Приложение МААМ

Конспект опытно-экспериментального занятия на тему «Свойства соли» в подготовительной группе «Посылка с секретом»

Балакирева Нина
Конспект опытно-экспериментального занятия на тему «Свойства соли» в подготовительной группе «Посылка с секретом»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект опытно-экспериментального занятия в подготовительной группе

«Посылка с секретом»

Воспитатель: Балакирева Нина Михайловна

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель: познакомится с особенностями соли, ее свойствами, качествами и применением.

Задачи:

- Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, заинтересовать в получении информации о соли, соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности;

Публикация «Конспект опытно-экспериментального занятия на тему „Свойства соли“ в подготовительной группе „Посылка с секретом“» размещена в разделах

- Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, делать выводы;

- Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: картонная коробка, сундучок с мешочками с крупной и мелкой солью, письмо, банки, теплая и холодная вода, чайные ложечки, лупы, 3 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, тарелки, трубочки, бумага для акварели, баночки для рисования, акварельные краски, кисти.

Предварительная работа

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах

• Просмотр фильма на тему : «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Почтальон: -Для вас посылка.

Воспитатель: Ребята, нам пришла посылка. На ней даже адрес стоит: с. Подвязновский, детский сад, подготовительная группа. Значит это нам. Давайте ее откроем и посмотрим, что там лежит. Смотрите, здесь лежит шкатулка. Давайте скорее узнаем, а что – же там внутри. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то покрупнее, почти с горошек- что же это может быть? А тут еще и письмо есть. Давайте его прочитаем.

Письмо

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам ученый из Москвы. Я от вашего воспитателя узнал, что вы очень любознательные, поэтому высылаю вам посылку с заданием. Чтобы узнать, что же я положил в мешочки, вам нужно отгадать мою загадку. А еще вам предстоит стать учеными-экспериментаторами. Для этого в посылке лежат шапочки и фартуки. Я надеюсь, что вы узнаете много нового и интересного, посмотрев фильм, который я вам тоже отправляю. Желаю вам удачи.

Воспитатель загадывает загадку:

Ну, что ж ребята, чтоб определить таинственное вещество в мешочках, нам нужно отгадать загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, наверно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Восп. : Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и предлагает посмотреть фильм, который прислал ученый.

Восп. : Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Ребята, мы с вами читали книгу о соли и посмотрели фильм, как добывают соль у нас в России, давайте я вам напомню, что люди научились добывать соль различными способами:

1) Соль добывают в соленых шахтах. Ребята, вспоминайте, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и образовались соленые горы.

2)Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока она вся не испарится, тогда останутся кристаллы соли, которые можно собрать.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму (Нужна)

Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

В древности соль добывать было очень тяжело, не было техники, транспорта, поэтому она была очень дорогой, порой дороже золота. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Дети:

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Пуд соли вместе съесть.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?

В медицине: В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным. Так как животным самим трудно найти соль, а для правильной работы организма им она тоже необходима, люди дают соль и домашним животным и егери рассыпают соль в лесу в специальные кормушки, например для лосей.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания, в консервировании.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки пешеходные и автомобильные. Так как соль разрушает лед.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи, подкармливают животных., используют как средство против гололеда.

Экспериментальная часть

Физкультминутка:

«Получили мы посылку (Дети стоят, движения руками

Скрыт был в ней большой секрет. Присели

Отгадали мы загадку Подпрыгнули

Оказался прост ответ. Развели руками

Соль лежала в той посылке, Имитация «посолили»

Проведем с ней опыты. Имитация «наливаем»

Мы в ученых поиграем Поворот вокруг себя

И много нового узнаем.» Идем на свое место.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Демонстрация плаката)

1. Не трогать ничего без разрешения.

2. Соблюдать тишину.

3. Работать только на своем месте.

4. Соблюдать осторожность.

5. Не пробовать на вкус.

- А сейчас я вас приглашаю в нашу научную лабораторию. (Одевайте фартуки и шапочки и проходите за столы.)

И так внимание.

Опыт № 1 : «Свойства соли».

Воспитатель: Возьмите каждый по одному мешочку и насыпьте немного соли в тарелочку. Давайте мы её рассмотрим.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Подуйте тихонько на соль через трубочку и понюхайте.

«Соль сыпучая, без запаха»

Вывод: соль рассыпается, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 : «Соль хрустит»

Ребята, у нас в мешочках осталась соль, давайте ее помнем осторожно, что вы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании на неё, кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 3 : «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

- Молодцы, правильно. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль поглощает воду, если ее немного. И растворяется в воде, если воды больше.

Опыт№4 : «Что влияет на скорость растворения соли»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, где соль растворится быстрее.

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль, нальем воды и размешаем.

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль растворилась быстрее, так как она мелкая)

Вывод: Соль мелкая растворяется быстрее, чем крупная; в тёплой воде соль растворяется быстрее, чем в холодной.

Опыт № 5 : «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать и чем соленее вода, тем она плотнее и в ней труднее утонуть. Хотите это проверить? (Да).

Помогут нам в этом обычные яйца. Возьмем 3 баночки с обычной водой. В первой банке у нас вода останется пресной, во второй мы немного посолим воду, а в третьей посолим побольше. Опустим в них яйца. Что вы видите?

(В первой банке яйцо утонуло, во второй плавает в середине, а в третьей вообще на поверхности).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 6 : «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Физкультминутка

Восп. : Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Вы будете приседать, услышав продукт, который можно солить, если это не солят, то вы подпрыгиваете.

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Творческая работа.

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами нарисуем звездное небо, используя соль. Вы сейчас закрашиваете лист в темный цвет, ведь ночное небо темное. А теперь мы возьмем немного крупной соли и «посолим» наши рисунки, смотрите, что происходит, работает свойство соли- поглощать воду, крупинки соли притянули себе воду с краской и на этом месте образовалось пятно, похожее на звезду в ночном небе.

Как красиво у вас получается!

Рефлексия

Итак ребята, какое вы сегодня изучали вещество?

Что нового вы узнали о соли? (как она добывается, для чего нужна)

Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование с солью, опыты с солью /.

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в посылке еще что то есть. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были очень хорошими учеными, молодцы!

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам ученый из Москвы.

Я от вашего воспитателя узнал, что вы очень любознательные, поэтому высылаю вам посылку с заданием. Чтобы узнать, что же я положил в мешочки, вам нужно отгадать мою загадку. А еще вам предстоит стать учеными-экспериментаторами. Для этого в посылке лежат шапочки и фартуки.

Я надеюсь, что вы узнаете много нового и интересного, посмотрев фильм, который я вам тоже отправляю.

Желаю вам удачи!

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность «Минерал, употребляемый в чистом виде» на тему «Свойства соли»Познавательно-исследовательская деятельность «Минерал, употребляемый в чистом виде» на тему «Свойства соли» занятие по познавательно- исследовательской деятельности по теме : "Минерал, употребляемый в чистом виде" Целью занятия было - изучение.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева» Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг.

Конспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группыКонспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группы Программное содержание: 1. Формировать представления о круговороте воды в природе. 2. Учить умению устанавливать причинно-следственные.

Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Поиграем с солнышком» на тему «Свойства песка»Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Поиграем с солнышком» на тему «Свойства песка» Программное содержание: формировать представления о свойствах песка; обучать малышей навыкам экспериментирования с песком; познакомить с.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.

Конспект опытно-экспериментального занятия по ЗОЖ и правилам гигиены «Микробы»Конспект опытно-экспериментального занятия по ЗОЖ и правилам гигиены «Микробы» Цель: Формирование основ здорового образа жизни, правил гигиены. Задачи: Формировать знания о том, что все заболевания носят инфекционный.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Ветер в комнате» по теме «Свойства воздуха» во второй младшей группе Цель: выявить, как образуется ветер Задачи: Образовательные: учить делать вывод Развивающие :развивать интерес к экспериментированию;.

Проект опытно-экспериментального занятия во второй младшей группе «Посадка лука»Проект опытно-экспериментального занятия во второй младшей группе «Посадка лука» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Цель проекта: Привлечение детей к самостоятельной посадке лука,.

Конспект занятия «Свойства волшебной соли»Конспект занятия «Свойства волшебной соли» Программное содержание: Расширять познавательный интерес детей, творческое воображение, мышление. Познакомить детей со свойствами соли и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментального занятия на тему «Свойства соли» в подготовительной группе «Посылка с секретом»
Опубликовано: 18 ноября 2023 в 20:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект опытно-экспериментального занятия на тему «Свойства соли» в подготовительной группе «Посылка с секретом»» (включая файлы) размещена пользователем Балакирева Нина (УИ 1721696) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД