Ольга Ануфриева
Экспериментальная деятельность как средство сенсорного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста может являться средством сенсорного развития.
Известный отечественный психолог Н. Н. Поддьяков[5] выделяет экспериментирование в качестве основного вида поисковой деятельности детей, претендующей, по мнению ученого, на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, познавательную мотивацию и является средством сенсорного развития.
Публикация «Экспериментальная деятельность как средство сенсорного развития детей» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
По утверждению Н. Н. Поддьяков [5], экспериментальная деятельность – это, прежде всего, активно-преобразующая самостоятельная исследовательская деятельность детей. Экспериментирование не задается взрослым заранее в виде схемы, а строится самим ребенком по мере получения новых сведений об объекте. Мотивом экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте.
Существуют определенные НОД по экспериментальной деятельности, которые имеют следующую структуру.
В вводной части занятия воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, которую разбирают все вместе, коллективно, а именно выделяют ее особенности, выясняют как можно поступить, что лучше не делать, предполагают шаги к устранению проблемы. Далее ребята уже начинают самостоятельно рассуждать, активно предлагать свои мнения, спорить, отстаивать свою позицию, для того чтобы выявить пути решения проблемы, в итоге, в результате детского коллективного обсуждения приходят к одному общему мнению, а далее осуществляют исследование с предложенным материалом. Воспитатель, с помощью вопросов, высказываний, обращений, незаметно для самих детей, наталкивает их на правильное решение, в этом и заключается помощь педагога. Но на этом все не заканчивается. В дальнейшем воспитатель такими действиями активирует дальнейшее развитие данного процесса, дает понять детям, что верит в них, то что они смогут самостоятельно что- то открыть, найти какой – то новый способ в этой ситуации.
Если же детям удалось совершить какое – либо открытие, все это происходит в яркой эмоциональной форме. Ребята переживают, нервничают, и у них получается, безграничная радость, гордость за самих себя, они осознают, какими возможностями обладают, в дальнейшем все это придает им силы и уверенности в себе, для открытия еще чего- либо нового.
В конце НОД педагог вместе с ребятами обсуждают чем они пользовались, какие способы применяли, какие действия ими были выполнены в той или иной ситуации. Все это не просто так. Заключительное слово необходимо для того, чтобы ребенок еще раз более наглядно и полно увидел все возможные способы действия с предметами и материалами,
которые были ему предложены. Все это стимулирует ребенка на новые эксперименты, не только в процессе НОД, но и в других видах деятельности так же и в самостоятельной.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.
В связи с этим в дошкольном образовании экспериментирование должно отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов; показ только существенных сторон явления или процесса; отчётливая видимость изучаемого явления; возможность участия ребёнка в повторном показе эксперимента.
Главное достоинство применения экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе экспериментирования :
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребёнка, так как дошкольнику необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умения;
- экспериментирование важно и для формирования самостоятельности. целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определённого результата.
Ребёнок дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности :
- видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы;
- анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты;
- выдвигать гипотезы и предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
- делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Таким образом, в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Ситуация экспериментирования дает ребенку большие возможности для общения со сверстниками и воспитателем. При этом ребенок и воспитатель могут выступать равноправными партнерами по деятельности.
В своих трудах Н. Н. Подьяков [5] отмечает, что для экспериментальной деятельности характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется, когда в процессе деятельности ребёнок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых знаний об объекте дошкольник может ставить перед собой новые, более сложные, цели и пытаться их решить.
Экспериментирование используется в разных видах организованной образовательной и самостоятельной деятельности.
На занятиях по формированию элементарных математических
представлений дети учатся сравнивать, измерять предметы и различные вещества, самостоятельно находит решения поставленной задачи, анализировать, делать выводы, умозаключения, устанавливать взаимосвязи и закономерности, посредством проведения исследования.
В продуктивной деятельности дети используют нетрадиционные приемы рисования (пальчиками, щеткой, целлофаном, ниткой, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, экспериментируют с красками, разными материалами, конструируют поделки из бросового материала.
На занятиях в образовательной области «Речевое развитие» широко используются опыты с речевым аппаратом, во время артикуляционной гимнастики дети проводят опыты со своим языком, для развития фонематического слуха в игровых упражнениях: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо». В чтении художественной детской литературы встречаются произведения, которые помогают воспитателю преподносить познавательные занятия через поиск решений, проверку экспериментирования. Например, во время чтения сказки Л. Муур «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» можно провести опыт с собственным отражением в зеркале или на прогулке найти свое отражение, например, в луже. Сборник стихов А. Усачева «Умная собачка Соня» - кладезь идей для опытов и экспериментов : «Впитывает – не впитывает», «Умный язычок» (определение вкуса, «Где можно увидеть радугу?» (мыльные пузыри, домашнее экспериментирование).
В музыкальном образовании процесс экспериментальной деятельности со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, Экспериментирования проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы
– постукиванием по хрустальному стаканчику, в звучании музыкальных произведений. Изготовление самодельных музыкальных инструментов, например, маракасов из чехольчиков от киндер-сюрпризов.
Одна из главных ролей в развитии сенсорных эталонов принадлежит окружающей среде, а именно природе. Обследование природы осуществляется через чувства, или по- другому чувственным путем. С помощью, зрения, слуха, осязания и т. д.
Например, картина осенней природы воспринимается дошкольниками более эффективно если педагог предложит послушать аудиозапись с голосами птиц, шум ветра, как опадают листья. Если дети знают запах грибов, запах природы после дождя. Чем больше принимают участия наши органы чувств, тем больше признаков и свойств ребенок сможет выявить и определить, в том объекте, который он исследует. Благодаря всему этому представления малыша будут яркими, выразительными, насыщенными, появиться интерес, к данному виду деятельности, ему захочется узнавать еще что-то новое, в процессе всего этого возникают мыслительные процессы, работает мышление, воображение, у ребенка формируются эстетические чувства, он начинает видеть красивое, прекрасное.
Наличие у детей навыков наблюдений за явлениями или объектами на прогулке, создаются благоприятные условия для экспериментирования. Дети много могут найти для своих исследований и экспериментов. Например, осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность. Почему листья шуршат, а иногда нет. Зимой после ветреного дня на снегу можно обнаружить семена клена, березы и других растений, дети с радостью экспериментируют с летающими семенами, подбрасывают их и наблюдают за особенностью полета и скоростью падения, делают выводы. Проводят опыты с ветром, с воздухом, песком, почвой.
В трудовой деятельности дети изучают условия, необходимые для жизни растений. Дети наблюдают и проводят экспериментирования в уголке
природы с растениями. Опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и
почему её нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян).
Для сенсорного развития детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создан специальный уголок, в котором находятся различные материалы (природный, бросовый и т. п., приборы (лупы, магниты и другое, пособия и предметы, необходимые для проведения опытов. Наличие разных материалов позволяет ребёнку действовать вариативно и преобразовывать ситуацию разным образом.
Игра — это основной вид деятельности в дошкольном возрасте, и именно через игру проходит вся деятельность, это и прием пищи, и складывание игрушек на место, и трудовая деятельность и многое другое. Жизнь ребенка – это игра, так как именно в этой деятельности малыш чувствует себя уверенно, комфортно, именно здесь он выражает свои чувства, передает нам какую – либо информацию, получает новые знания. Особенно хороши для развития сенсорных эталонов игры с песком и водой. Малыш может долгое время перебирать песочек руками, переливать воду из одной емкости в другую. Это принесет ребенку радость, свободу и независимость, а так же простор для дальнейшего экспериментирования.
Много возможностей развития детей заложено в игре – экспериментировании. Игры с песком, водой, красками требуют специального оборудования. Лучше размещать материалы для таких «неопрятных» игр ближе к источнику воды, обязательно в этом месте постелить пластиковый коврик или клеёнку. Иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки, фартуки). Рядом в коробке, контейнере или на полках находятся необходимые предметы: емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики от
пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок). Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же, песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственное – количественных представлений, счётных операций. Развития мелкой моторики, развития речи [4]. Игры с природным материалом – снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, желудями, плодами шиповника, семенами (клёна, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом являются прекрасным сырьём для поделок и игр с ними.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой. Воспитания бережного,
заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя, таким образом, с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно
играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. В ходе сюжетной игры с песком «Зоопарк» помимо загородок, забора, кассы дети строят дорогу для маленьких грузовых и легковых машин, гараж. На грузовиках они подвозят животным пищу, а на легковых машинах катают экскурсантов, это игра будет возникать вновь и вновь, если постепенно обновлять игрушки. И хотя постройки быстро разрушаются, дети строят новые клетки, вольеры, пруды и т. д. [2]
Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы, воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают - тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течёт. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная [4].
Таким образом, богатый ассортимент природных материалов и вспомогательных предметов, создаёт условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но этого ещё недостаточно для того, чтобы ребёнок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с предметами. Необходимо участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.
Для того, чтобы процесс сенсорного развития проходил более эффективно в группе, в предметно - развивающей среде должны появляться, книги-энциклопедии, альбомы с различными иллюстрациями материалов,
дидактические игры, которые развивают познавательный интерес ребенка. Именно то, что находиться в данном уголке дает ребенку действовать с этими предметами самостоятельно, изучать их, рассматривать, что очень важно и необходимо в процессе данной деятельности.
Данная работа по развитию сенсорных эталонов должна проводиться не только в пределах ДОУ, педагоги должны взаимодействовать с семьей. Могут быть проведены консультации по данной теме, круглые столы, беседы, в раздевальной комнате, в уголке для родителей, можно предложить информацию, как, в каких условиях, какими способами лучше всего происходит сенсорное развитие у ребенка. Так же рекомендации по данной теме можно дать на родительском собрании, как один из вариантов, проводить индивидуальную работу отдельно с теми семьями, дети которых отстают в данном направлении от сверстников. Предлагается домашнее задание и различные другие способы и методы работы ДОУ с семьей.
Так же педагогам совместно с родителями нужно поддерживать ребенка, предоставить ему как можно больше времени и возможностей для того, чтобы он экспериментировал, не с одним предметом, а с разными материалами, тем самым у дошкольников сформируется мотив узнать и постичь что – то новое.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и экспериментирование соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира.
Список литературы
1. Васильева И. В. Сенсорное развитие в младшей группе : Цветовая мозаика. — 2014. — Образовательный проект. — www. tyuapse. proekt
2. Гагарина А. Играем со строительным материалом // Дошкольное воспитание. — 2014. — №2. — С.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Книга для воспитателей детского сада Л. А. Венгер, А. П. Усова и др. – М. : Новое знание, 2006. – 304с.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : Сфера, 2004. – 112с.
5. Поддъяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд. / Поддъяков Н. Н., Аванесова В. Н. – М. : Просвещение, 2001.
6. Рыжова Н. «Лунный песок» — новый материал для лепки // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2012. — №1. — С. 36.
7. Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005.
8. Фантазии из природных материалов [Текст] / Е. Немешева. - М. : Айрис — пресс. - 2011. - С. 4 - 7.