Ирина Храменкова
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе. Пересказ рассказа Л. Толстого «Кувшин и галка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; узнавать по образному описанию знакомые предметы;
- словарь и грамматика: активизировать слова по теме «Птицы», познакомить с многообразием слова крыло, систематизировать знания о способах словообразования;
-формирование навыков сотрудничества, приобретение детьми опыта коллективной деятельности, умения работать в группе.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе, Пересказ рассказа Л, Толстого „Кувшин и галка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: картинки зимующих птиц, фланелеграф, плоскостные фигурки – галка, кувшин, камешки, картинка с ребусом, картинки с изображением летящей птицы, самолета, ветряной мельницы, здания; прозрачная мерная чашка с водой, яркий маркер, камешки.
Предварительная работа. Знакомство с зимующими птицами; составление детьми описательных рассказов о птицах; наблюдение за птицами во время прогулки; кормление птиц; разучивание физкультминутки «Синица».
Ход занятия.
-Ребята, чтобы узнать. о чем мы сегодня с вами будем разговаривать, я предлагаю вам разгадать ребус. (Дети разгадывают ребус. Отгадка ребуса – крыло.)
-Ребята, а что можно назвать словом крыло? (Крыло у птицы, у самолета).
А еще есть крылья у ветряной мельницы, крылом еще называют пристройку к зданию. (Ответы сопровождаются картинкой). Такие слова называются многозначными.
-Сегодня тема нашего занятия – птицы. Давайте с вами поиграем в игру»Кто как кричит». Я называю птицу и бросаю мяч. А тот, кому я брошу мяч, будет отвечать.
Ворона (что делает?) - каркает, голубь – воркует, кукушка – кукует, воробей – чирикает, сова – ухает, сорока – стрекочет, синица – тенькает, гусь - гогочет, утка – крякает, журавль – курлычет.
-Молодцы! А сейчас с вами попробуем поиграть со словами, превратим два слова, которые я вам буду говорить, в одно сложное слово. Игра называется «Скажи одним словом».
Красная грудка – красногрудый; длинные ноги – длинноногий; длинный хвост – длиннохвостый; быстрое крыло – быстрокрылый; звонкий голос – звонкоголосый; длинная шея – длинношеий; острый глаз – остроглазый; вода, плавать –водоплавающий,
-Молодцы, с таким сложным заданием справились. А умеете ли вы отгадывать загадки? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай по описанию». На картинках, которые лежат на столе, нарисованы птицы. Один из вас должен взять картинку, не называя птицу, рассказать о ней, какое у нее оперение, где она живет, чем питается. Другие дети отгадают, о какой птице идет разговор.
(Заслушиваются ответы 3-4 детей).
-.Физкульминутка «Синица»
Скачет шустрая синица (прыжки на двух ногах месте)
Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружится на месте)
Вот присела на минутку (присесть)
Почесала клювом грудку (встать, наклонить голову влево-вправо)
И с дорожки на плетень (прыжки на двух ногах)
Тири-тири (прыжки на левой ноге)
Тень-тень-тень (прыжки на правой ноге)
-Ребята, я вас хочу познакомить с рассказом Льва Николаевича Толстого «Кувшин и галка».
Галка – одна из самых умных птиц. Учеными были проведены опыты, когда корм для птиц выкладывался на вагончик, который въезжал в тоннель. Из всех испытуемых птиц только одна галка встретила вагончик с кормом с другой стороны тоннеля.
(Чтение рассказа Л. Толстого).
Кувшин и галка
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько положила, что вода стала выше, и можно было пить.
(На фланелеграфе по ходу чтения вывешивается картинки героя рассказа и «предметов- участников» текста: птица галка, кувшин и камушки)
-Как вы думаете, почему галка смогла пить? (Ответы детей)
А давайте с вами проведем эксперимент.
В прозрачную баночку я налью совсем немного воды. Ярким маркером отметим уровень воды в чашке. Представьте, что вы - галки. По очереди киньте по камешку в баночку. Что произошло с уровнем воды? (Вода действительно поднялась.)
-А сейчас вы попробуйте пересказать этот рассказ сами.
Вспомните, кто главный герой рассказа? (Галка).
Где стоял кувшин с водой? (Во дворе).
Почему галке нельзя было достать воду? (Была вода только на дне).
Что сделала галка? (Стала бросать камешки в кувшин).
После этого, что произошло с водой? (Вода поднялась).
Смогла галка попить? (И галка смогла напиться воды).
Пересказ детьми текста с вывешиванием на фланелеграфе фигурок героев сказки и «предметов- участников» текста. Пересказ 2-3 детей.
-Молодцы, ребята! Сегодня на занятии, мне очень понравились ваши ответы, вы были внимательными. А что вам понравилось, какие игры запомнились?