Кристина Смыкова Будко
Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного образования все чаще используется такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, как метод экспериментирования. В процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Хочу отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
После 5-ти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.
Структура детского экспериментирования.
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно- следственных связей и отношений.
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах. [/b]
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».
Ход:
• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
• Уточнение плана исследования.
• Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка:
-развитие первичных естественнонаучных представлений;
-наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
2) место для приборов, материалов (природного, бросового);
3) место для проведения опытов;
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);
Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- книги познавательного
характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных
растений, камешки, ткани,
(подарки зимы, весны, осени) - песок, глина;
-набор игрушек резиновых,пластмассовых
для игр в воде;
-материалы для игр с мыльной пеной;
-красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, и др.)
- простейшие приборы и приспособления:
- бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки и др.
- семена бобов, фасоли, гороха. - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами (почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для детей среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, ткани, бумага, пуговицы, (подарки зимы, весны, осени)
- мини-музеи (тематика различна, например «камни», «чудеса из стекла» и др.) - песок, глина;
-набор игрушек резиновых,пластмассовых
для игр в воде;
-материалы для игр с мыльной пеной;
- красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- семена бобов, фасоли, гороха;
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
- простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений (чудесный мешочек, зеркальце для игр с солнечным зайчиком, контейнеры из киндер-сюрпризов.
- бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки. - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами (почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация;
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняются воспитателем, ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции, мини-музеи (тематика различна, например – «Часы бывают разные», «Изделия из камня» - материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, детали конструктора и т. д. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ;
- сито, воронки;
- половинки мыльниц, формы для льда;
- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки и др. - мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
- личные блокноты детей для фиксации результата опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие, запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;
- персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Родители вниман
ие![/b]
«Умейте открыть перед ребенком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинского
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспе-риментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата. Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг.