Елена Добыш
Опытно-экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Опытно – экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников»
1. Слайд
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации.
Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать проблемы. Поэтому педагогам и родителям необходимо решать важную задачу подготовки детей к дальнейшей успешной социализации.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, развивается способность эффективно взаимодействовать с окружающими.
2. Слайд
Социально – коммуникативное развитие (по ФГОС) направлено на:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные;
Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и детьми;
Становление самостоятельности и эмоционального интеллекта и отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, основ безопасного поведения в быту и в социуме.
3. Слайд
Не надо забывать о том, что «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».
Поэтому, я и использую в своей работе, метод экспериментирования, он позволяет воспитанникам моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, даёт возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Неоспоримыми достоинствами метода экспериментирования является то что:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта (взаимоотношение с другими объектами и среда обитания);
Происходит обогащение памяти ребёнка, активизируется мозговая деятельность, т. к. возникает необходимость выстраивать логические цепочки, сравнивать и обобщать;
Активизируется речь ребёнка, т. к надо делать выводы об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности; в процессе экспериментирования словарь воспитанников пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки и свойства явления или объекта природы.
Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
Развитие способности эффективного взаимодействия с окружающими;
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определённого результата.
4. Слайд
Цель моей работы: Создать условия для развития успешной социализации детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.
Включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:
Создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования;
Поощрение познавательной инициативы как одной из важных задач социализации дошкольников;
Развитие эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру;
Развитие умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов;
Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
Воспитание желания достигать цели в проблемной ситуации, чувства взаимопомощи при выполнении коллективного задания;
Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.
5. Слайд
Одним из условий решения задач по социализации дошкольников через использование опытно – экспериментальной деятельности является организация развивающей предметно – пространственной среды.
Чтобы дети в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы, в группе оборудована мини – лаборатория.
При создании которой, я опиралась на основные требования ФГОС ДО и постаралась сделать её содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В ней имеется:
дидактический материал,
предметы, необходимые для экспериментирования:
специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки,
бросовый и природный материал (камешки, песок, семена,
утилизированный материал (проволока, нитки, перья, губки и т. д.,
инструменты для опытов (лупы, термометры, магниты, весы, зеркало, песочные часы, фонарик, компас и т. д.,
оформен «Огород на подоконнике».
6. Слайд
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми включает в себя наблюдения, труд, проблемно–поисковые упражнения, беседы, чтение, прогулку, опыты, эксперименты.
3. Самостоятельная деятельность детей – это игровые упражнения, проблемные ситуации, дидактические игры, несложные опыты и эксперименты, прогулка, которые проходят под зрительным контролем педагога, с целью соблюдения правил безопасности и поощрения детей для поддержания у них интереса к экспериментированию.
4. Сотрудничество с родителями: привлечение родителей к участию в различных исследовательских проектах, совместных мероприятиях с детьми и родителями «Лаборатория чудес и превращений», анкетирование с целью выявления интересов и уровня осведомлённости по данной теме.
7. Слайд
В совместной с детьми деятельности были созданы макеты экосистем: «Болото», «Аквариум», дидактическое дерево «Круглый год», «Животные Арктики», которые дети с удовольствием используют для совместных игр.
8. Слайд
Чтение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» побудило детей к
исследованию свойств дерева. Задумались, как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали кусочек ткани, бумагу, металлическую и деревянную пластины. Увидели что бумага, ткань и металл тонут, деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими ещё полезными свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать?
9. Слайд
С помощью игровых персонажей предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: можно ли сделать лупу для Незнайки самим из стеклянного стакана, кусочка целлофана, резинки и воды? Дети выдвигают гипотезу. В ходе эксперимента высказывают предположения, выбирают способ решения познавательной задачи, обобщают полученные данные. Делают выводы.
10. Слайд
Прочитали с детьми в энциклопедии, как возникает радуга.
Задумались, а можно ли увидеть радугу в ясный солнечный день?
Ловили радугу при помощи ёмкости с водой, зеркала и солнечного света.
11-12 Слайд
Опытным путём исследовали свойства воды.
13. Слайд
Изучая «магнетизм», провели опыт, объясняющий природу «Полярного сияния».
14. Слайд
В специально организованной деятельности, знакомясь с жизнью диких животных, провели опыт «Как белка орехи считает?»
15. Слайд
Изучали как устроены перья у птиц.
16. Слайд
Экспериментирование как специально организованная деятельность не будет полноценно способствовать становлению целостной картины мира ребёнка, его социализации без участия семьи. Поэтому я тесно сотрудничаю с родителями по данному направлению.
• Провела конкурс семейных поделок: «Подари новую жизнь ненужным вещам».
• Оформила фотовыставку: «Играем и познаём»
• Подобрала консультативный материал по теме «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка», «Занимательные опыты на кухне».
17. Слайд
Это побудило родителей к различным видам детско – взрослой деятельности : чтению, наблюдению, экспериментам.
Таким образом, результат опытно экспериментальной деятельности как условие успешной социализации показал, что дети выдвигают гипотезы, высказывают предположения, выбирают способ решении познавательной задачи, обобщают полученные данные и делают выводы, пользуются приборами – помощниками, соблюдают правила безопасности, взаимодействуют друг с другом при выполнении коллективного задания. Повысилась компетентность родителей по данной теме.
Список литературы
1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимов Ю. Я. ,Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей - М. : «Баласс», 2003.
2. Иванова А. И. Естественно–научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М. : Сфера, 2005.
3. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
5. ФГОС ДО – М. : Министерство образования и науки РФ, 2014.
6. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет. – СПб: Детство-Пресс, 2015.