитатель: а почему именно эти цвета, что они обозначают?
Дети: красный – это, солнца цвет, чёрный – это земля.
Воспитатель: вы у меня умницы, много знаете, правильно отвечаете.
А теперь я вам предлагаю заняться рукоделием. Чтобы моя светёлка стала ещё краше,
мальчикам предлагаю разукрасить «птушек», а девочкам тампонами «вышивать» рушники. И как в старину мы будем работать, и петь песни «Ой на горе калина».
Ребята только работу надо выполнять, с любовью, доброй душой, желанием. Только с таким настроением, у вас получатся замечательные работы.
Дети выполняют работы. Звучит музыка.
Во время выполнения работ помогаю детям советом, напоминанием.
Воспитатель: какие вы молодцы, вышиты рушники, раскрашены «птушки». А давайте узнаем, друг у друга, чем мы с вами занимались зимой?
Мальчики: ой вы девки, белые, что зимой вы делали?
Девочки: а мы время не теряли, рушники вам вышивали.
А вы, хлопцы казачата, сложа руки, не сидели?
Мальчики: мы же время не сводили, мы гончарный круг крутили.
Ну, девки белые, что ещё вы делали?
Девочки: спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.
Ну же хлопцы, казачата, что ещё вы делали?
Мальчики: молоточками стучали, и подковы мы ковали.
Ай да, девки белые, что ещё вы делали?
Девочки: мы лепёшки катали, пирожочки выпекали, всех ребяток угощали.
Воспитатель. Ай да молодцы. Вижу я, что вы не сидели, сложа руки. Я вам за ваши золотые руки, угощение приготовила.