Дмитренко Юлия
Конспект организации и проведения занятия по обучению старших дошкольников грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная
Цель занятия : закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; воспитывать любовь к чтению, к грамматике
Задачи занятия :
• Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение
• Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках
• Закреплять умение делить слова на слоги
• Закреплять навык звукобуквенного анализа слов
• Закрепить графический образ букв
Темочки:
• Продолжать учить составлять слова из слогов
• Учить вставлять пропущенные буквы в словах, разгадывать зашифрованное слово-ребус
• Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением
• Совершенствовать навык чтения слогов слов и слов
Материалы и оборудование: доска, фланелеграф, ТСО, мяч, звуковые часы, слайды со слоговыми домиками, настольная игра — подарок, картинки со слогами, картинки для звукового анализа.
Предварительная работа:
• проведение викторин по речевому развитию и обучению грамоте
• настольные и дидактические игры по обучению грамоте
• речевые игры
• разгадывание простых ребусов, кроссвордов
Ход занятия:
1 задание: «вопрос-ответ»
• Из чего состоит наша речь? (из предложений)
• С какой буквы пишется начало любого предложения? (с большой)
• Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак.)
• Из чего состоят предложения? (из слов)
• Из чего состоит слово? (из слогов)
• Из чего состоит слог? (из звуков и букв)
• Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
• Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
• Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные)
• Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
• Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
• Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)
2 задание: «звуковые часы»
На них не цифры, а картинки, и они показывают не время, а рассказывают о звуках. Покажите синей стрелкой картинку, название которой начинается с твердого согласного звука, а зеленой стрелкой картинку, название которой начинается с такого же, но только мягкого согласного звука. Например, «солнце — синица». (Дети выполняют задание)
3 задание: «Подели слова на слоги и определи их количество»
Перед детьми находится паровоз с вагончиками (домики). В паровозиках одно, два, три окошка. Перед ними также изображены звери. Детям нужно расселить их по вагончикам, для этого нужно разделить названия зверей на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.). Дети разделают слово на слоги с помощью хлопков.
4 задание: «Собери слово»
Перед вами слоги. На одном столе слоги из начала слова. На другом — конечные слоги. Из двух слогов нужно составить слово (выполняют в парах).
Физкультминутка – игра «Большой- маленький»
Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч. Воспитатель называет слово, а дети преобразуют его в уменьшительно-ласкательное суффиксальным способом.
5 задание: «Буква потерялась»
В словах потерялись буквы, надо вставить в пропущенное место нужные буквы, чтобы получилось слово.
• З _ _ Т (зонт)
• С _ У _ (стул)
• _ _ Ю Г (утюг)
6 задание: «Разгадай слово»
перед вами зашифрованное слово (алфавит, нужно отгадать загадки, вставить буквы в слово и прочитать слово.
1. Айболиту все сперва говорили букву… (А)
2. Самое жаркое время года начинается с этого звука (Л)
3. Этот звук стоит последним в слове шарф (Ф)
4. Этот гласный звук стоит посередине в слове мак (А)
5. Этот звук звонкий парный брат глухого звука Ф… (В)
6. У ежа и у елки есть колючие…иголки…. Первый звук у слова иголки назови ну конечно это (И)
7. В слове рот и бегемот этот звук последний — вот. (Т)
(Ответ – алфавит)
Итог занятия : воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, какие задания они выполняли, какие, на их взгляд были легкие, а какие сложными, какое задание понравилось; происходит обмен результатами выполненных заданий.