Приложение МААМ

Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка

Кристина Смыкова Будко
Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в системе дошкольного образования все чаще используется такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, как метод экспериментирования. В процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Хочу отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка» размещена в разделах

После 5-ти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Структура детского экспериментирования.

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно- следственных связей и отношений.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах. [/b]

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».

Ход:

• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

• Уточнение плана исследования.

• Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка:

-развитие первичных естественнонаучных представлений;

-наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

- формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);

2) место для приборов, материалов (природного, бросового);

3) место для проведения опытов;

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий

- книги познавательного

характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных

растений, камешки, ткани,

(подарки зимы, весны, осени) - песок, глина;

-набор игрушек резиновых,пластмассовых

для игр в воде;

-материалы для игр с мыльной пеной;

-красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, и др.)

- простейшие приборы и приспособления:

- бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки и др.

- семена бобов, фасоли, гороха. - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами (почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для детей среднего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, ткани, бумага, пуговицы, (подарки зимы, весны, осени)

- мини-музеи (тематика различна, например «камни», «чудеса из стекла» и др.) - песок, глина;

-набор игрушек резиновых,пластмассовых

для игр в воде;

-материалы для игр с мыльной пеной;

- красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- семена бобов, фасоли, гороха;

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

- простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений (чудесный мешочек, зеркальце для игр с солнечным зайчиком, контейнеры из киндер-сюрпризов.

- бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки. - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами (почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация;

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняются воспитателем, ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции, мини-музеи (тематика различна, например – «Часы бывают разные», «Изделия из камня» - материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;

- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, детали конструктора и т. д. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ;

- сито, воронки;

- половинки мыльниц, формы для льда;

- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки и др. - мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;

- личные блокноты детей для фиксации результата опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие, запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;

- персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Родители вниман

ие![/b]

«Умейте открыть перед ребенком

в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал».

В. А. Сухомлинского

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспе-риментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата. Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг.

Публикации по теме:

«Игра как деятельность, форма и метод развития и саморазвития ребёнка» Игра подобна реке у которой два берега. Один берег реки-забава, другой-нравственный урок. Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются.

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской муниципального образования.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшей группы» Перспективный план работы по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного.

Исследовательская деятельность, как метод обучения старших дошкольников Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность Экспериментальная деятельность. 1. Веселая полоска. Воспитатель: Будем мы сейчас играть и полоску оживлять. Раз, два, три-посмотри. Что.

Опытно-экспериментальная деятельность 1слайд - Добрый день, коллеги! Сегодня я представляю презентацию своей работы на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность Развитие у детей навыков и умений опытно – экспериментальной деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.

Опытно экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми по формированию представлений о взаимосвязи живой и неживой Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивные отношения к природе, к "рукотворному.

Проектная деятельность как метод развивающего обучения дошкольников В современном мире модернизация системы образования влечет за собой новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к качеству.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 11:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Смыкова Будко (УИ 505649) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД